9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Тема: «Мой Казахстан»

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

  Новикова Л.И. Саумалкольская школа-гимназия № 2 Айыртауский район<
Тема: «Мой Казахстан» | фото с сайта actualcomment.ru

Занятие по развитию речи в классе предшкольной подготовки

Программное содержание: закрепить умение составлять описательный рассказ по картине; активизировать словарный запас детей по теме; развивать умение использовать в речи простые и сложные предложения; развивать интерес к самостоятельному словесному творчеству.

Словарная работа: дастархан, шанырак, аксакал, джигит, батыр.

Предварительная работа: чтение отдельных глав из книги «Волшебное путешествие по стране Казахстан»; ознакомление с символикой РК; ознакомление с видами национальной одежды на уроках ИЗО.

Ход занятия

1. Вступительная беседа

Чтение стихотворения:

  • Дастархан у нас, как степь, широк,
    Горы высоки и величавы,
    Сколь гостеприимен мой народ,
    Каждым, кто бывал здесь, отмечалось.
    Родина, любимая земля,
    Кланяюсь степям твоим, долинам!

2. Беседа

— О чём это стихотворение?
— Как ещё можно назвать Родину?
— Как называется наша Родина?
— Какие ещё стихи о Родине, о Казахстане вы знаете?

3. Чтение детьми стихотворений

Родина

  • Родина — одна,
    Она — родная мать.
    Её нельзя купить.
    Её нельзя продать.
    М.Макатаев

Лучше нет родного края

  • Жура — жура — журавель!
    Облетел он сто земель.
    Облетел, обходил,
    Крылья, ноги натрудил.
    Мы спросили журавля:
    — Где же лучшая земля?
    Отвечал он, пролетая:
    — Лучше нет родного края!
    П. Воронько

4. Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Казахстан.

Первая остановка. «Символика»

— Что такое символика?

— Что вы видите? (флаг, герб)

— Что означает цвет флага?

— Что означает парящий орёл?

— Что означает солнце?

— Как называются летящие кони, изображённые на гербе?

— Какой символ напоминает вам о доме, об очаге, о мире? (шанырак).

Чтение стихотворения «Флаг Казахстана»

  • Казахстана древний флаг
    Горной сини голубей.
    Нашей общей воли знак,
    Стяг отцов и сыновей
    — Казахстана гордый флаг

Вторая остановка «Вместе дружная семья»

— В Казахстане живут люди разных национальностей.

— Какие национальности вы знаете?

— Подберите синонимы к слову дружба, (согласие, мир)

— У нас в классе дети разных национальностей. А вы дружны между собой?

Чтение стихотворения «Родина»

  • Есть белые дети, есть чёрные дети,
    Есть жёлтые дети на нашей планете.
    Вся наша земля, как большой детский сад
    Где каждый друг другу сестра или брат.

 Когда в нашей стране наступают праздники, люди отмечают их весело, дружно, приглашают в гости своих друзей. Скоро наступит весенний казахский праздник. Как он называется? Сейчас мы отправимся на этот праздник на паровозике.

Физминутка «Паровоз»

Загудел паровоз и вагончики повёз.
Чу-чу, чу-чу, далеко я укачу.
(дети имитируют движения)

Третья остановка «Наурыз»

1) Рассматривание рисунков в азбуке — тетради.

— Что вы видите на рисунке?

— Как можно назвать эти картины?

— Как веселятся джигиты?

— Что делают девушки?

— Как отмечают праздник аксакалы?

— Что будет в ауле, когда закончится праздник?

2) Составление детьми рассказа по теме «Наурыз в ауле».

(опрос 2–3 детей).

3) Обсуждение, анализ рассказов.

4) Исполнение детьми песни «Наурыз — біздің жана жыл» сл. и музыка Ж.Калжанова.

Четвёртая остановка «Пословицы»

— Каждый народ накопил много мудрых пословиц и поговорок. Но некоторые пословицы одного народа похожи на пословицы другого.

Послушайте пословицы казахского народа, а потом подберём к ним похожие русские народные пословицы и объясним их смысл.

Казахские народные пословицы:

  1. Без муки и труда достатка нет никогда.
  2. По труду и плоды.
  3. Настоящий батыр познаётся в час испытаний.

Русские народные пословицы:

  1. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  2. Что посеешь, то и пожнёшь.
  3. Друг познаётся в беде.

Итог занятия. Рефлексия.

— Что нового узнали?

— Что было интересно?

Категория: