Тема: «Мой Казахстан»
Новикова Л.И. Саумалкольская |
Занятие по развитию речи в классе предшкольной подготовки
Программное содержание: закрепить умение составлять описательный рассказ по картине; активизировать словарный запас детей по теме; развивать умение использовать в речи простые и сложные предложения; развивать интерес к самостоятельному словесному творчеству.
Словарная работа: дастархан, шанырак, аксакал, джигит, батыр.
Предварительная работа: чтение отдельных глав из книги «Волшебное путешествие по стране Казахстан»; ознакомление с символикой РК; ознакомление с видами национальной одежды на уроках ИЗО.
Ход занятия
1. Вступительная беседа
Чтение стихотворения:
- Дастархан у нас, как степь, широк,
Горы высоки и величавы,
Сколь гостеприимен мой народ,
Каждым, кто бывал здесь, отмечалось.
Родина, любимая земля,
Кланяюсь степям твоим, долинам!
2. Беседа
— О чём это стихотворение?
— Как ещё можно назвать Родину?
— Как называется наша Родина?
— Какие ещё стихи о Родине, о Казахстане вы знаете?
3. Чтение детьми стихотворений
Родина
- Родина — одна,
Она — родная мать.
Её нельзя купить.
Её нельзя продать.
М.Макатаев
Лучше нет родного края
- Жура — жура — журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
— Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
— Лучше нет родного края!
П. Воронько
4. Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Казахстан.
Первая остановка. «Символика»
— Что такое символика?
— Что вы видите? (флаг, герб)
— Что означает цвет флага?
— Что означает парящий орёл?
— Что означает солнце?
— Как называются летящие кони, изображённые на гербе?
— Какой символ напоминает вам о доме, об очаге, о мире? (шанырак).
Чтение стихотворения «Флаг Казахстана»
- Казахстана древний флаг
Горной сини голубей.
Нашей общей воли знак,
Стяг отцов и сыновей
— Казахстана гордый флаг
Вторая остановка «Вместе дружная семья»
— В Казахстане живут люди разных национальностей.
— Какие национальности вы знаете?
— Подберите синонимы к слову дружба, (согласие, мир)
— У нас в классе дети разных национальностей. А вы дружны между собой?
Чтение стихотворения «Родина»
- Есть белые дети, есть чёрные дети,
Есть жёлтые дети на нашей планете.
Вся наша земля, как большой детский сад
Где каждый друг другу сестра или брат.
Когда в нашей стране наступают праздники, люди отмечают их весело, дружно, приглашают в гости своих друзей. Скоро наступит весенний казахский праздник. Как он называется? Сейчас мы отправимся на этот праздник на паровозике.
Физминутка «Паровоз»
Загудел паровоз и вагончики повёз.
(дети имитируют движения)
Третья остановка «Наурыз»
1) Рассматривание рисунков в азбуке — тетради.
— Что вы видите на рисунке?
— Как можно назвать эти картины?
— Как веселятся джигиты?
— Что делают девушки?
— Как отмечают праздник аксакалы?
— Что будет в ауле, когда закончится праздник?
2) Составление детьми рассказа по теме «Наурыз в ауле».
(опрос 2–3 детей).
3) Обсуждение, анализ рассказов.
4) Исполнение детьми песни «Наурыз — біздің жана жыл» сл. и музыка Ж.Калжанова.
Четвёртая остановка «Пословицы»
— Каждый народ накопил много мудрых пословиц и поговорок. Но некоторые пословицы одного народа похожи на пословицы другого.
Послушайте пословицы казахского народа, а потом подберём к ним похожие русские народные пословицы и объясним их смысл.
Казахские народные пословицы:
- Без муки и труда достатка нет никогда.
- По труду и плоды.
- Настоящий батыр познаётся в час испытаний.
Русские народные пословицы:
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Что посеешь, то и пожнёшь.
- Друг познаётся в беде.
Итог занятия. Рефлексия.
— Что нового узнали?
— Что было интересно?
- 25422 просмотра