Девятый международный творческий конкурс «Зимние забавы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

Тема: Насекомые. Пчелы

Международный творческий конкурс «Новогоднее настроение — 2025» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Шумекова Алтынай Юрьевна воспитатель Ясли-сад «Айнагуль», стаж 8 лет, вторая категория. Жамбылский район с. Пресновка, СКО

Шумекова Алтынай Юрьевна

Интегрированная учебная деятельность

Область: Познание/творчество

Подобласть: экология/аппликация

Тема: Насекомые. Пчелы.

Цель: Расширить знания и представления детей о многообразии насекомых и особенностях внешнего вида пчелы

Задачи

• Уточнить представления детей о пчелах, их отличии от других насекомых.
• Формировать представления о том, что пчелы-полезные насекомые (собирают цветочный сок-нектар, из которого получается мёд).
• Развивать воображение; умение высказывать свои мысли.
• Воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле.

Билингвальный компонент: көбелек — бабочка, інелік — стрекоза, қан қызы — божья коровка, көктем -весна, аю — медведь

Материал: Картинки с изображением насекомых (мухи, кузнечики, пчёлы, стрекозы); соты (настоящие); коробка — подарок; банка с мёдом; вырезанные из бумаги цветы; аудиозапись музыки; цветок на каждого ребенка с пожеланием, клей на каждого ребенка, шаблоны пчел.

Ход занятия:

Дети сидят на стульях.

Воспитатель Сәлеметсіздерме, қонақтар, балалар.

Ребята, сегодня у нас необычное занятие, посмотрите сколько к нам гостей пришло. Давайте поприветствуем их.

Дети: Сәлеметсіздерме, конақтар!
Мы приветствуем гостей,
Наших воспитателей,
Всех знакомых, незнакомых,
И серьезных, и веселых!

Круг радости

— Ребята, посмотрите, у каждого из нас на стульчике расцвел цветочек радости. Он не простой цветок, а с секретом. Возьмите каждый свой цветочек, переверните его, и вы увидите, в чем его секрет.

Он заключается в том, как нужно сегодня поприветствовать друг друга. У кого нарисована улыбка — улыбнется друзьям. У кого ладошка — пожмет руку. У кого нарисовано сердечко — обнимет друга.

Другу руку протяну,
Слово доброе скажу.
С ним сердечно обнимусь
И, конечно, улыбнусь!

(Дети приветствуют друг друга, как рекомендовано это в цветах с секретом).

Воспитатель Ребята, какое сейчас время года? Кәзір жылдың қай мезгілі? Көктемнін айлары қандай? Назовите весенние месяца. Какие изменения произошли в природе? Табиғатта қандай өзгірістер болды?

На этот вопрос мы ответим с вами музыкально.

Дети исполняют песню «Көктем келді»

Ребята, а вы были в весеннем лесу? Я предлагаю вам отправиться на экскурсию в весенний лес, все готовы?

Остановка на поляне, где много цветов

Беседа: Что мы видим вокруг? Какие они? А кого они привлекают? А каких вы знаете насекомых?

Загадки: угадайте, о каких насекомых я буду говорить.

1.У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие- большие глаза.
Называем ее.....(стрекоза)

2.Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжжу, когда кружусь......(Жук)

3. Она легка, красива,
Изяшна, легкокрыла,
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок.....(Бабочка)

4. Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки,
Черненькие точки.....(Божья коровка)

5. Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск и мед.
Людям всем она мила
А зовут её.......(Пчела)

Останавливаясь у берлоги.

Воспитатель Ой ребята, что это? Берлога, а в ней кто-то спит.

Дети: Это — аю — медведь! А что он делает? Почему? Ведь ему уже пора вставать! А давайте разбудим медведя, аюды оятайық?

Физминутка: «Аю, аю тұршы»

(Медвежонок здоровается с детьми).

Аю: Сәлеметсәздерме, балалар! Көп, көп рахмет сендерге!

Аю: Ребята, (гладя себя по животу), что-то я проголодался. Заглядывает в свой бочонок, но мёда там не находит.

Воспитатель Ребята, а вы знаете, чем питается медведь? А что любит больше всего на свете? Правильно мед, а кто нам его дает, вы знаете? А ты медведь знаешь?

Аю: нет (грустно) я мед очень люблю, но никогда не задумывался откуда он берется и кто нам его дает.

Воспитатель Мишутка предлагаю вместе с нами отправиться в детский сад и узнать, откуда берётся мёд. А вы знаете?

Дети: Его дают пчёлы! Они берут его из цветов! Мёд есть в ульях!

Воспитатель Правильно его делают пчёлы. А как выглядит пчела? Найдите её на картинке.

(Показываю картинку с изображением насекомых: муха, кузнечик, стрекоза и пчела).

Дети: Вот она! Жёлтая, в черную полоску. У неё шесть лапок. Есть усики. Она красивая!

Воспитатель Я предлагаю вам посмотреть слайды.

Показ слайда.

У пчелы крылышки и полосатое брюшко.
Собрать нектар летит пчела,
Тончайшим хоботком,
Ей приготовленный с утра,
Раскрывшимся цветком.
Душистый и целебный сок,
В дом — улей унесет,
И детям, как наступит срок
Подарит вкусный мёд.

— А как пчёлы делают мёд? Они хоботками высасывают сладкий сок — нектар из глубины цветка (показываю цветок) и несут его в свой дом — улей или дупло дерева. Там закладывают его в соты, которые заранее делают из воска (показываю соты).

Рассматривание сот. Показ меда и дегустация меда.(одноразовые ложечки)

Мёд очень полезный и вкусный, пчёлы им питаются. А чем он полезен людям?

Дети: Меня лечат им от простуды! Меня однажды натирали медом в бане! Он вкусный, с ним приятно пить чай!

Воспитатель Мёд помогает при простуде, им лечат раны. Раньше люди не умели делать сахар, вместо сахара они ели мёд. Сейчас мёд добавляют в торты, конфеты. Вот как много пользы приносят пчёлы. Можно их ловить и уничтожать, ведь иногда пчела жалит?

Дети: Нет! Ловить и уничтожать их нельзя! Пчелы защищаются, когда жалят.

Воспитатель Давайте поиграем.

Игра «Пчелки»

Мишутка очень любит мёд. Представьте, что вы пчёлы. Вечером вы собрались на полянке и уснули. (Дети садятся на корточки и закрывают глаза). А утром...

Утром пчёлки все проснулись.
(встают и протирают глаза)
Улыбнулись, потянулись.
(улыбаются и потягиваются)
Раз — росой они умылись,
(«умываются»)
Два — изящно покружились,
(кружатся)
Три нагнулись и присели,
(нагнулись и присели)
На четыре полетели.
(летают и жжужжат)

— Прошу сесть всех «пчелок» на место.

Воспитатель Молодцы, пчелки!

Воспитатель Ой, вы слышите, где то жужжит пчела.

Прилетает пчела грустная.

Воспитатель что-то наша гостья грустная, что с тобой? Почему такая грустная?

Пчела: В этом году много цветов, ветер раздувает всю пыльцу и мы не успеваем её собрать. А так хочется сделать вам много меда на зиму, чтобы вы не болели.

Воспитатель Ребята, как вы думаете, а мы можем ей помочь? Давайте сделаем ей друзей и порадуем нашу пчелку.

Повторение и творческое задание

Воспитатель сядем за столы, и прежде чем приступить к работе, вспомним правила безопасности при работе с ножницами.

Дети: ножницами нельзя баловаться, передавать друг другу нужно тупым концом, клем нужно пользоваться тоже аккуратно, в рот брать нельзя и мазать друг друга тоже.

Воспитатель Обращает внимание на осанку детей, за тем, что бы правильно держали ножницы в руках и т. д.

Дети работают за столами с ножницами, клеем.

Воспитатель (после окончания работы): Молодцы, ребята! А теперь посадим пчел на соты и отдадим их пчелке.

Дети рассаживают пчел на соты

Пчелка: благодарит детей за помощь, дарит им бочонок с медом, прощается с ними и улетает.

Воспитатель Аю, теперь ты знаешь, кто дает нам мед?

Аю: Спасибо вам, ребята! С вами я многое узнал, что- то я задержался у вас, мне пора возвращаться в лес.

Воспитатель Ребята, поделимся с мишкой медом?

(Дарим бочонок с медом мишке)

А медведь дарит детям сладенькие подарки. Сау болыңыздар!

Итог занятия

Воспитатель. Наше «медовое путешествие» подходит к концу. Скажите, ребята, трудно ли быть пчелой?

Дети: Очень трудно! Чтобы запасти мёд, надо много раз лететь к цветам!

Воспитатель Что нового узнали? Где новое пригодится? А что вам понравилось на занятии больше всего?

Дети: Мы узнали о пользе мёда. Увидели домик пчел.
Узнали, что пчела очень полезное насекомое. Чтобы пчела не укусила, её нельзя дразнить!

Воспитатель Молодцы, ребята! Хорошо работали! Теперь попрощаемся с нашими гостями. Сау болыңыздар!