Тема: Обобщение по теме имя прилагательное
Илюбаева Айгуль Зиадаевна учитель начальных классов 2 категории, стаж 21 год, КГУ «Смирновская средняя школа № 2». Село Смирново, Аккайынский район Северо-казахстанская область |
Цель: Обобщение знаний об имени прилагательном.
Задачи:
1. Совершенствование знаний об имени прилагательном, умения отличать её от других частей речи; умение определять род, число, падеж имени прилагательного.
2. Развитие умения точно и правильно употреблять имя прилагательное в речи.
3. Чувствовать красоту художественного слова.
Оборудование: стикеры, ватман, маркеры, карточки с заданиями, презентация, для сказки (имя прилагательное, имя существительное, глагол, Морфология, числительное)
Ход урока
I. Организационный настрой
1. Приветствие гостей и друг друга.
2. Настрой — пожелание учителя.
— Добрую сказку помню я с детства.
Хочу, чтобы в сказку попали и вы.
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародит в нём зерно доброты.
— Все дети с раннего детства любят слушать и читать сказки. Читая сказки, мы проникаем в загадочный, чудесный, таинственный мир. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса. И сегодня нас с вами ожидает путешествие в загадочный мир сказки.
II. Минутка чистописания
— Для того чтобы очутиться в сказке мы должны выполнить М/ч и расшифровать запись. Ая, яя ое, ее ый, ий, ой ые, ие
Спишите, распределив окончания ИП, в несколько групп по какому-либо признаку. Объясните свои действия.
— Определите тему нашего урока. Используя ИП, скажите пожелание каждой команде.
III. Основной блок
— Тема нашего урока имя прилагательное. Материалом урока будет текст из одной сказки, которую вы проходили на уроках ЛЧ. Мы с вами обобщим наши знания об имени прилагательном, будем развивать наше умение точно и правильно употреблять прилагательное в нашей речи, чувствовать красоту нашей речи.
— Сейчас я вам прочитаю отрывки из сказок. Знакомы ли они вам? Кто их написал?
1. Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть, кой-какого, товару.
2. Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело.
2. Свет мой зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
3. Раз он в море закинул невод, —
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, —
Пришёл невод с травою морскою.
— Это всеми нами любимые сказки А. С. Пушкина. Слайд 1
— Отгадав загадку, вы наверняка, определите какая из сказок А. С. Пушкина, послужит основным материалом к нашему уроку.
— Не хожу и не летаю,
А попробуй догони!
Я бываю золотая.
Ну-ка, в сказку загляни!
— Какое слово помогло вам отгадать загадку? К какой части речи относится слово? В каком значении употреблено?
Итак, мы на уроке обобщим наши знания об имени прилагательном, будем развивать наше умение точно и правильно употреблять прилагательное в нашей речи, чувствовать красоту нашей речи.
— Ребята, давайте пронаблюдаем, какие прилагательные использует автор для полноты и красочности произведения. Сначала рассмотрим их с точки зрения грамматики. Перед вами отрывки из сказки, прочитайте. Что вы можете о них сказать?
(I группа)
«Я сегодня поймал, было, рыбку,
Золотая рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синий просилась,
Дорогое ценою откупалась:
Откупалась, чем только пожелаю»
— В тексте вы заметили ловушки. Измените падежные окончания имен прилагательных, определите его грамматические признаки. Подготовьтесь к защите свих работ.
(Золотую рыбку — ед. ч, ж. р., В. п., в море синее — ед. ч., ср. р., В. п., дорогою ценою — ед. ч., ж. р., Т. п., )
(II группа)
«Отвечает золотая рыбка:
„Не печалься, ступай себе с Богом
Так и быть: изба вам уж будет“
Пошёл он к своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светёлкой,
С кирпичный, белёный трубою,
С дубовый, тесовый воротами.»
(Золотая рыбка — ед. ч., ж. р., И. п., с кирпичною, беленою трубою — ед. ч., ж. р., Т. п., с дубовыми воротами — мн. ч., Т. п.)
— Аналогично дети комментируют свои ответы, анализируя имена прилагательные по их грамматическим формам.
(III группа)
Жил старик со своею старухой
У самого синий моря;
Они жили в ветхие землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, -
Пришел невод с травою морская
(У синего моря — ед. ч., ср. р., Р. п., в ветхой землянке — ед. ч., ж. р., П. п., с травою морскою — ед. ч., ж. р.. Т. п.)
(IV группа)
Вот пришел он к синий морю;
Видит, — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотая рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новый корыто.
(к синему морю — ед. ч., ср. р, Д. п., золотую рыбку — ед. ч., ж. р., В. п., новое корыто — ед. ч, ср. р., В. п)
— Какое обобщение сделаем из проделанной работы?
— Имя прилагательное имеет грамматическую связь с именем существительным: стоит в том же роде, числе и падеже, в каком стоит имя существительное.
2. Физминутка. Из данной сказки я называю вам существительное — приседаем, прилагательное — кружимся, глагол — смеемся, улыбаемся, числительное — пять, местоимение — стоим на одной ноге.
(море, золотую, старуха, в третий, государыня, тридцать, закинул, воротами, высокий, она, вольною, кликать, над ним, пряла, морскою)
IV. Инсценировка сказки «Как родилось имя прилагательное»
V. Составление кластера «имя прилагательное». Презентация работ каждой группы.
VI. Творческая работа
В сказке вместо многоточий подставляете к существительным любые прилагательные в любом порядке. Сочиняйте, какая сказка получилась
Чтобы у тебя получилась интересная сказка, вставь вместо многоточий любые прилагательные (из предложенного набора) в любом порядке.
На........................ планете жили..................... и..................... человечки, у них были............................ глаза, ........................ волосы, ........................... уши. Зато очень........................ характер. Домики у человечков были........................, а крыши у домиков — ........................ . Возле каждого домика сидела....................... собачка. Собачки на этой планете были вместо кур, потому что......................... домики охраняли........................... дракончики и........................... страусы. Они сидели на........................... веревочках и рычали. На..................... деревьях пели............................. песни....................... мухи. В..................... лесах водились........................... слонята, .................. цыплята, ................ ёжики и........................ ящерицы. А на....................... черепахах.............................. человечки ездили в гости.
Клетчатый, квадратный, фиолетовый, смешной, полосатый, лысый, веселый, сердитый, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, голубой, разноцветный, волшебный, шелковый, прозрачный, стеклянный, бумажный, синий, глубокий, широкий, золотистый, носатый, шерстяной, оранжевый, тряпичный, хороший, каменный, хвостатый, плоский, хозяйский, толстый, худой, зубастый, щекастый, бледный, зеленый, шумный, звонкий, теплый, ушастый, летучий, кривой, светлый, красный, удивительный, странный, бархатный, прелестный, чудесный, милый, малюсенький, крупный, железный, кирпичный, колючий.
Индивидуальная работа
Спикерам команд
1) Улыбка, добрая, злая (Исключить лишнее слово, подобрать имена существительные подходящее по смыслу к данным ИП, просклонять любое словосочетание)
2) Юная, молодая, рисовать (Исключить лишнее слово, выполнить фонетический разбор слова юная)
2) с травою морскою (морф. разбор)
3) В чём необычность рыбки? (ответить письменно на вопрос, выполнить синтаксический разбор) рыбка умеет говорить человечьим голосом.
VII. Логический диктант
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Да |
|
|
+ |
+ |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
Нет |
– |
– |
|
|
– |
– |
|
|
|
|
1. Имя прил. часть слова.
2. Имена прил. отвечают на вопросы кто? что?
3. Имена прил. обозначают признак предмета.
4. Имена прил. изменяются по родам.
5. Имена прил. бывают только муж. и жен. рода.
6. Имена прил. не изменяются по числам.
7. Имена прил. является второстепенными членами предложения.
8. Имена прил. связаны в роде и числе с им. сущ.
9. Имена прил. муж. рода имеют окончания -ый, -ий
10. Имена прил. жен. рода имеют окончания -ая, -яя.
VIII. Синквейн рыбка. море. старуха, старик
Итог урока: — Ребята, если бы вы поймали золотую рыбку, какие три желания попросили бы у неё? Запишите, постарайтесь употребить прилагательные для ясности, полноты, красоты текста.
IX. Самооценивание
- 7877 просмотров