9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Тема: «Прогулка в лес»: интегрированное занятие по проектно-поисковой деятельности (старшая группа)

Международный творческий конкурс «Новогоднее настроение — 2025» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Грузинова Ирина Владимировна — воспитатель Детского сада «Алақай», г. Петропавловск, Северо-Казахстанская область, Республика Казахстан

Грузинова Ирина Владимировна

Занятие № 1

Образовательные области: «Социум», «Коммуникация», «Творчество».

Разделы: «Экология», «Развитие речи», «Художественная литература», «Лепка», «Рисование».

Билингвальный компонент: перелётные птицы — жыл құстары, пернатые — қанаттылар, стая — бір топ, гнездо — ұя, скворечник — қараторғайдың үйшігі.

Цели: уточнить и закрепить знания детей о птицах Казахстана; знакомить с жизнью птиц в лесу весной; развивать познавательный интерес, наблюдательность; связную речь, умение придерживаться схем — моделей в рассказывании; учить анализировать, делать выводы; воспитывать бережное отношение к живой природе.

Оборудование: интерактивная доска, ёлочки (искусственные); шишки, деревья (искусственные); птицы (ворона, скворец, голубь, воробей, дятел, кукушка); плакат «Птицы»; картинки с изображениями птиц, диск с записями спокойной красивой музыки, выставка детских рисунков и поделок из подручных материалов.

Предшествующая работа: Беседа о жизни птиц в лесу с использованием иллюстраций. Наблюдение за птицами на участке. Чтение рассказов К. Ушинского «Кукушечка»; Е. Чарушина «Воробей»; разучивание стихотворения К. Баянбаева «Скворечник». Составление творческих проектов о птицах Казахстана, детские рисунки и поделки по теме проекта.

Методические приёмы: игровой метод, использование наглядности, наблюдение, словесные методы и приёмы, проектирование.

Ход занятия

I. Оргмомент. Актуализация знаний

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем выступать с рассказами о жизни птиц Казахстана. Но, чтобы узнать о них побольше, мы сейчас отправимся в гости, а куда догадайтесь сами. Послушайте внимательно загадку.

— В этом доме сто осин, сто берёз и сто рябин, сосны, ели, и дубы, травы, ягоды, грибы. Много жителей в нём, назовите этот дом. (Лес).

Воспитатель: Но прежде чем отправиться в лес, давайте вспомним правила поведения, а помогут нам в этом карточки. (Дети берут по одной карточке и называют, что можно делать в лесу, а что нельзя).

Дети: Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защитить¬ся. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.

Дети: Нор звериных, птичьего гнезда разорять не будем никогда. Пусть птенцам и маленьким зверятам хорошо живётся с нами рядом.

Воспитатель: Правила мы повторили, пора в путь. (Идут по тропинке в лес под музыку). Вот мы и пришли в лес. Приглядитесь, что вы видите в лесу?

Дети: Ёлочки, деревья, зверей, птиц на деревьях.

Воспитатель: Ребята, а чем пахнет в лесу?

Дети: Хвоей, свежестью, прохладой.

Воспитатель: Отгадайте, какие птицы здесь живут. (Загадывает загадки).

• Эта птица у природы как живой прогноз погоды: громче всех она кричит — скоро дождик застучит. (Ворона).

• Озорной мальчишка в сером армячишке по двору шныряет, крохи собирает. (Воробей).

• Кто летает, кто стрекочет, рассказать нам новость хочет? (Сорока).

• Эту птицу знает всякий: на шесте её дворец; червяков птенцам таскает да трещит весь день... (скворец).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что помогает птицам летать?

Дети: Крылья.

Воспитатель: Кого боятся птицы в лесу?

Дети: Хищных птиц, лису, людей.

Воспитатель: Чем питаются птицы?

Дети: Насекомыми, зерном.

Воспитатель: Молодцы, ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть. Мы с вами превратимся в птиц.

II. Физминутка

— Летели две птички, собой невелички. Как они летели, все люди глядели. Как они садились, все люди дивились. (Все движения выполняются в соответствии с текстом).

Воспитатель: Что же делают птицы весной?

Дети: Строят гнёзда, высиживают птенцов.

Воспитатель: Из чего птицы строят гнёзда? (Ответы детей). А где живёт скворец? (В скворечнике).

Воспитатель: Я предлагаю вам сделать скворечник для нашего скворушки. (Рассматривают образец скворечника). Из чего скворечник сделан? Чего не хватает в вашем скворечнике? (Ответы детей).

III. Пальчиковая гимнастика

— Тили-тели, тили-тели — с юга птицы прилетели! (Скрещивают большие пальцы, машут ладошками). Прилетел к нам скворушка-серенькое пёрышко. Жаворонок, соловей торопились: кто скорей? Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж. (Поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки). Все вернулись, прилетели. (Снова скрестив большие пальцы, машут ладошками). Песни звонкие запели. (Указательным и большим пальцами делают клюв — «птицы поют»).

IV. Самостоятельная работа детей

Воспитатель: Ребята, мы столько узнали про жизнь птиц в нашем лесу! Но у нас в Казахстане живёт очень много разных птиц, и о них вам сейчас расскажут Алёша Катышев, Никита Ловкин и Серёжа Степовой. (Проект «Птицы Казахстана»).

V. Подведение итогов занятия. Рефлексия

Воспитатель: Ребята, прогулка в лес закончилась, пора возвращаться в детский сад. О чём новом вы узнали во время путешествия? (Ответы детей).

По окончании занятия оформляется выставка творческих детских проектов на тему «Птицы Казахстана».