Тема: «Симфония всепобеждающего мужества»
Петричкович Наталья Николаевна, Саумалкольская СШ № 1 Айыртауский район |
7 класс
Пояснительная записка
Урок проводится в качестве углубленной работы над образом-звуком, образом-ощущением, образом-мысли для понимания смысла произведения, настроения автора, определяющего тему добра и зла «Седьмой симфонии» Шостаковича в Блокадном Ленинграде.
На изучение темы «Правда ВОВ в зеркале поэзии» отводится два урока, причем один из них — из числа уроков на внеклассное чтение.
Урок внеклассного чтения рекомендую провести как литературно-музыкальную композицию. Такая форма урока позволит в течение часа познакомить с большим количеством поэтических произведений о войне, расширит кругозор учащихся, а также окажет сильное эмоциональное воздействие на их чувства и мысли. При подготовке к уроку использовалась межпредметная связь с музыкой, ИЗО, компьютерной технологией.
Прослушивание «Седьмой симфонии» Шостаковича рекомендовано ребятам сделать заранее, так как им необходимо связать музыку с образами, услышанными в симфонии. Эта работа с образами для ребят будет несложной, так как на уроке литературы в 7 классе к этому времени они уже изучили компоненты художественного мира, состоящие из образов-звуков.
Стихи, инсценировки, иллюстрации, фильм о ВОВ, которые прозвучат в композиции, учитель предложит учащимся за
Необходимо до урока проверить каждую микрогруппу:
• выразительное чтение;
• иллюстрации — ассоциации к каждой части симфонии;
• инсценирование первой части симфонии;
• фильма, посвященного памяти прадедушек и прабабушек в ВОВ;
• стихотворения собственного сочинения.
Для создания эмоционального настроя использую кадры кинохроники блокадного Ленинграда, репродукции картин, посвященных ВОВ, части симфонии Шостаковича, метроном, голос Левитана.
Цель урока: знакомство с историей создания «Седьмой симфонии» Шостаковича, формирование логического восприятия музыкального материала и творческого мышления учеников.
Задачи:
- учить выражать словами своё восприятие музыки;
- воспитывать чувство гордости у детей перед силой мужества советского человека в годы ВОВ.
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: урок-исследование
Методы:
- ТКМЧП;
- аналитическая беседа;
- исследовательский;
- словесный;
- наглядный.
Оборудование: фрагменты кинофильма «Блокада Ленинграда»; презентация «Д.Шостакович. Седьмая симфония»; выставка книг, посвященных Блокадному Ленинграду; аудиофрагменты «Седьмой симфонии», презентация проекта «Мой дедушка — герой войны», слайды к каждому этапу работы, интерактивная доска.
Ход урока
I. Орг.момент. Запись темы, эпиграфа. Осмысление.
Нет, мы не сильнее камня,
мы — живые!М. Алигер
II. Мозговая атака
III. Песня «Священная война» 1 куплет
IV. Слово учителя о Блокаде Ленинграда (историческая справка)
Ленинград! Ленинград! Ленинград!
Да прославится хлеб его черствый,
И безмолвье ослепших громад,
И дыханье крутых баррикад,
И людей непрощающий взгляд,
И сердец, возмужавших упорство.
Ученик:
В теченье этой медленной зимы,
Круша его железные потёмки,
«Мы не уступим. Каменные мы», —
Мы говорили голосом негромким.
Все уже ядовитое кольцо.
Враг продолжает дальше продвигаться.
И вот в его угрюмое лицо
Взглянули, как солдаты, ленинградцы.
О город, без огня и без воды!
125 блокадных граммов хлеба.
Звериное урчание беды
С безжалостного, мертвенного неба.
Стонали камни, Ахали торцы,
Но люди жили, находили силы,
А те, что погибали, как бойцы,
Ложились тесно в Братские могилы.
И наконец, изнемогла зима,
Открылись заволоченные дали.
Чернеют разбомбленные дома, —
Они мертвы, они не устояли.
Мы вырвались из этой длинной тьмы,
Прошли через заслоны огневые.
Ты говорила: «Каменные мы!»
Нет, мы сильнее камня, мы — живые!
После прочтения стихотворения идет демонстрация фильма о Блокадном Ленинграде (фрагменты)
Учитель:
— Почему так важно было для Шостаковича написать это произведение? Какими чувствами наполнена симфония Шостаковича?
— Мы изучали компоненты художественного мира, работали над образами. Вам предстояла самостоятельная работа над частями симфонии, в которых вы увидели, услышали, почувствовали звуки-образы и сейчас готовы их передать, показать.
1 группа (показ сценки) — Тишина. Покой. Туман. Музыка уходит в высоту. И вдруг какая-то тревога. Она всё ближе и ближе. Музыка неприятно режет слух. И мы ясно понимаем, что горе пришло на родную землю. Растет мотив сопротивления.
2 группа. Представляют Д. Шостаковича (фотография из жизни композитора). История создания «Седьмой симфонии».
Седьмая симфония — большое музыкальное произведение, передающее слушателю глубокие мысли, переживание композитора, его отношение к жизни. Извечное столкновение добра и зла, победа гуманизма над жестокостью и варварством — вот основное содержание Седьмой симфонии. В симфонии четыре части. Они контрастны по замыслу. Картины мировой жизни вражеского нашествия в первой части, героические образы средних частей, победный финал; наряду с этими эпизодами траурные скорбные эпизоды, воскрешающие память о павших героях, — таковы образы Седьмой симфонии.
3 группа. Начало симфонии рисует картину мирной жизни советских людей; красоту их творческого труда, всё, что входит в понятие «Родина». Звучит широкая главная партия; постепенно она подводит ко второй теме — мягкой, лирической. Центральный эпизод первой части — образ вражеского нашествия. Эпизод написан в форме вариаций. На фоне, как бы гаснущих звучаний струнных инструментов, словно из далека возникает тема врага. Едва слышится дробь барабана — холодная, мерная, приближающая поступь. Постепенно звучность нарастает, варьируется оркестровые тембры, но тема остается неизменной, ритм подчеркивает бездушность, жестокость врага. Тема натиска, разрушения повторяется 11 раз, создавая почти зрительно ощутимую картину нашествия (учащиеся представляют инсценирование фрагмента начала объявления войны и проводы на фронт).
4 группа. Четвертая часть симфонии — финал. Сурова и мужественна первая его тема. Она как бы возвращает нас к образам войны. Она написана в жанре старинного медленного танца сарабанды, который часто использовался композиторами для передачи сдержанной печали, скорби. Нарастание звучания завершается возникновением главной темы первой части- темы созидания и счастливой мирной жизни. Торжественным звучанием завершается симфония.
Ученица: Людмила Попова. «Седьмая симфония»
Я помню блеск немеркнущих свечей.
И тонкие, белей, чем изваянья,
Торжественные лица скрипачей,
Чуть согнутые плечи дирижера,
Взмах палочки — и вот уже поют
Все инструменты о тебе, мой город,
Уже несут ко всем заставам гордо
Все рупора Симфонию твою.
Учитель:
— Где в первой части больше всего проявляется образ зла? (Там, где звучит марш, однообразный и холодный)
Учитель:
— А теперь послушайте, как воспринимал А.Н. Толстой тему нашествия в первой части. Она возникает отдаленно и в начале похожа на какую-то простенькую и жутковатую пляску, на приплясывание ученых крыс под дудку крысолова. Как усиливающий веер, эта тема начинает колыхать оркестр, она владеет им, вырастает, крепнет. Крысолов со своими железными крысами поднимается из-за холма ... Это движется война. Она торжествует в литаврах и барабанах, воплем боли и отчаяния отвечают скрипки. И вам, стиснувшему пальцами дубовые перила, кажется: неужели, неужели все уже смято и растерзано? В оркестре — смятение, хаос.
Нет человек сильнее стихии. Струнные инструменты начинают бороться. Гармония скрипок и человеческие голоса фаготов могущественнее грохота ослиной кожи, натянутой на барабаны. Отчаянным биением сердца вы помогаете торжеству гармонии. И скрипке гармонизирует хаос войны, заставляет замолкнуть её пещерный рёв.
Проклятого крысолова больше нет, он унесен в черную пропасть времени, смычки опущены — у скрипачей, у многих на глазах слезы.
Стихотворение Г.Семеновой «Концерт»
Чтец:
Собираются дистрофики
В довоенный зал.
Ветерок недоумения:
«Кто же их сюда позвал?»
Кресла ежатся от холода,
На шикарные места.
Скрипачи сползли бесполые,
Дирижер за ними вслед.
Закивали им из публики
Сколько зим — и сколько лет.
То ли были, то ли не были -
Легкий взмах и трудный вздох.
Не имея сил откашляться,
Зал качнулся и оглох.
Не имея сил расплакаться,
Сердце вышло за предел.
Непреложный голос вечности
Всем пространством завладел.
Учитель:
— Как звучит музыка?
Из минорной она переходит в мажорную тональность. Почему?
(Предчувствие победы, несмотря на пролитую кровь, жертвы. Собираются силы. Люди встали на борьбу. Музыка звучит торжественно и уверенно. Ведь люди защищают родную землю от врага. Добро победит зло. Именно в это верил Шостакович, когда создавал свою симфонию. Эту веру он хотел передать своим соотечественникам).
Ученик:
— Звучали аккорды «Седьмой симфонии». В этот вечер в центре Ленинграда не разорвался ни один снаряд. Эта была единственная в своем роде «музыкальная пауза» — пауза в смертоносных обстрелах, пауза, наполненная звучанием жизнеутверждающей музыки. Но чтобы обеспечить городу эту паузу, артиллеристы и летчики Ленинградского фронта вели усиленный огонь по врагу, обрушивали на его батареи мощные бомбовые удары. Это была могучая огневая симфония Ленинградского фронта.
Чтец: Стихотворение Николая Савкова «Седьмая симфония»
- И когда в знак начала Дирижерская палочка поднялась, Над краем передним, Как гром, величаво, Другая симфония началась, — Симфония наших гвардейских пушек, Чтоб враг по городу бить не стал, Чтоб город Симфонию слушал... И в зале — шквал... И по фронту — шквал... А когда разошлись по квартирам люди, Полны высоких и гордых чувств, Бойцы опустили стволы орудий, Защитив от обстрела площадь Искусств.
Учитель:
— 5 марта 1942 года из города Куйбышева на всю страну транслировали «Седьмую симфонию», объявив: «Говорит Москва! Говорит Москва!» и уже 29 марта 1942 года симфония прозвучала в Москве. Миллионы людей слушали радиотрансляцию в Советском Союзе и за рубежом. После концерта О. Берггольц вспоминала: «Я глядела на него, маленького и хрупкого, в больших очках и думала: «Этот человек сильнее Гитлера».
Народ встал и рукоплескал композитору.
9 августа 1942 года Гитлер планировал войти в Ленинград, именно поэтому 9 августа впервые звучала симфония — премьера в блокадном Ленинграде. Зал был переполнен. Жители города и фронтовики сидели в креслах и на хорах. Среди музыкантов было много вчерашних защитников города.
Иллюстрация учащихся (защита творческих работ в группах).
— Вы прослушали симфонию и зарисовали свои ассоциации. Представьте свои работы. Ребята защищают свои работы (как они смогли почувствовать симфонию для себя)
Учитель:
— Великим патриотизмом, духом несгибаемости, любви к своей Отчизне был наполнен Ленинград. Слово так же имело весомое значение в блокадном городе. Жамбыл Жабаев понимал это. В честь его имени в настоящее время названы улицы Санкт-Петербурга.
Выходит мальчик и под звуки домбры читает на казахском языке стихотворение «Ленинградцы, дети мои!» Жамбыла Жабаева
Учитель:
— Слово не всегда нужно музыке. Но оно всегда необходимо человеку. Сегодня, спустя 66 лет со дня Победы над фашисткой Германией, слово и музыка, произведение живописи и кино помогают нам постичь меру горя, ужаса и страданий перед фашизмом. Слово давало силы человеку искусства. Композитор знал, что такое счастье, мир, он увидел сам, как в светлое и святое вторгается фашизм. Он слышал это. Он рассказал и показал горе, боль народа, его силу в величие, мужество, необходимое в стремлении народа к Победе.
Читают стихотворение М.Матусовского «Седьмая симфония в Москве».
... Была непогода скупа,
Снежком припушённая малость,
Как будто бы эта крупа
По карточкам нам выдавалась.
Но город, окованный тьмой,
С уныло ползущим трамваем
Был этой осадной зимой
Прекрасен и незабываем.
Когда композитор бочком
Пробрался к подножью рояля,
В оркестре смычок за смычком
Проснулись, зажглись, засияли
Как будто из мрака ночей
Дошли к нам порывы метели,
И сразу у всех скрипачей
С подставок листы полетели.
И эта ненастная мгла,
В траншеях свиставшая хмуро,
Никем до него не была
Расписана, как партитура.
Над миром взрывалась гроза.
Еще никогда на концерте
Так близко не чувствовал зал
Присутствие жизни и смерти.
Как дом, от полов до стропил
Охваченный пламенем сразу,
Оркестр, обезумев, вопил Одну музыкальную фразу.
Ей пламя дышало в лицо,
Глушила ее канонада.
Она прорывала кольцо.
Блокадного Ленинграда.
Гудела в глухой синеве,
Весь день пребывала в дороге
И ночью кончалась в Москве
Сиреной воздушной тревоги.
Чтец:
— «И мы, плакавшие над погибающими близкими зимой, сейчас не могли и не хотели сдерживать отрадных горючих слез, и мы не стыдились их... А нам, радиоработникам, сквозь изумительную эту музыку еще все время звучал негромкий, спокойный и мудрый голос создателя Дмитрия Шостаковича, доносившийся из сентября 1941 года: «Заверяю вас, товарищи, от имени ленинградцев, что мы непобедимы».
Учитель:
— В вашем классе есть юное дарование, которая не осталась равнодушной к теме блокадного Ленинграда и сочинила самостоятельно стихотворение.
Ксения Верещагина читает стихотворение собственного сочинения.
Ленинград — город мечты,
Когда-то разводил мосты,
Но нарушил этот покой
Фашистов бесконечный строй.
Пытались ворваться,
Хотели захватить,
Но Ленинград не поддавался:
Пришлось им отступить.
Тогда в блокаду город взяли,
Людей не выпускали,
Морили голодом, Пугали холодом.
Зимой решили через озеро
Питанье провозить,
Людей, спасая, вывозить.
Враги хотели помешать,
Дорогу жизни оборвать,
А город жил, трудился,
С врагами бился.
Нехватка хлеба и воды
Не избежать потерь, беды!
Но Ленинградцы шли вперед,
Потому что стойкий наш народ!
Жизнь снова течет своим чередом,
Город растет с каждым днем.
Ленинградцы с ужасом
Вспоминают о годах войны,
И мы никогда об этом забывать не должны.
Учащиеся А.Жетыбаева и Ж.Жанапина составили презентацию фильма о блокадном Ленинграде, в котором включены сочинения — память о своих прадедушках и прабабушках, погибших во время ВОВ.
Учитель:
— Наш долг чтить память погибших во время ВОВ, помнить об этом не только в знаменательные даты, но и каждый день. Почтим минутой молчанья.
Звучит метроном. Стоя чтим память погибших.
Раздаются символы мира — голуби, на которых учащиеся пишут сочинения — рассуждения «Сильна ли музыка в войне»
Учитель читает своё сочинение.
Да здравствует, да здравствует всегда
Простая человеческая радость,
Основа обороны и труда,
Бессмертие и сила Ленинграда.
Источник: СК ИПК ППК
- 11676 просмотров