Тема: Снова осень к нам пришла…
Файзулина Людмила Ивановна, учитель начальных классов первой категории, стаж 13 лет, КГУ «Летовочная СШ» Тайыншинский район, Северо-Казахстанской области |
Цель: познакомить детей с изменениями в природе, умение изображать осенние пейзажи, воспитание любви к природе.
Оборудование: музыкальная запись «Времена года» «Голоса птиц», гуашь, кисти, картины осени.
Ход урока:
1. Организационный момент
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
2. Знакомство с новой темой
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я...
(Осень)
— Как вы догадались, что это осень.
— Какие слова помогли вам отгадать загадку.
Дети рассказывают об изменениях в природе в осенний период времени.
3. Беседа об осени. Работа с картиной
— Посмотрите внимательно на картину. Что вы видите в верхней части рисунка.
— Какое небо, какие краски мы будем использовать в изображении верхней части?
— Что изображено в середине рисунка?
— В какое время года это происходило?
— Что можно сказать о деревьях и листьях?
— Все ли деревья изменили окраски, какой цвет чаще использует осень в рисунках?
— Как изменилась жизнь птиц и зверей осенью?
— Какие осенние работы мы видим в селе?
— Придумай рассказ к рисунку.
4. Работа по учебнику. Развитие речи. Рассказ «На огороде»
— Посмотрите внимательно на рисунок, что изображено в верхнем левом углу?
— Кто нарисован в середине картины?
— Чем занимаются взрослые люди осенью?
— Кто из вас был на огороде или в поле?
— Как люди собирают урожай? Назовите какие овощи мы собираем осенью?
— Что можно приготовить на зиму из овощей собранных на огороде осенью?
Игра «Кто внимательный»
Все цветы, деревья, животные, солнце — это природа. А то что сделано руками человека, к природе не относиться. Показываю предметы, изображенные на фотографиях. (если это природа, то дети хлопают в ладошки, если нет — поднимают руки вверх).
5. Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»
Осень
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, И нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клена листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Желто-розовый — кленовый.
Б. Пастернак.
— Какое время года описал поэт?
— Как вы понимаете: «Промочила в лужах ножки», «Затерялось где-то лето».
— Можно ли сказать, что поэт и художник изобразили природу осени?
6. Беседа о значении деревьев, леса
Учитель включает запись «Голоса птиц». Чьи это голоса?
— Дети, где можно услышать эти голоса?
— А как вы думаете, какую пользу приносит лес птицам и животным, которые обитаю в нем?
Обобщение. Все деревья приносят пользу, очищают воздух, украшают нашу природу. В лесу можно укрыться от жары. Слышать пение птиц. Нельзя вырубать деревья.
7. Физминутка
Был когда-то
Тополёк
С ноготок.
Стал тянуться вверх
Росток.
Ночью вырос
На вершок.
Вечером подрос
Немного
И увидел вдруг -
Дорога.
8. Рисование осенних деревьев.
Объяснение, как рисовать деревья, находящиеся на рисунке в верхней части, в середине, что изобразить внизу.
9. Итог урока. Выставка работ
- 12586 просмотров