Тема: У природы нет плохой погоды…
Безгина Т.А. учитель географии Высшей категории Дубровинской средней школы Мамлютского района СКО |
Цель: Расширение кругозора учащихся по теме «Атмосфера».
Задачи:
- привить интерес к урокам географии через игру
- развивать логическое мышление, умение рассуждать, вести дискуссии
- отстаивать свою точку зрения
- формировать правила демократического общения.
Форма проведения: игра «Лидер XXI века»
Участники: ученики шестого и седьмого класса
Оформление кабинета: картины с различными явлениями природы, климатические карты.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята!
Мы очень рады видеть Вас на нашем интеллектуальном шоу «Лидер XXI века». Основное направление нашей игры — география. Тема сегодняшней игры: «У природы нет плохой погоды». Мы оценим вашу находчивость, умение точно излагать мысли и ориентироваться в море полученных вами знаний по курсу школьной географии и других наук.
Всем гостям желаем приятно провести время, а игрокам удачи и везения. А теперь приглашаем игроков занять свои места.
Знакомство с участниками.
Знакомство с жюри.
Правило игры: Игроки дают индивидуальные ответы, на поставленные вопросы, набирая баллы. Места распределяются по сумме баллов полученных участником в ходе игры.
Конкурс «Байга»
Игрокам задаются вопросы, на которые они кратко отвечают, предварительно подняв свою сигнальную карточку и получив разрешение на ответ. Правильный ответ — 10 баллов.
1. На территории Африки в пустыне Сахара образуется ветер, который имеет очень много имен: арабы называют его «ядовитый», «знойный», «дыхание смерти», «огненным ветром», а под каким именем он известен вам.
(Самум)
2. Существовали ли времена года в ледниковый период?
(Да. Доказательством служат ленточные глины, которые встречаются на территории Севера России. В толще ледника зимой откладывался тонки, а весной и летом, главным образом, грубый обломочный материал, образуя в разрезе слоистые структуры)
3. Где и когда наблюдалась самая высокая температура воздуха на земном шаре?
(г. Триполи в Ливии. В 1922 году она достигла + 58 градусов).
4. Где на земле зарегистрировано наибольшее выпадение атмосферных осадков и сколько?
(Черапунджи подножье юга — восточных склонов Гималаев. 10000 мм в год.)
5. Почему при грозе быстро скисает молоко?
(Теплым грозам предшествует влажная теплая погода, благоприятно отражающаяся на развитии
6. Путешествуя, один турист решил узнать температуру воздуха. Встав утром, в 8 часов 30 минут, он вынес термометр на балкон и оставил на солнце. Когда он вернулся с завтрака, термометр показывал +18. Правильно ли была определена температура воздуха в то утро.
(Неправильно. Оставив термометр на солнце, можно узнать лишь температуру нагрева термометра)
7. Где находится полюс холода в северном полушарии, и какая температура там была зарегистрирована?
(Оймякон; -71 градус)
8. Что такое «бабье лето»?
(Так в народе издавна называют период мягкой, солнечной, теплой, но не жаркой погоды, которая часто устанавливается осенью, после кратковременного похолодания.)
9. Что такое микроклимат?
(Это климат небольшой территории внутри обширной климатической зоны)
10. Может ли отмокание соли в солонке служить приметой дождя?
(Если соль становится влажной в помещении хорошо вентилируемом, куда свободно проникает наружный воздух, то резонно ожидать дождя.)
Конкурс «Полиглот»
Участникам необходимо отгадать загадку. Они должны озвучить ответ на трех языках: казахском, русском и английском. Полный и правильный ответ — 30 баллов.
- Мать Мария
по полю ходила,
ключи обронила, а солнце взяло.
(шы, роса, dew).
- Над рекой, над долиной
повисла белая холстина
(тман, туман. foq)
- Без рук, без ног,
По полю скачет,
В село мчится,
В двери стучится.
(жел, ветер, wind)
- Пушистая вата
плывет куда то:
чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(блт, облако, cloud)
- Летит огневая стрела,
Никто ее не поймает
Ни царь, ни царица, :
Ни красная девица.
(найзаай, молния, lightning)
- Рассыпался горох
на семьдесят дорог,
никто его не подберет
Ни царь, ни царица,
ни красная девица.
(брша, град, hail)
- Ждали, звали,
а показался —
все прочь побежали.
(жабыр, дождь, rain)
- Я потрещу,
а ты бей в ладоши,
да пляши.
(аяз, мороз, frost)
- Родился молчком
и живет тишком,
а как помрет,
так и заревет.
(ар, снег, snow)
- Кручу, бурчу,
знать никого не хочу.
(арлы боран, брасын, метель, Snowstorm)
Конкурс «Великолепная семерка»
Задания даются по семи предметам. Игроки выбирают задание по своему желанию, называя при этом предмет и баллы.
Биология 20
|
Химия 20
|
География 20
|
Биология 30
|
История 30
|
Физика 30
|
Экология 40
|
Математика 40
|
География 40
|
Задание — 20:
Биология: Почему перед дождем куры перебирают клювом свои перья?
(повышается влажность воздуха)
Химия: Чему равно рН дождевой воды при нейтральной реакции?
(рН=7)
География: Где в Торнадо больше давления внутри или с наружи воздушного вихря?
(с наружи)
Задание — 30:
Биология: Что можно узнать по годичным кольцам на спиле дерева?
(В благоприятные, то есть в теплые и богатые осадками, годы годовой прирост ствола дерева больше, чем в неблагоприятные, холодные и засушливые. Условия произрастания сказываются и на плотности весенней и летней древесины. Таким образом, изучая годичные кольца на срезе дерева, можно судить о климате прошлых лет, его изменениях)
История: Спокойная и тихая погода, господствовала во время кругосветного путешествия Ф. Магелана, дала возможность ему назвать пересеченные им воды Тихим океаном. Какими еще именами, кроме этого, называли Тихий океан.
(Испанец Бальбоа назвал его «Южным морем», француз Бюаш «Великим морем», русские землепроходцы Восточным морем»)
Физика: Когда заканчивается дождь и светит яркое солнце, мы нередко становимся зрителями удивительно красочного воздушного явления.
— Радуга — слышно повсюду.
Объясните, как образуется это явление в атмосфере?
(Радуга — это солнечные лучи, преобразованные в спектр. Солнечный луч проходит через капельки дождя, преломляется и распадается на различные цвета)
Задание — 40:
Экология:
Эти дожди могут вызвать только отчаяние. Вместо живительной влаги на землю выпадает кислота. Почему? Какова природа их происхождения?
(Кислотные дожди — осадки, содержащие серную и азотную кислоту, является следствием вредных промышленных выбросов в атмосферу отходов заводов, фабрик, электростанций.)
Математика: Когда альпинисты поднялись на вновь открытую горную вершину, барометр показывал только 52 мм. У некоторых из участников похода появились признаки так называемой горной болезни: сонливость, головокружение, тошнота и даже кровотечение из ушей и носа. Какая высота должна быть у этой вершины?
(7080 м)
География: «Вокруг неба белый круг, посреди же серп огненный, на правой стороне настоящее солнце, вверх же солнца великий круг белый, по сторонам круга два солнца, по левой стороне еще три солнца. На солнце смотреть было невозможно. Явление продолжалось пять часов». О каком метеорологическом явлении идет речь?
(Ложные солнца и луна — оптическое атмосферное явление).
Конкурс «Если б я был (а) фермером»
Поставьте себя на место фермера, что бы вы предприняли в данной ситуации.
Задание: У вас имеется фруктовый сад. Вы выращиваете яблоки, перед самым созреванием неожиданно ударил заморозок, грозящий погубить весь ваш урожай и принести вам большие материальные убытки. Ваши действия.
(Жечь костры — согревая нижний слой атмосферы)
Конкурс «Оратор»
В конкурсе «Оратор». Игроки готовят ораторскую речь, доказывая или опровергая высказывания: У природы нет плохой погоды.
Жюри подводит итоги. Объявляет победителей игры, вручает дипломы. Вручение утешительных призов игрокам, принимавшим участие в конкурсе «Лидер XXI века».
Ведущий:
- Характер у погоды очень сложный:
Изменчивый, крутой и ненадежный —
Приветливо вам утром улыбнется,
А вечером коварно надсмеется.
Она — хозяйка солнцу, ветру, тучам.
…Возьмите зонт с собой на всякий случай.
(Анатолии Смоляр)
Погода нас сопровождает повсюду, она влияет на наше здоровье, настроение, моду и стиль жизни, и на многое, многое другое.
Поэтому изучение метеорологии является не праздным занятием, но насущной необходимостью.
- 9308 просмотров