Тема урока: «Человек и природа» в стихотворении Олжаса Сулейменова «Волчата»
Сыздыкова Баян Шиябиденовна учитель русского языка и литературы, стаж 24 года, первая категория КГУ «Средняя школа им. К. Камзина Алгабаского сельского округа села Жолкудук» города Аксу Павлодарской области |
Цели урока:
- образовательная: познакомить учащихся с жизнью и творчеством О. Сулейменова; показать, как через отношение человека к миру природы раскрывается его характер; выявить, как в стихотворении соотносится мир природы и мир человека; показать, как «дети природы» ведут себя в борьбе за выживание;
- развивающая: развитие связной устной и письменной речи; мышления, памяти; аналитических навыков; умения работать с текстом, выделять главное; проводить анализ текста; умения работать в коллективе;
- воспитательная: прививать любовь к окружающему миру, бережное отношение к природе.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок-исследование
Оборудование: текст стихотворения, презентация Power Point, карточки с уровневыми заданиями.
Эпиграф к уроку:
Ты, бесспорно,
вершина природы,
Мой брат,
человек.
Только где и когда
ты видал
без подножья вершину?
Р. Рождественский
Ход урока
I. Мотивационный этап
— Как вы относитесь к волкам? (опережающее задание, письменно).
Урок начинается с чтение работ учащихся.
— Сегодня речь пойдет о волчатах — героях стихотворения, которое нам предстоит проанализировать.
— Какие ассоциации вызывает слово волк?
Составляем кластер на интерактивной доске
Ребята, вспомните русские пословицы и поговорки, связанные с волками
(С волками жить — по-волчьи выть. Волков бояться — в лес не ходить. Отольются волку овечьи слезы. Волк в овечьей шкуре. Волка ноги кормят и др. написаны на интерактивной доске).
Выступают «фольклористы», которые приводят пословицы разных народов мира.
Конкурс на звание лучшего знатока и переводчика казахских пословиц и поговорок. (Пословицы и поговорки на интерактивной доске).
Бөрі баласын асырағанмен ит болмас (Сколько не корми волчонка? Он собаку не заменит).
Жарлының жалғыз қозысын қасқыр жейді. (Волк из всей отары выбирает единственного ягненка бедняка).
Кәрі қасқыр қвапқанға түспейді. (Старого волка в капкан не заманишь).
Иттің ұлығаның бөрі естімес. (Вой собак вол пропускает мимо ушей).
Вывод: с волком в основном связывают разрушительное, вызывающее страх, тревогу, спасение за жизнь.
Выступают «литературоведы», получившие опережающее задание, рассказывают о том, что этот серый хищник в мифах народов мира стао воплощением зла и и сил тьмы, жаждующих проглотить солнце. У древних греков волк- воинственное божество. Именно волчица спасла жизнь близнецамРомулу и рему, которые были брошены в Тибр на погибель и вынесены течением на берег.
— И все же слава у этих животных недобрая. Почему?
Выступают биологи, рассказывают о семействе собачьих, где обитают, как охотятся.
— Эти хищники истребляют домашних животных, иногда нападают на человека, поэтому люди объявили им войну.
II. Операционно-деятельностный этап
1. Игра «Узнай личность».
Детенышам волчицы посвящено стихотворение известного поэта. Определим имя поэта. Учащиеся читают на интерактивной доске.
— Он был геологом, исследователем земных недр.
— По признанию Леонида Мартынова, этот поэт, «творящий на русском языке, целиком остается поэтом казахским».
— Он выпустил несколько поэтических сборников: «Аргамаки», «Солнечные ночи», «Доброе восхода». «Год обезьяны», «Определения берега» и др.
— Он тюрколог и славист в оном лице.
— Он является автором книг-исследований «Аз и Я», «Язык письма», «Пересекающие параллели». (Это Олжас Сулейменов).
— Сегодня мы поговорим о творчестве этого оригинального поэта, уделив особое внимание его стихотворению «Волчата».
2. Заполнение таблицы (стадия вызова).
Олжас Сулейменов |
||
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
|
|
|
— Ребята, что известно вам о поэте, записывайте в первую колонку. Во второй колонке запишите вопросы, на которые вы хотели бы получить ответ.
3. Турнир ораторов. Его участники получили опережающее задание и распределили между собой роли. Выступают с небольшими сообщениями о творчестве поэта (биограф, литературовед, историк, искусствовед).
4. Работа над стихотворением «Волчата».
А) Словарная работа: лощина — алқап, волчата — бөлтіректер, қасқырдың күшіктері, волчатник — охотник за волками, заросли — ну, қопа, оскалив пасть — аранын ақситып, месть — кек, өш.
Б) Чтение стихотворения. Анализ текста.
— Какая картина предстала перед человеком в густой лощине?
— Как вы думаете, какие мысли и чувства вызвала она у волчатника?
— В чем нарисованная поэтом трагедия? Почему не назван в стихотворении ее истинный виновник?
— Как вы понимаете слова вливалась жажда мести? Кому будут мстить волчата?
— Почему волчатник не тронул волчат?
— Какова главная мысль стихотворения?
В) Деление текст на две части. Определение частей и чтение их. Первая часть состоит из трех четверостишия. Неизвестно, кто убил волчицу, но можно предположить, что она погибла, добывая пищу для своих детенышей, чтобы спасти им жизнь.
Г) Схема на интерактивной доске.
Вторая часть стихотворения — это страшная сцена: голодные волчата жадно пьют густую, холодеющую кровь матери, и вместе с ней в них вливается жажда мести.
5. Дискуссия.
Разбиваю класс на две группы — защитников и противников волков.
— Почему люди преследуют волков?
— Они очень агрессивны: истребляют домашний скот и нередко нападают на человека.
— Можете ли вы сказать что — то в защиту этих животных?
— Нужно всегда помнить, что волк — хищник, таким его создала природа, и он охотится, чтобы выжить и продолжить свой род. Волки, как и люди, могут испытывать привязанность. Это умные, находчивые. Хитрые и осторожные животные. Они вынуждены нападать на домашний скот, когда голодно зимой и весной.
Обратите внимание на эпиграф к уроку. Строки из «Монолога Царя зверей».
— О чем предупреждает Лев?
— Человек — вершина природы, но природа — ее подножье. Уничтожая природу, человек неизбежно уничтожает самого себя.
— Имеет ли права человек, считающий себя единственным властелином природы, распоряжаться жизнью «меньших братьев», которые тоже хотят жить?
— Нет, конечно. Всякая тварь имеет свое предназначение и создана не зря.
Включаю грамзапись песни В. Высотского «Охота на волков». Выделяем строку: «Эту бойню затеял не Бог — человек..».
III. Этап закрепление
Индивидуально-групповая работа по карточкам.
Задание I уровня.
— Какое впечатление произвело на вас стихотворение О. Сулейменова «Волчата», какое настроение оно вызывает? Какую проблему поднимает автор?
— Известный казахстанский писатель — натуралист Максим Зверев утверждал: " Потомки не простят нам, если мы не протянем руку природе. Ведь теперь не мы просим милости у нее, а природа просит эту милость у нас«. Какое значение имеет, по-вашему, такое понимание природы для современного общества? Каким образом мы должны протянуть руку природе?
Задание II уровня.
Прочитайте фрагмент из стихотворения «Волчата»:
Она лежала в зарослях полыни,
Откинув лапы и оскалив пасть,
Из горла перехваченного плыла
Толчками кровь,
Густая, словно грязь.
Определите его стихотворный размер.
— Выпишите слова, характеризующие человека и волка. Составьте диаграмму Венна.
Бесстыдство, благородство, героизм, гордость, грубость, гуманизм, зависть, злоба, искренность, лицемерие. Милосердие, жестокость. Месть, мужество, ненависть, эгоизм, жалость, трусость.
— Почему поэт назвал стихотворение «Волчата»? Придумайте другие название для него.
Задания III уровня.
— Какие произведения казахских и русских писателей или поэтов о взаимоотношениях человека и животных вы читали?
— Какие мифологические представления несет в себе образ волка?
— Какая роль отводится волку в устном народном творчестве? Вспомните известные вам пословицы, поговорки, сказки об этом сером хищнике.
IV. Рефлексия
— Что вам дал сегодняшний урок?
— Насколько комфортно мне работалось в группе?
V. Информация о домашнем задании и комментирование оценок
Опубликовано 2015-02-17
- 68843 просмотра