Тема урока: «Духовная культура кочевников»
Каримов Акылбек Муратович |
Тип урока: интегрированный, повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.
Структура урока: сочетание этапов: организационного, постановки цели, оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, подведения итогов и формулирования выводов.
Цель урока: систематизация и усвоение знаний, высокий уровень обобщения и анализа.
Задачи:
Образовательные:
- выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках раздела;
- обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать в группах.
Воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности к мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий.
Развивающие: развивать логическое мышление.
Оборудование: карта Казахстана, интерактивная доска, предметы материальной культуры.
Актуализация урока: активизировать опорные знания учащихся, полученные при изучении темы.
План урока:
1. Развитие духовной культуры на казахской земле в средние века.
2. Литература и культура казахского народа.
3. Искусство казахского народа в
а) музыкальное искусство и казахские музыкальные инструменты
б) айтыс
4. Традиции и обряды казахского народа:
а) национальные традиции, обряды
б) национальные игры
Ход урока:
1. Духовная культура — это система знаний и мировоззренческих идей
Слово учителя: Создание своего государства имело огромное значение для дальнейшего развития духовной культуры казахского народа. Оно было многообразно по форме, тематике и содержанию и являлось продолжением культуры прежних эпох.
В ней полнокровной жизнью жили древние мифологические сказания и поздние фольклорные произведения, средневековая рукописная книжность и собственная казахская литература,
Вопрос: Какие направления духовной культуры кочевников вы знаете?
— Литература и культура, народный фольклор, исторические письмена, музыкальное искусство, народные игры
Вопрос: Что означает термин «фольклор» и в чем особенности казахского фольклора?
Термин фольклор (англ. — народная мудрость). Казахский фольклор — богатейшее духовное наследие, часть национальной культуры казахского народа. Фольклор казахского народа представлен мифами, сказками, сказаниями, песнями, стихами, посвященным явлениям природы, ритуалам, хозяйству: пословицами, поговорками, загадками, эпосом, поэтическими состязаниями (айтысами)
Он накапливался множеством поколений, в нем мудрость, вера, традиции предков.
2. Литература и культура казахского народа
Самостоятельная работа учащихся с дополнительной литературой (исследование, обобщение, анализ) по данным вопросам:
1. Основные жанры казахского фольклора
Героический эпос, обрядовая песня, лирическая песня, исторические песни, пастушеские и магические, свадебные песни, сказки и легенды, пословицы и поговорки, загадки, грустные песни, и Айтысы.
2. Крупнейшие представители поэзии жырау
Шалкияз Тленшиулы
Доспамбет около
Актамберды Сарыулы
Татикара
Умбетай
Бухар жырау Калкаманулы 1693—1787гг.
3. Какие вопросы затрагивали жырау в своих
Доспамбет: родом из знатной семьи военачальника, с крепости Азаку в ниж.течении Дона. Получил военное образование, участник военных походов. В своих песнях рисует идеальный портрет воина защищающего свою родину.
Татикара, акын родился у озера Сарыколь, в семье зажиточного скотовода. Любимец Аблай хана, за умение импровизировать в любых обстоятельствах, за бесстрашие и отвагу. В своем жыре «У камыша верхушка редкая, а корень крепкий» он прославляет героизм Бокея из рода дулатов и др.батыров. Его песни имеют историческую ценность.
Бухар жырау Калкаманулы: певец и советник Аблай хана. Унего много эпических поэм, где раскрывается история народа, этика и мораль, человеческого достоинства, думы о жизни и смерти, об изменчивости и бренности мира.
Вывод: Главная идея поэзии жырау в период становления ханства.
Это идея этатизма и сильной ханской власти. В условиях самостоятельной государственности необходимости ее защиты и укрепления значительно возвысилась роль жырау.
Иногда высказывали оппозиционную мысль, отрицательное отношение к решению хана. Это было возможно потому, что в своей критике исходили из интересов государства и авторитета в обществе, где придерживались принципа «можно лишить головы, но не слова». Красноречие считалось верхом искусства («онер
Итак, главная тема поэзии жырау — сплоченность и единство государства.
3. Искусство казахского народа в 15-18веках :
А) музыкальное искусство и казахские музыкальные инструменты
В) айтыс
Слово учителя музыки:
Звучит кюй «Сарыарка» Курмангазы
Из седой древности до наших дней дошла казахская народная легенда о неземном, сверхъстественном происхождении музыки, пения. Она рассказывает о том, что парящая высоко в небе божественная песня, пролетая над великой степью
Музыкальное искусство казахского народа является продолжением музыкального искусства далеких предков. В китайских письменных источниках 3 века
Класс делится на 2 группы, которым дается задание:
1 группа — раскрыть особенности и колорит музыкального искусства казахов.
2 группа — исследовать историю возникновения казахских музыкальных инструментов.
Ответы групп:
1 группа
Музыкальное искусство казахского народа является продолжением музыкального искусства далеких предков. В китайских письменных источниках 3 века
2 группа — казахские музыкальные инструменты
(Слайды)
(Легенда о Коркыте)
4. Традиции и обряды казахского народа:
Следующее задание группам:
Подготовить и провести презентацию по следующим вопросам:
1 группа — национальные традиции, обряды
А — очищение огнем, связан с главной хозяйственной деятельностью
Б — «бить в отау», при звуках рога женщины били в ведра, приговаривая: «Пусть молока будет много, а огня мало!» и ходили вокруг юрты. Согласно поверьям это увеличивала количество молока.
В — обычай «кобылий мұрындық» или «ублажить кол». Он проводился по приезде на жайляу, когда жеребят привязывали к жели — натянутой веревке и начинали доить кобылиц. И вот для того, чтобы жеребята и кобылы были упитанными, молока было много, а кумыс вкусным, верхушку кола обмазывали жиром.
Г — семейные традиции и обычаи (сватовство, гостеприимство, взаимопомощь, праздник Наурыза)
2 группа — национальные игры
(Учащиеся рассказывают об особенностях национальных игр: «Қыз-қуу», «кокпар», «алтыбакан», «аударыспак», «куме алу», «аксуйек»)
1. Гениальный
А) Курмангазы
В) Жаяу Мусса
С)
Д) Даулеткерей
Е) Таттимбет
2. Гениальный кюйши, автор 60 кюев, учитель Дины Нурпеисовой:
А) Жаяу Мусса
В)
С) Даулеткерей
Д) Таттимбет
Е) Курмангазы
3.
А) Жаяу Мусса
В) Таттимбет
С) Курмангазы
Д) Даулеткрей
Е)
4. Знаменитый
А) Жаяу Мусса
В) Таттимбет
С) Курмангазы
Д) Даулеткрей
Е)
5. Казахский композитор, в своих кюях создал тонкие психологические женские портреты:
А) Даулеткерей
В) Таттимбет
С)
Д) Курмангазы
Е) Жаяу Мусса
6. Автор кюев
А) Жаяу Мусса
В) Таттимбет
С) Курмангазы
Д)
Е) Даулеткерей
7.
А) Жаяу Мусса
В) Таттимбет
С) Курмангазы
Д) Даулеткрей
Е)
8. Выдающийся казахский композитор втор.пол.19., певец и поэт, на становление его композиторского таланта большое влияние оказала встреча с молодым Абаем в 1865 г.:
А) Дайлеткерей
В) Таттимбет
С)
Д) Курмангазы
Е) Жаяу Мусса
9. Выдающийся казахский композитор, в народе широко известен его айтыс с девушкой Сарой, до нас дошло 40 его кюев:
А) Курмангазы
В) Даулеткерей
С) Жаяу Мусса
Д) Таттимбет
Е)
10. Выдающийся народный композитор, преклонялся перед гением Абая, посвятил ему одно из своих стихотворений, был знаком с Шоканом Уалихановым:
А) Жаяу Мусса
В) Таттимбет
С) Курмангазы
Д) Даулеткрей
Е)
Взаимопроверка.
Обобщение. Выставление оценок
Домашнее задание
- 44918 просмотров