9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Тема урока: Искусство Древней Греции

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Сарсенова Гульзира Зарлыкхановна учитель истории и географии вторая квалификационная категория высшего уровня КГУ «Дашко-Николаевская основная школа» село Дашка-Николаевка, Тайыншинский район, СКО

Сарсенова Г.З.

Цель урока: продолжить изучение Древней Греции; сформировать представление о возникновении Древнегреческого театра, архитектуры, скульптуры и Олимпийских игр.

Задачи:

Образовательные: охарактеризовать особенности развития Древнегреческого театра, архитектуры, скульптуры, религиозных веровании и Олимпийских игр.
Развивающие: Развивать внимание, память, умения высказывать своё мнение, находить соответствия
Воспитательные:

  •  пробудить интерес к театру, стремление быть участниками театральных действии.
  •  способствовать обогащению нравственными критериями, присущими древним грекам и актуальными в наше время.
  •  эстетическое воспитание.

Основные термины: театр, театрон, орхестра, скене, трагедия, комедия, Олимпийские игры.

Оборудование:

ТСО: слайды, компьютер, иллюстрации и фотографии с видами изобразительного искусства Древней Греции, изображения богов Древней Греции, греческая мелодия.

Материал для преподавателя: два конверта с пазлами (для мальчиков фрески «Бой с быком», для девочек «Девушки с кувшинами»), два листочка с крылатыми выражениями

Материал для учащихся: Краски гуашевые, кисти, баночка с водой, цветные карандаши и листы белой бумаги А4

Методы: словесный, репродуктивный, наглядно-иллюстративный

Приёмы: беседа, фронтальный опрос самостоятельная работа, инсценирование «Прикованный Прометей», мини проекты учащихся «Искусство Древней Греции», «Олимпийские игры»

Межпредметная связь: география, литература, изобразительное искусство

Эпиграфы к уроку

«Благодаря образованию человек становится самым прекрасным и самым божественным из существ; невежда же — самое дикое создание из всех, существующих на Земле» Платон.

«Глубокое проникновение в культуру прошлого и культуры других народов сближает времена и страны» Д. С. Лихачев

Ход урока

I. Организационный момент

На протяжении всего урока играет тихая греческая музыка.

Хайрете, пайдес! Калой кай агатой! Здравствуйте, дети! Прекрасные и совершенные! Ребята. У нас сегодня необычный урок и я начала его с приветствия на греческом языке. Сегодняшний открытый урок посвящен искусству древнейшего государства, искусству Древней Греции.

А что такое Древняя Греция? Это — великая колыбель европейской культуры. Это — «греческое чудо», где родилась и расцвела гигантская духовная культура, не состарившаяся даже через тысячелетия.

Но греческое искусство не возникло сразу, у него была длительная предыстория.

II. Проверка домашнего задания

И сегодня я проверю уровень ваших знаний, которые вы получили на прошлом уроке по теме «Древняя Греция». И сделаю, я это в виде агона (соревнования) двух команд: мальчики «Спартанцы», а девочки «Афиночки». Деятельность команд будет оценивать ареопаг в составе учителей и меня. А что такое ареопаг. Ареопаг — это совет знати в Афинах, вся власть была сосредоточена в их руках.

Объявляю правила игры.

  1. Правильный полный ответ оценивается в — 1 ум
  2. За подсказку или недисциплинированность команды снимается — 1 ум

Первый тур «Географический»

1. Покажите на карте и скажите, где расположена Древняя Греция (на юге Балканского полуострова, островах Эгейского моря, самый крупный из которых остров Крит)

2. Назовите и покажите на карте три части Греции. (Северная, Средняя, Южная)

3. Покажите на карте и скажите, где был расположен греческий полис Афины. (В Средней Греции на полуострове Аттика)

4. Покажите на карте и скажите, где был расположен греческий полис Спарта. (В Южной Греции на полуострове Лаконика)

5. Покажите на карте Средиземное море и скажите, как называли его древние греки (Наше)

6. Покажите на карте Чёрное море и скажите, как называли его древние греки (Негостеприимное)

7. Покажите на карте самую высокую гору в Греции и скажите кто по верованиям греков там жил? (гора Олимп, там жили боги)

8. Покажите на карте о. Крит и назовите крупные города (Кносс и Фест)

Второй тур «Работа по контурной карте»

1. Разделите материк на части и подпишите их.

2. Надпишите на карте названия морей, омывающих Грецию с запада и с востока.

3. Обозначьте на о. Крит крупные города

4. Обозначьте крупные города в Пелопоннесе.

5. Обозначьте высокую гору Греции

Третьи тур «Собрать пазлы»

Командам раздаются конверты с пазлами. За определенное время (2 минуты) нужно соединить кусочки в единое целое и рассказать о сюжете («бой с быком», «девушки с кувшинами»)

Четвертый тур «Крылатые выражения»

Древнегреческая история, мифы, поэмы Гомера обогатили языки многих народов прекрасными образными выражениями.

Объясните, что означают эти крылатые выражения.

1. «Яблоко раздора» (причина спора или ссоры)

2. «Ахиллесова пята» (слабое, уязвимое место)

3. «Троянский конь» (дар, который приносит несчастье)

4. «Кануть в лету» (исчезнуть навсегда)

1. Яблоко раздора — богини Гера, Афродита и Афина поссорились из-за яблока, которое принесла богиня ссор и раздора Ирида на праздник. На яблоке было написано «прекраснейшей». Каждая из богинь считала, что яблоко предназначено именно ей…

2. Ахиллесова пята — Ахиллес убил в ходе троянской войны Гектора и его младший брат Парис, отомстил ему. Он направил стрелу в пятку Ахиллеса и убил его…

3. Троянский конь — греки не могли захватить Трою в течение 10 лет, и тогда они пошли на хитрость. Они оставили возле Трои деревянного коня, куда забралась часть греческих воинов, а остальные отплыли. Троянцы втащили этого коня в Трою. Отпраздновали победу. А ночью на них напали греки и захватили Трою…

4. Кануть в лету — В царстве мёртвых течёт мрачная река Лета, через которую провозит души умерших старый Харон. Там правит Аид. Там вечный мрак, из этого царства мёртвых нет возврата назад никогда и никому…

III. Объяснение нового материала

1. Древнегреческий театр

1. Одним из замечательных явлений древнегреческой культуры был театр. Театр возник в Древней Греции более 2500 лет назад. Он возник из весёлых сельских праздников, которые справлялись весной и осенью в честь бога Диониса — покровителя виноградарства и виноделия и назывались — Великие Дионисии. Когда под звуки флейт и свирелей Дионис приходит в Грецию, то в стране начинается весна, теплее пригревает солнце, расцветают цветы, вся жизнь возрождается заново. Во время этих праздников греки пили молодое вино, устраивали весёлые шествия по улицам деревень и городов, водили хороводы и разыгрывали сценки из жизни самого весёлого из богов. Театр (с греч.яз означает «место для зрелищ»). Здание театра состояло из трех частей: первая Театрон — это места для почётных зрителей, вторая Орхестра — круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актёры и хор и третья Скене — пристройка, примыкавшая к орхестре. К её стене прикрепляли полотнища, изображавшие то вход во дворец, то берег моря. Внутри скене хранились костюмы и маски актёров. Театр Диониса в Афинах вмещал 17 000 зрителей, а в Эпидавре — 30000. Вход был платный. В театре ставились комедии и трагедии. В спектакле играли обычно три актера. Актерами были только мужчины. Они же исполняли и женские роли. Актеры носили длинные одежды и обувь на большой платформе, она называлась — котурны.

2. Известные древнегреческие поэты драматурги Эсхил — (ок. 525–456 до н. э.), древнегреческий поэт-драматург, «отец трагедии». Среди образов Эсхила особое место занимает Прометей («Прикованный Прометей»), наделенный чертами борца, сознательно принимающего на себя страдания ради лучшего удела человеческого рода. Перу Эсхила принадлежало около 90 пьес, из которых до нас дошло лишь 7: «Персы», «Семеро против Фив», «Орестея», «Агамемнон», «Прикованный Прометей» и др. Кредо его драматургии можно выразить такими словами: «Горе тому человеку, который осмелится подняться выше всесильных богов: его ждут гнев и кара».

3. Аристофан (ок. 445 — ок. 385 до н. э., Афины), древнегреческий поэт-комедиограф. В комедиях Аристофана нашли отражение актуальные события того времени, выступления против военной политики («Лисистрата»), поношение реальных личностей (Сократа — в «Облаках»), фантастические ситуации («Ахарняне», «Птицы»). В древности Аристофан получил прозвище «отца комедии», из сорока написанных им комедий дошли одиннадцать пьес целиком и несколько десятков отрывков. В 426 на Великих Дионисиях поставил комедию «Вавилоняне», посвященную взаимоотношениям афинян и их союзников.

4. Софокл (ок. 496–406 до н. э.), древнегреческий поэт-драматург, один из трех великих представителей античной трагедии.

5. Гомер — древнегреческий поэт. До настоящего времени нет убедительных доказательств реальности исторической фигуры Гомера. По античной традиции было принято представлять Гомера слепым странствующим певцом-аэдом, за честь называться его родиной спорили семь городов. Гомеру приписывают авторство двух величайших произведений древнегреческой литературы — поэм «Илиада " и «Одиссея «.

Исценировка отрывка Эсхила «Прикованный Прометей» литература 6 класс. Участвуют 1 мальчие и 2 девочки.

Вопрос: Какую ошибку я совершила? (В древнегреческом театре все роли играли мужчины)

2. Религиозные верования у греков сформировались в XI — IX веках до н. э. Они считали, что дожди и засухи, морские ураганы и смена времен года, неурожаи и трудности людей — все происходит по воле богов. Греки считали, что боги бывают добрые, щедрые, открытые, всепрощающие, а также злые, жестокие, коварные. Древние греки поклонялись свыше 40 богам, и некоторых из них изображали в виде зверей и птиц.

Греки верили, что главные боги живут большой семьей на вершине горы Олимп. Три бога-брата: Зевс — господствует на небе, Посейдон — на море, Аид — в царстве мертвых.

Зевс считался главным богом. В его честь проводились Олимпийские игры. Его жена Гера — покровительница брака, Деметра — плодородия и растений, Дионис — бог виноградарства и виноделия, Афина — богиня мудрости и военного дела, Афродита — богиня любви и красоты.

Греки приносили жертвы богам, строили в их честь храмы и сочиняли о них мифы.

3. Архитектурное искусство. В V веке до н. э. в Греции архитектурное искусство находилось на высоком уровне. Особенно прекрасными архитектурными сооружениями славились Афины. Самым красивыми местами Афин были Акрополь и Агора. Там были расположены храмы, театры, административные здания.

Греки оставили потомкам три архитектурных стиля: дорический, ионический и коринфский. В дорическом стиле колоны обложены простыми плитами, без лишних украшений. Ионический стиль подчеркивают стройность линий, колонны украшены красивыми узорами. Коринфский — высокие колонны с желобками и пышной венчающей частью.

4. Греческие статуи. Скульптурное искусство широко развивалось в 5 веке до н. э. Известные греческие скульпторы Фидии и Мирон. Статуи украшали храмы, городские улицы и площади. Греки изготовляли их из дерева, мрамора, золота и бронзы.

Самыми замечательными статуями Древней Греции считаются те, которые установлены в храмах Зевса и Парфенон.

Статуя Зевса — высота 14 метров. Зевс сидит на троне, украшенном драгоценными камнями. Голова, грудь, руки сделаны из слоновой кости, глаза — из драгоценных камней, а волосы и борода из золота. На голове венок из ветвей оливкового дерева изготовлен из золота.

Статуя богини Афины находится в Парфеноне. Высота — 11 метров, изготовлена из дерева, лицо, шея и руки из слоновой кости под цвет человеческого тела. А одежда, шлем и щит из сверкающего, отполированного золота.

Мини проект девочки: презентация «Искусство Древней Греции»

5. Олимпийские игры

Олимпийские игры проходили на прекрасной земле Пелопоннеса, в городе Олимпия. Олимпийские игры были посвящены Зевсу и проводились один раз в четыре года и длились пять дней. В дни Олимпийских игр на земле Греции прекращались всякие войны.

В канун Олимпийских игр глашатаи ходили по всем городам и селам Греции и объявляли всем эту радостную весть: «Приходите все в Олимпию. Установился священный мир. Пусть победит сильнейший!»

Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н. э. Они проходили в летние месяцы. Участники соревновались в беге, метании копья и диска, прыжки в длину, кулачный бой, бег с оружием, бег на колесницах и т. д.

В последний, пятый, день игр перед храмом Зевса в праздничной обстановке награждались победители. Объявляли имя победителя и называли его родной город. Победителей награждали пальмовой ветвью, оливковым венком и пурпурной лентой.

Мини проект мальчики: презентация «Олимпийские игры в Древней Греции и в наши дни»

IV. Закрепление урока

Промежуточная рефлексия. Предлагаю вам составить синквейн, в котором отразится ваше понимание того, кто такие олимпийские боги?

«Боги»
Суровые, верховные
Карают, управляют, помогают
Боги все знают, умеют
Всемогущие

Синквейн «Олимпийские игры»:

игры
Олимпийские, спортивные
Бегать, прыгать, метать
огромное стечение народа
победитель

6. Кто лишний? Древнегреческий пантеон

Зевс. Ра, Гера, Алаш, Дионис, Хаммурапи, Афина, Геракл, Будда, Пасейдон, Тенгри, Аид

7. Составление кластера

8. Описанием древнегреческих богов. Нужно угадать, к какому богу соответствует то или иное описание. Оценка конкурса 1 ум, за каждый правильный ответ.

1. «Глубоко в пучине моря стоит чудесный дворец великого колебателя земли, брата громовержца Зевса. Властвует над морями он, и волны моря послушны малейшему движению его руки, вооруженной грозным трезубцем….». (Посейдон)

2. «Глубоко под землей неумолимый, мрачный брат Зевса. Полно мрака и ужасов его царства. Никогда не проникают радостные лучи яркого солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в его печальное царство…….». (Аид)

3. «Великая богиня, жена эгидодержавного Зевса, покровительствует браку и охраняет святость, нерушимость брачных союзов. Она посылает супругам многочисленное потомство и благословляет во время рождения ребенка….». (Гера)

4. «Всем дает она жизнь. Она заботиться обо всем, что живет на земле и растет в лесу и в поле. Она вызывает рост трав, цветов и деревьев. Вечно юная, прекрасная как ясный день эта богиня. С луком и колчаном за плечами, с копьем охотника в руках, весело охотится в тенистых лесах и залитых солнцем полях……». (Артемида)

5. «Неистовый бог войны, сын громовержца Зевса и Геры. Не любит его Зевс. Часто говорит он своему сыну, что он самый ненавистный ему среди богов Олимпа. Зевс не любит сына за его кровожадность. Его сердце радуют только жестокие битвы….». (Арес)

6. «Никто не может избежать ее власти, даже боги. Высокая, стройная, с нежными чертами лица, с мягкой волной золотых волос, как венец лежащий на ее прекрасной голове, она олицетворение божественной красоты и неувядаемой юности…». (Афродита)

9. Игра «Верно-неверно»

  1. Верно, что храм — это жилище бога? (Да)
  2. Верно, что колонны — опора и украшение храма? (Да)
  3. Верно, что капитель — нижняя часть колонн? (Нет)
  4. Верно, что дорический храм — символ женственности и изящества? (Нет)
  5. Верно, что коринфские капители напоминают корзину с цветами? (Да)
  6. Верно, что галерея колонн с перекрытием — это портик? (Да)
  7. Верно, что кариатиды — это скульптурные фигуры мужчин? (Нет)
  8. Верно, что Поликлет, Мирон, Фидий — ученые философы? (Нет)
  9. Верно, что греческие картины были на вес золота? (Да)
  10. Верно, что сейчас мы перейдем к новой теме? (Да)

V. Рефлексия

У вас на столе краски и цветные карандаши. Нужно нарисовать рисунок или окрасить лист бумаги в любой цвет. Показать ваше настроение по окончанию урока. Понравился вам урок или не очень.

VI. Домашнее задание:

  1.  Прочитать пар. 26 стр 135-142
  2.  Написать рассказ на тему «Я побывал (а) в театре древних греков»
  3.  Составить синквейн на тему «Древнегреческий театр» (письменно в тетрадь)

Использованы материалы: httpss://www.edu54.ru/node/17385,
httpss://festival.1september.ru/articles/534909/

Категория: