9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Тема урока: Мозаика на изделиях из древесины

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Нихаенко Вадим Николаевич учитель технологии Арыкбалыкской средней школы Айыртауского района Северо-Казахстанской области

Нихаенко Вадим Николаевич

Тип урока: комбинированный

Цель урока: формировать у учащихся знания, умения и навыки по изготовлению мозаичных наборов.

Образовательные задачи: углубить знания, закрепить умения и навыки учащихся по технологии изготовления мозаичных наборов.

Развивающие задачи: заинтересовать учащихся украшением мозаикой. Развивать творческие способности учащихся при выполнении изделий с мозаичным украшением.

Воспитательные задачи: развивать художественный вкус, воспитывать аккуратность, ответственность, трудолюбие.

Оборудование урока: образцы мозаики по дереву; рисунки мозаичных работ; образцы шпона из различных древесных пород; заготовки для основания мозаики; ножи-резаки; клей; зажимы для склеивания; копировальная бумага.

Ход урока:

1. Организационный момент: (1 минута)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня вы будете изучать технологию изготовления мозаичных наборов, виды деревянной мозаики. Изучите материалы и инструменты для мозаичных работ, и этапы при выполнении мозаики по дереву.

2. Опрос учащихся: (10 минут)

1.Каковы приемы точения декоративных изделий?

2.Как выполнить чертеж фасонной детали?

3.Какие инструменты применяются для точения художественных изделий?

4.Какова последовательность точения внутренней поверхности?

3.Изучение нового материала

А) Рассказ учителя: (10 минут)

Для всех видов мозаичных работ лучше всего использовать сухой шпон, чтобы потом при работе или после склеивания не появились трещины. Существуют 3 вида шпона — лущеный, строгальный и пиленый. Основным инструментом при выполнении мозаики является нож-резак. Этот нож несколько отличается от резаков, применяемых в резьбе по дереву. Во-первых, у него очень короткое косое лезвие (10-20 мм), во-вторых — длинная рукоятка (около 150 мм), на торце которой обязательно есть плоский косой срез, предназначенный для притирания полосок бумаги или клеевой ленты при склеивании элементов мозаики.

Для работы используют несколько ножей резаков разных размеров для выполнения крупных и мелких работ. Для вырезания из шпона круглых деталей может понадобиться резак- циркуль. Штампы-просечки позволят быстро и легко получить несколько одинаковых элементов. Притирочный молоток необходим для соединения крупных деталей мозаики. Он способствует более плотному примыканию мозаичного листа шпона к изделию при наклеивании.

В) Демонстрация приемов выполнения маркетри: (19 минут)

Нередко делают набор из двух повторяющихся элементов. Используют шпон трех различных пород с разной текстурой и цветом. Элементы пород орнамента нужно раскрасить красками под цвет выбранных пород. Из картона или плотной бумаги сделать шаблон для каждого элемента. Накладывать шаблоны на кусочки шпона и обводить карандашом. По карандашным линиям вырезать элементы орнамента. Резак вести точно по линии, слегка наклонив к себе. Наклеивать заготовки вплотную друг к другу. Такой набор получил название «паркетри». Если рисунок заполняет всю поверхность, то элементы мозаики один за другим врезают и наклеивают в лист плотной бумаги, на которую нанесен контурный рисунок мозаики. Постепенно всю бумагу заменяют кусочками шпона.

Если требуется получить несколько однотипных орнаментальных наборов, то фон и рисунок вырезают одновременно с помощью лобзика. Два листа шпона, один из которых выбран для фона, а другой для вставки, наклеивают на бумагу и накладывают один на другой, скрепив в нескольких местах клеем. На верхний лист шпона наносят контур рисунка и выпиливают его лобзиком. Разъединив листы шпона, получают сразу два гнезда и две вставки, из которых изготавливают два набора, противоположных по цвету. При этом способе элементы фона и рисунка вырезают одновременно, и они плотно соединяются, обеспечивая высокое качество набора.

4. Практическая работа «Изготовление мозаики для украшения деревянной коробочки»: (46 минут)

А) Вводный инструктаж: Выберите шпон разных оттенков. Двухцветную мозаику получите, склеив клеем кусочки дерева двух цветов, на верхней, светлой фанере нарисуйте простым карандашом узор. При этом сразу отметьте, какие части рисунка будут оклеены темным шпоном. Тоненьким лобзиком или резцом точно по рисунку вырежьте отдельные сдвоенные кусочки. Их половинки отделите друг от друга. Все кусочки, намазанные с обратной стороны клеем, наклейте на тонкую бумагу, с которой перенесен узор. Острым ножом наберите из фанеры мелких опилок, добавьте к ним клей и этой смесью заполните пазы и щели, образовавшиеся между отдельными кусочками. Бумагу с полученным на ней узором наклейте на крышку коробочки и отшлифуйте наждачной бумагой.

Техника безопасности при работе с резаками: 1. нельзя сильно углублять лезвие в дерево; 2. ручка стамески должна быть прочно закреплена, лезвие заточено; 3. нельзя трогать лезвие пальцем;4. стамеску или нож следует
держать крепко зажатыми в кулаке; 5. следует своевременно убирать стружки щеткой-сметкой.

В) Текущий инструктаж: корректировка хода практической работы.

С) Заключительный инструктаж: анализ успехов и ошибок в работе, объяснение способов устранения ошибок.

5. Итог урока, оценки за урок. (3 минуты).

6. Домашнее задание: стр. 72-80. (1 минута)

Категория: