Тема урока: Обобщение знаний о глаголе
Юркинсон Наталья Искаковна |
Цель урока: Обобщить знания и умения учащихся о спряжении и глаголов как о части речи.
Задачи:
1. Закреплять знания и умения учащихся о сопряжении глаголов и правописании личных окончаний глаголов. Совершенствовать умение определять грамматические признаки глаголов.
2. Развивать умение видеть изученные орфограммы, внимание, речь, мышление.
3. Способствовать развитию интереса к предмету, способствовать формированию чувства уважения к русскому языку.
Тип урока:
Оборудование: Оформить доску, карточки для учащихся, иллюстрации игр, сигнальные магниты.
Ход урока:
1. Организационный момент
Сообщение темы и целей урока.
— Добрый день, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые гости! Садитесь ребята. Откройте тетрадки, запишите сегодняшнее число.
— Сегодня мы на уроке обобщим и повторим изученное о глаголе, о правописании безударных окончаний глаголов и о способах определения спряжения и других грамматических признаках. Урок пройдет в необычной форме.
Итак мы начинаем
а) Запись на доске:
Когда снежинку, что легко летает,
Как звездочку упавшая скользя,
Берешь рукой — она слезинкой тает,
И возвратить воздушность ей нельзя!
М.Цветаева
— Прочитайте стихотворение. Сейчас мы с вами «зажжем огоньки». Найдите, ребята, опасные места: назовите орфограммы, объясните правописание.
б) Письмо под диктовку:
— Я думаю, что мы с вами достаточно подготовились и сейчас уверенно напишем это стихотворение под диктовку.
в) Взаимопроверка тетрадей по записи на доске и взаимооценивание.
г) Работа с глаголами.
— Найдите в стихотворении глаголы.
(Ответы детей: Летает, берешь, тает, возвратить).
Назовите лишний глагол. Почему вы считаете его лишним?
(Ответы детей: Лишний глагол возвратить, потому что этот глагол в неопределенной форме. Остальные личные).
— Назовите лицо глаголов.
(Ответы детей: Летает —
— Что можно определить у данных глаголов?
(Ответы детей: число, время, вид, спряжение).
3. Игра «Грамматическое лото»
— Сейчас мы поиграем в игру «Лото грамматическое», повторим все знания о глаголе.
Игру начинает ученик с карточкой под номером 1. Часть карточек без номеров, на них вы должны найти ответы на вопросы с пронумерованных карточек.
1. Глагол — это…. | часть речи |
2. Глагол обозначает…. | действие предмета |
3. Глагол отвечает на вопросы…. | что делает? что делают? |
4. Глагол изменяется по…. | временам, числам, лицам |
5. Глагол не изменяется, но бывает в одном из двух…. | видов и спряжений |
6. Глагол совершенного вида отвечает на вопрос…. | что сделать? |
7. Глагол несовершенного вида отвечает на вопрос…. | что делать? |
8. Существует правил определения спряжения глаголов…. | три правила |
9. Первое правило определения спряжения глаголов…. | спряжение глаголов можно определить по ударным личным окончаниям глаголов: если под ударением в окончании -е, то глагол
|
10. Второе правило определения спряжения глаголов…. | спряжение глаголов можно определить по суффиксам в неопределенной форме: если глагол имеет суффикс -ыть, -ать, -ять, -уть, -оть, -еть, то относится к |
11. Третье правило определения спряжения глаголов…. | надо знать глаголы исключения и уметь их спрягать: глаголы на -ить: брить, стелить, заждиться относится к
|
12. Глаголы
|
с мягким знаком на конце |
13. В глаголах, которые отвечают на вопрос
|
-тся пишется без мягкого знака |
14. В глаголах, которые отвечают на вопрос неопределенной формы что делать?… | -ться пишется с мягким знаком |
15. Глаголы настоящего времени отвечают…. | на врпросы: что делает? что делают? |
16. Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы… | что делал?что делала? что делало?что делали? |
17. Глаголы будущего времени отвечают на вопросы… | что будет делать? что будут делать? что сделает? что сделают? |
18. Глаголы будущего времени имеют две формы… | простую форму будущего времени сложную форму будущего времени |
19. Глаголы прошедшего времени изменяются… | по родам |
4. Игра «Ошибка наборщика»
— На улице вьюжной и морозная зима, на партах у всех лежат снежинки. И нам всем хочется, чтобы поскорее наступила весна с ярким солнышком, с молодой зеленью, первыми перелетными птицами. Сейчас мы проверим, как вы знаете приметы погоды.
На доске запись:
Висят длинные сосульки — | — ожидай оттепель |
Шумит хвойный лес — | — ударит мороз |
Дым стоит столбом — | — к долгой весне |
— Наборщик перепутал строчки во втором столбике. Соберите народные приметы правильно.
Висят длинные сосульки — к долгой весне.
Шумит хвойный лес — ожидай оттепель.
Дым стоит столбом — ударит мороз.
Молодцы, ребята. Хорошо знаете народные приметы.
5. Игра «Аукцион»
Кто больше назовет грамматических признаков? Приз получит тот, кто назовет последний признак глагола.
Лот № 1: Висят — 1. глагол, обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делают?
2. Начальная форма — висеть. 3. Несовершенный вид. 4.
Лот № 2: Шумит — 1. глагол, обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делает? 2. Начальная форма — шуметь. 3. Несовершенный вид. 4.
Лот № 3: Стоит — 1. глагол, обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делает? 2. Начальная форма — стоять. 3. Несовершенный вид. 4.
6. Физкультминутка
— Если услышите глагол, который оканчивается на — ить, хлопайте два раза. Если назову глагол, который оканчивается на любые другие суффиксы, топайте. Попытайтесь сосчитать, сколько глаголов, оканчивающихся на -ить, будет звучать.
(Клеить, думать, спасать, строить, успеть, купить, полоть, тянуть, спешить, сеять, рыть, зеленеть, встречать, помогать)
7. «Футбол»
— Сейчас, ребята, мы отправимся с вами на «футбольное поле». Вспомним глаголы — синонимы и глаголы — антонимы. Давайте перед матчем повторим.
— Какие слова называются антонимами? (Слова с противоположным значением)
— Какие слова называются синонимами? (Слова близкие по значению)
Тайм 1: Слова — синонимы
Учитель бросает ученикам поочередно мяч и говорит каждому по одному глаголу.
Учащиеся называют синонимы к ним и возвращают учителю мяч.
Хохочет — смеется
Шагаем — ходим
Стеречь — охранять
Работать — трудиться
Грустить — печалиться
Тайм 2: Слова — антонимы
Учащиеся бросают мяч ученикам на другой ряд и называют глаголы. Противники возвращают мяч после того как назовут к глаголам антонимы.
Поднимать — отпускать
Бездельничать — работать
Радоваться — огорчаться
Плакать — смеяться
Сорить — убирать
Говорить — молчать
8. Игра — состязание «Байга»
На доске записаны глаголы с пропущенными окончаниями в два столбика. Работа проводится по рядам. Учащиеся с каждого ряда по одному бегут к доске и правильно вписывают личные окончания глаголов, указывая их спряжение. Победит тот ряд, который справится первым и допустит меньше ошибок.
ты гоня…шь он стон…т мы беж…м он вид…т он чита…т ты дыш…шь мы верт…м мы дума…м ты бер…шь он говор…т |
он рев…т |
9. Обобщение
— Послушайте стихотворение. Сравните, все ли мы рассказали о глаголе.
Глагол
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто, что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит —
Все расскажет нам глагол!
Он лицо имеет, время,
Вид и спряжение.
И не слишком он «высовывается»
С другими частями речи согласовывается!
У существительного, числительного и местоимения
Берет взаймы род и число для лучшего общения
Занимает второе место после существительного,
Как наиболее употребительный.
10. Итог урока. Рефлексия
— Чем занимались сегодня на уроке?
— Какое задание вам легче всего было выполнять?
— С каким заданием вам было труднее всего справиться?
— Какая игра вам больше всего понравилась?
11. Оценивание учащихся с комментариями
12. Домашнее задание
- 9646 просмотров