IX международный творческий конкурс «Поклонимся Великим тем годам!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана и стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Тема урока: Обобщение знаний о глаголе

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

 

Юркинсон Наталья Искаковна
учитель начальных классов
второй категории
Заградовской средней школы
Есильского района СКО

Тема урока: Обобщение знаний о глаголе

Цель урока: Обобщить знания и умения учащихся о спряжении и глаголов как о части речи.

Задачи:

1. Закреплять знания и умения учащихся о сопряжении глаголов и правописании личных окончаний глаголов. Совершенствовать умение определять грамматические признаки глаголов.
2. Развивать умение видеть изученные орфограммы, внимание, речь, мышление.
3. Способствовать развитию интереса к предмету, способствовать формированию чувства уважения к русскому языку.

Тип урока: Урок-игротека

Оборудование: Оформить доску, карточки для учащихся, иллюстрации игр, сигнальные магниты.

Ход урока:

1. Организационный момент

Сообщение темы и целей урока.

— Добрый день, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые гости! Садитесь ребята. Откройте тетрадки, запишите сегодняшнее число.

— Сегодня мы на уроке обобщим и повторим изученное о глаголе, о правописании безударных окончаний глаголов и о способах определения спряжения и других грамматических признаках. Урок пройдет в необычной форме.

Итак мы начинаем урок-игротеку.

2. «Огоньки»

а) Запись на доске:

Когда снежинку, что легко летает,
Как звездочку упавшая скользя,
Берешь рукой — она слезинкой тает,
И возвратить воздушность ей нельзя!
М.Цветаева

— Прочитайте стихотворение. Сейчас мы с вами «зажжем огоньки». Найдите, ребята, опасные места: назовите орфограммы, объясните правописание.

б) Письмо под диктовку:

— Я думаю, что мы с вами достаточно подготовились и сейчас уверенно напишем это стихотворение под диктовку.

в) Взаимопроверка тетрадей по записи на доске и взаимооценивание.

г) Работа с глаголами.

— Найдите в стихотворении глаголы.

(Ответы детей: Летает, берешь, тает, возвратить).

Назовите лишний глагол. Почему вы считаете его лишним?

(Ответы детей: Лишний глагол возвратить, потому что этот глагол в неопределенной форме. Остальные личные).

— Назовите лицо глаголов.

(Ответы детей: Летает — 3-е лицо, берешь — 2-е лицо, тает — 3-е лицо)

— Что можно определить у данных глаголов?

(Ответы детей: число, время, вид, спряжение).

3. Игра «Грамматическое лото»

— Сейчас мы поиграем в игру «Лото грамматическое», повторим все знания о глаголе.

Игру начинает ученик с карточкой под номером 1. Часть карточек без номеров, на них вы должны найти ответы на вопросы с пронумерованных карточек.

1. Глагол — это….  часть речи
2. Глагол обозначает….  действие предмета
3. Глагол отвечает на вопросы….  что делает? что делают?
4. Глагол изменяется по….  временам, числам, лицам
5. Глагол не изменяется, но бывает в одном из двух….  видов и спряжений
6. Глагол совершенного вида отвечает на вопрос….  что сделать?
7. Глагол несовершенного вида отвечает на вопрос….  что делать?
8. Существует правил определения спряжения глаголов…. три правила
9. Первое правило определения спряжения глаголов….  спряжение глаголов можно определить по ударным личным окончаниям глаголов: если под ударением в окончании -е, то глагол

1-го спряжения, если под ударением в окончании -и, то глагол 2-го спряжения.

10. Второе правило определения спряжения глаголов….  спряжение глаголов можно определить по суффиксам в неопределенной форме: если глагол имеет суффикс -ыть, -ать, -ять,
-уть, -оть, -еть, то относится к 

1-му спряжению, если глагол имеет суффикс -ить, то он относится ко 2-му спряжению.

11. Третье правило определения спряжения глаголов…. надо знать глаголы исключения и уметь их спрягать: глаголы на -ить: брить, стелить, заждиться относится к 

1-му спряжению; глаголы на -еть, -ить: видеть, слышать и смотреть, и зависеть и терпеть, гнать, дышать, держать, обидеть, и вертеть и ненавидеть относятся ко 2-му спряжению.

12. Глаголы

2-го лица ед.числа пишутся….

 с мягким знаком на конце
13. В глаголах, которые отвечают на вопрос

3-го лица, ед.числа что делает?….

 -тся пишется без мягкого знака
14. В глаголах, которые отвечают на вопрос неопределенной формы что делать?…  -ться пишется с мягким знаком
15. Глаголы настоящего времени отвечают….  на врпросы: что делает? что делают?
16. Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы… что делал?что делала? что делало?что делали?
17. Глаголы будущего времени отвечают на вопросы…  что будет делать? что будут делать? что сделает? что сделают?
18. Глаголы будущего времени имеют две формы…  простую форму будущего времени сложную форму будущего времени
19. Глаголы прошедшего времени изменяются…  по родам

 

4. Игра «Ошибка наборщика»

— На улице вьюжной и морозная зима, на партах у всех лежат снежинки. И нам всем хочется, чтобы поскорее наступила весна с ярким солнышком, с молодой зеленью, первыми перелетными птицами. Сейчас мы проверим, как вы знаете приметы погоды.

На доске запись:

Висят длинные сосульки — — ожидай оттепель
Шумит хвойный лес — — ударит мороз
Дым стоит столбом — — к долгой весне

— Наборщик перепутал строчки во втором столбике. Соберите народные приметы правильно.

Висят длинные сосульки — к долгой весне.
Шумит хвойный лес — ожидай оттепель.
Дым стоит столбом — ударит мороз.
Молодцы, ребята. Хорошо знаете народные приметы.

5. Игра «Аукцион»

Кто больше назовет грамматических признаков? Приз получит тот, кто назовет последний признак глагола.

Лот № 1: Висят — 1. глагол, обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делают?

2. Начальная форма — висеть. 3. Несовершенный вид. 4. 1-ое спряжение. 5. Глагол употреблен в форме настоящего времени, 3-ем лице, единственном числе. 6. В предложении является сказуемым: Сосульки что делают? висят.

Лот № 2: Шумит — 1. глагол, обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делает? 2. Начальная форма — шуметь. 3. Несовершенный вид. 4. 1-ое спряжение. 5. Глагол употреблен в форме настоящего времени, 3-ем лице, единственном числе. 6. В предложении является сказуемым: Лес что делает? шумит.

Лот № 3: Стоит — 1. глагол, обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делает? 2. Начальная форма — стоять. 3. Несовершенный вид. 4. 1-ое спряжение. 5. Глагол употреблен в форме настоящего времени, 3-ем лице, единственном числе. 6. В предложении является сказуемым: Дым что делает? стоит.

6. Физкультминутка

— Если услышите глагол, который оканчивается на — ить, хлопайте два раза. Если назову глагол, который оканчивается на любые другие суффиксы, топайте. Попытайтесь сосчитать, сколько глаголов, оканчивающихся на -ить, будет звучать.

(Клеить, думать, спасать, строить, успеть, купить, полоть, тянуть, спешить, сеять, рыть, зеленеть, встречать, помогать)

7. «Футбол»

— Сейчас, ребята, мы отправимся с вами на «футбольное поле». Вспомним глаголы — синонимы и глаголы — антонимы. Давайте перед матчем повторим.

— Какие слова называются антонимами? (Слова с противоположным значением)

— Какие слова называются синонимами? (Слова близкие по значению)

Тайм 1: Слова — синонимы

Учитель бросает ученикам поочередно мяч и говорит каждому по одному глаголу.

Учащиеся называют синонимы к ним и возвращают учителю мяч.

Хохочет — смеется
Шагаем — ходим
Стеречь — охранять
Работать — трудиться
Грустить — печалиться

Тайм 2: Слова — антонимы

Учащиеся бросают мяч ученикам на другой ряд и называют глаголы. Противники возвращают мяч после того как назовут к глаголам антонимы.

Поднимать — отпускать
Бездельничать — работать
Радоваться — огорчаться
Плакать — смеяться
Сорить — убирать
Говорить — молчать

8. Игра — состязание «Байга»

На доске записаны глаголы с пропущенными окончаниями в два столбика. Работа проводится по рядам. Учащиеся с каждого ряда по одному бегут к доске и правильно вписывают личные окончания глаголов, указывая их спряжение. Победит тот ряд, который справится первым и допустит меньше ошибок.

ты гоня…шь
он стон…т
мы беж…м
он вид…т
он чита…т
ты дыш…шь
мы верт…м
мы дума…м
ты бер…шь
он говор…т

 он рев…т
 ты молч…шь
 он сто…т
 мы уч…м
 он рису…т
 ты гон…шь
 мы терп…м
 мы обид…м
 ты запомн…шь
 они барабан…т

 

9. Обобщение

— Послушайте стихотворение. Сравните, все ли мы рассказали о глаголе.

Глагол

Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто, что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит —
Все расскажет нам глагол!
Он лицо имеет, время,
Вид и спряжение.
И не слишком он «высовывается»
С другими частями речи согласовывается!
У существительного, числительного и местоимения
Берет взаймы род и число для лучшего общения
Занимает второе место после существительного,
Как наиболее употребительный.

10. Итог урока. Рефлексия

 

— Чем занимались сегодня на уроке?

— Какое задание вам легче всего было выполнять?

— С каким заданием вам было труднее всего справиться?

— Какая игра вам больше всего понравилась?

11. Оценивание учащихся с комментариями

12. Домашнее задание

Категория: