Тема урока по кубановедению для 9-х классов «Культурная жизнь Кубани в 1900–1917 гг.»
Орещенко Елена Александровна учитель кубановедения и ОПК в МБОУ СОШ№ 6 им. И. Т. Сидоренко г. Усть-Лабинска Краснодарского края. Стаж 4 года |
Цели:
• Знакомство учащихся с культурой Кубани в начале ХХ века;
• Развитие умений самостоятельной работы с учебником, умения делать выводы и систематизировать полученные знания;
• Воспитание патриотических качеств у учащихся.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: интерактивная доска, проектор
План
1. Образование
2. Просвещение
3. Здравоохранение
4. Наука
5. Печать
6. Литература
7. Музыкальная жизнь.
8. Театры и зрелища
9. Изобразительное искусство
10. Изменение внешнего облика городов
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята
2. Опрос д/з
1. Как кубанцы отнеслись к Первой мировой войне? Почему это отношение будет изменяться с течением времени?
2. Как война отразилась на экономике края? Какая отрасль оказалась наиболее чувствительной на тот момент?
3. Почему на Кубани начались «бабьи» бунты?
3. Изучение новой темы
1. В начале ХХ века на Кубани существовали различные типы образовательных учреждений, в том числе: начальные училища, церковно приходские школы, гимназии, реальные училища. Дети адыгов получали знания в горских и русских школах, также могли обучаться в мусульманских школах (медресе).
Запись в тетрадь.
Таблица «Типы образовательных учреждений на Кубани в начале ХХ века»
Начальное образование |
начальные училища, церковно приходские школы |
Среднее образование |
гимназии, реальные училища. |
Профессиональное образование |
с/х, ремесленные, технические, коммерческие школы и училища |
Подготовка учителей начальных школы |
Учительские семинарии , в гимназиях организовывали пед.классы |
Подготовка фельдшерского состава |
Екатеринодарская военно-фельдшерская школа |
Высшее образование |
— |
• Как вы думаете, почему ускорился темп развития системы образования на Кубани?
• Что свидетельствовало о недостаточном развитии региональной системы образования?
2. Центр просвещения на кубани — библиотеки и читальни. 1900г. — открытие библиотеки имени А. С. Пушкина в г. Екатеринодаре. 1902г. —открытие 2-1 городской библиотеки имени Н. В. Гоголя. Для данного периода характерно открытие музеев и картинных галерей в крупных городах края.
3. Во второй половине XIX начале XX века получили развитие санитарные мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни населения и предупреждение болезней. В первую очередь в г. Екатеринодаребыл организован надзор за санитарным состоянием населенных мест. Предпринимались некоторые меры для медицинского обслуживания рабочих. Хозяева кирпичных, черепичных, гончарных и керамических заводов должны были заботиться о чистоте помещений на предприятиях и обеспечивать для рабочих необходимую амбулаторную, а в случае надобности — и госпитальную помощь.
В декабре 1890 в Екатеринодаре было создано Общество врачей Кубанской области. Основная задача этого общества — улучшение санитарного благополучия населения и борьба с инфекционными болезнями. На протяжении всех лет существования (до начала I мировой войны) вся его деятельность была посвящена выработке мер борьбы с острозаразными болезнями, улучшению санитарного надзора.
В 1892 году в одном из районов города Екатеринодара, называвшемся Дубинкой, была зафиксирована вспышка холеры. В ее ликвидации большую роль сыграл член общества врач В. С. Абессаломов. Найдя подходящее помещение, он превратил его в больничный барак, куда помещали заболевших. Около трех месяцев врач с санитарами работали в очаге, оказывая помощь больным.
Для этого периода характерно улучшение оснащения мед. аппаратурой и оборудованием лечебных заведений городов края, использоване рентгеновских аппаратов, появление родильных приютов, зубоврачебных кабинетов.
4.Запись в тетрадь
Для науки характерно:
• Продолжения изучения древних курганов
• Работа Кубанского областного статистического комитета, общества любителей изучения Куб. области. (ОЛИКО), кубанского общества любителей изучения казачества.
• Основание Сочинской с/х и садовой опытной станции, Кубанской с/х опытнойстанции, Екатеринодарской лаборатории опытного табаководства
5. Рассказ учителя из рубрики «Из истории...»
30 марта 1863 года вышел первый номер газеты «Кубанские ведомости». Печаталась она на двух сортах бумаги — серой и белой, отчего и различалась цена годовой подписки. Номер состоял из официальной и неофициальной части. В последнюю входили кубанские новости и перепечатки из петербургских газет.
В 1864 году произошла задержка с выходом газеты. Очередной номер вышел лишь 4 апреля.
Через несколько лет газета стала называться «Кубанские областные ведомости». С назначением в 1873 году наказным атаманом Кубанского казачьего войска Кармалина, «Ведомости» становятся более интересными.
С девятнадцатого номера 1897 г. редактором неофициальной части стал Е. Д. Фелицын — самоотверженный, неутомимый исследователь. При нём вводится рубрика общеполезных знаний и сведений, ни одно выдающееся событие не остаётся незамеченным. Газета становится злободневной.
Что мы видим в начале 20 века? Продолжает свою деятельность газета, которая уже получила немного иное название «Кубанские областные ведомости». В ней печатали свои труды многие впоследствии ставшие знаменитыми литераторы, знатоки местного фольклора.
Задание. Установите соответствие.
А) Н. Н. Канивецкий 1. Поэзия и фольклористика
Б) А. Е. Пивень 2. Бытописательство и юмор.
В) П. П. Орлов 3. Популяризация истории казачества
Г) М. К. Седин
4. Издание журнала «Прикубанские степи», описание жизни и деятельности выдающихся представилей кубанского казачества.
6.7.8. Самостоятельная работа с учебником стр. 31-33.
Составьте план сообщения по пунктам «Литература, музыка, изобразительное искусство, театры и зрелища на Кубани в начале ХХ в.»
9. Прочитайте текст учебника на стр. 33-34 и ответьте на вопрос: Как повлияли на развитие градостроительства экономические и культурные потребности региона?
Рефлексия:
Какую роль в развитии культуры играли общественные инициативы?
Домашнее задание: параграф 6, вопросы стр. 34 № 1-5
- 21335 просмотров