9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Тема урока: «Состав слова»

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

 

Оспанова Гульсара Усербаевна
завуч начальной школы
гимназии № 5 г. Астаны

3-й класс

Цель: научить детей определять части слова.

Задачи:

  • на основании полученных знаний о частях слова, провести самостоятельное выведение алгоритма разбора слова по составу;
  • развивать память, внимание, речь, наблюдательность;
  • воспитывать интерес к процессу познания.

Ход урока

I. Организационный момент

Подготовка рабочего места, посадка при письме, нацеливание на работу.

II. Минутка чистописания

Ребята, работа на уроке нам сегодня предстоит серьёзная, поэтому давайте положительно настроим себя на урок и подготовим руку к письму. Откройте тетрадь, правильно положите её на столе. Запишем число с комментарием. С чего мы начинаем урок русского языка? (С минутки чистописания.) Посмотрите на доску, зимний январский ветер надул в зимнем лесу большие сугробы, и, чтобы нам двигаться вперёд, мы должны эти сугробы преодолеть. Я попрошу вас написать эти буквы, изображающие зимний узор.

лЛмМ лЛл мЛм ЛлМм лл мм лЛм

III. Повторение словарных слов

А сейчас мы решим кроссворд, который у вас у каждого на столе. Вы должны догадаться, о каком предмете идет речь и записать слова к соответствующим номерам.

Кроссворд
  • Учебное помещение для занятий.
  • Верхняя женская или мужская одежда.
  • Корм для лошади.
  • Защитник Отечества.
  • Лиственное дерево с белым стволом.
  • Красна девица сидит в темнице, а хвост на улице.

IV. Актуализация

Ребята, если вы внимательно посмотрите на слова, то вы найдете «спрятавшееся» слово, которое будет подсказкой для определения темы урока. Верно! Состав (чего?) слова.

Запишем в тетради тему урока: Состав слова.

«Мозговой штурм»

Что вы знали о составе слова? (морфемы, части слова)

Кластер Состав слова

Работа в паре. «Эстафета»

  • Что такое окончание?
  • Что такое суффикс?
  • Что такое приставка?
  • Что называется корнем слова?

Кроме окончания, что мы выделяем в слове? (Основу.)

На доске схема:

Схема

Что означает каждая схема?

Прежде, чем мы перейдём к выполнению следующего задания, нам нужно отдохнуть.

V. Физминутка

Упражнение для кровообращения, упражнение для глаз.

Учитель. Итак, мы доказали, что части слова мы знаем, попробуем это показать в слове.
Я предлагаю вам слово: повозка

Индивидуальная работа. Попробуйте найти в нем знакомые части слова.

VI. Постановка проблемы:

Учитель. Вы дали несколько вариантов выделения частей слова. Так с чего же всё-таки нужно начинать? Как вы думаете, мы должны установить какой-то порядок? Сейчас я вам и предлагаю установить такой порядок, т. е. вывести алгоритм разбора слова по составу.

VII. Работа в группах

Открытие нового знания.

Учитель. У каждой группы есть карточка с заданием, нужно сначала графически обозначить разбор слова по порядку, а затем прокомментировать свой алгоритм.

На доску вывешиваются алгоритмы групп, один ученик от группы рассказывает.

Учитель. Молодцы! Замечательно! А вот посмотрите, какой действительно существует алгоритм разбора слов.

На доску вывешивается алгоритм на печатной основе.

  1. Измени слово и выдели в нем окончание.
  2. Выдели основу слова.
  3. Подбери однокоренные слова.
  4. Выдели приставку.
  5. Выдели суффикс.

Учитель. Этим алгоритмом пользуются все ученики во всех школах.

Давайте вернёмся к нашему слову — повозка и уже, соблюдая порядок разбора, выделим в нём все его части.

    — С чего начнём? (С окончания.)
    — А как найдём окончание? (Изменим слово.)
    — Как правильно выделить корень? (Подобрать как можно больше однокоренных слов.)
    — Приставка — перед корнем, суффикс — после корня.

VIII. Физминутка для глаз

    Вот метель гулять пустилась.
    Сюда снежинка прилепилась.
    Вот она летает, порхает,
    Следите за ней глазками.

Давайте мы снежинку прикрепим на доске, она нам сегодня на уроке ещё понадобится.

IX. Первичное закрепление

Учитель. А сейчас, ребята, кто-то из вас на уроке побудет приставкой, кто-то корнем, суффиксом, окончанием.

Я вам буду называть слово, а вы будете показывать части слова.

(Раздать шапочки на которых части слов и выбрать ведущего.)

походка, садовый, лесник, прилетели

Прекрасно! Вы правильно показали части каждого слова! Умницы!

Х. Самостоятельная работа

Учитель. А вот пока мы с вами выбирали части слова, зимний ветер навеял теперь нам слова: зимушка, морозный, заморозок, подснежник.

И теперь, пользуясь составленным алгоритмом, вы самостоятельно разберёте эти слова по составу. (Дети записывают в тетрадь.)

Проверим, работает ли наш алгоритм? (Два ученика рассказывают разбор.)

Ребята, а вы заметили, что у нас сегодня на уроке присутствует зима? (Зимний ветер, сугробы, слова о зиме.)

Я хочу вам предложить музыку из цикла «Времена года» о зиме замечательного композитора Антонио Вивальди. Слушая это произведение, постарайтесь составить предложение о зиме, а опорным словом этого предложения будет являться слово «снежинка» или «снежинки».

XI. Повторение

На землю тихо падают снежинки.

Учитель. Записываем в тетрадь и комментируем предложение и проведём синтаксический разбор, выписываем из него слово «снежинки» для разбора по составу.

XII. Итог урока

Учитель. Что открыли нового на уроке? (Алгоритм разбора слова.)

XIII. Домашнее задание

Запишите корень слова — снег и подберите однокоренные слова с разными частями слова. упр. _____ Стр.____ учить правило

XIV. Самооценка

Рефлексия

Напишем «Пятистишие»

  1. Состав примерный:
  2. (однокоренных родственных морфемный)
  3. (разбирать, подбирать, составить)
  4. Составим алгоритм разбора слов по составу.
  5. Морфемы(части слова)

Понравился ли урок?

Чем понравился? Над чем нам надо поработать?

Категория: