Тема урока: «Театрально-игровая деятельность на хоровых занятиях с детьми подготовительной группы Хорового класса»
Аралбаева Лилия Владиславовна преподаватель класса вокала, стаж работы — 23 года, высшая категория. Детская музыкальная школа № 3 город Актобе |
Тип занятия: повторение и закрепление изученного материала.
Форма занятия: комбинированный урок.
Занятие гармонично сочетает как традиционные, так и эвристические, исследовательские, художественные, проблемные, игровые методы:
1. Объяснительно-иллюстративный: рассказ, беседа, демонстрация правильного академического звучания голосом.
2. Метод практической деятельности: целенаправленное обучение и воспитание в виде систематических упражнений.
3. Проблемно-поисковые методы используются в подборе учебного материала в решении творческих задач.
4. Логические методы используются в постановке дыхания, работе над произведением.
5. Метод развития голоса от примарных тонов (берущихся голосом без особых усилий).
6. Фонетический — в вокальной педагогике метод воздействия на голосообразование посредством использования отдельных звуков речи и слогов, практикуется для улучшения звучания голоса.
7. Фонопедический метод — имеет технологическую направленность, основан на критериях физиологической целесообразности, энергетической экономичности и акустической эффективности голосового аппарата в пении. Целью фонопедических упражнений является решение координационных и тренажных задач работы над голосом. Эти упражнения являются подготовительными и вспомогательными по отношению к вокальной работе. Фонопедические упражнения стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании.
Цель: показать результаты музыкального образования детей и способы их достижения на примере обычного хорового занятия, органическое и заинтересованное освоение детьми певческих навыков.
Задачи в обучении:
• Формирование певческих умений и навыков.
• Выработка правильного дыхания, звукообразования, интонирования, артикуляции.
• Обучение пению по руке дирижёра
Задачи в развитии:
• Развитие эмоциональной отзывчивости ребёнка на музыку.
• Развитие внимания, мышления, памяти.
• Развитие слуха и голоса, чувства метроритма.
Задачи в воспитании:
• Воспитание усидчивости и силы воли.
• Воспитание самостоятельности, активности, чувства товарищества.
— закрепление приемов звукообразования;
— приобретение навыков исполнения с наиболее эффектным и правильным использованием вокальных и слуховых данных;
— выразительное, эмоциональное исполнение;
— ориентация ребёнка в разнообразном мире музыки;
— формирование ключевых компетенций обучающихся — социокультурной, коммуникативной, профессиональной, на основе практических вокально-хоровых занятий;
Оснащение занятия:
- просторный кабинет для проведения хорового занятия;
- наличие фортепиано;
- нотная литература по теме занятия.
- карточки, дидактический материал.
Ход занятия:
1.Организационный момент, музыкальное приветствие:
Учитель: «Здравствуйте, ребята» — ученики «Добрый день!»
2. В начале хорового занятия, как и любого музыкального занятия, должны проводиться музыкальная зарядка и дыхательная гимнастика. Эти упражнения позволяют сосредоточить внимание детей на собственном теле, учат находиться в спокойном, ненапряженном состоянии; освобождают плечи, корпус, голову, воспитывают чувство опоры на ноги, способствуют формированию правильной осанки и снятию мышечной зажатости перед пением.
Двигательные упражнения — стоя прямо, ноги слегка расставлены:
• «Пружинки». По команде педагога: «Вверх» — подняться на носочки, «Вниз» — опуститься.
Таким образом, отрабатывается певческая постановка корпуса при пении с опорой на ноги.
• «Пиджачок». Описывать полукруговые движения плечами назад, как будто снимаем пиджак, накинутый на плечи, а затем вперёд, как будто надеваем.
• «Берёзка». Наклонить корпус вниз, ноги держать прямыми, руки расслабленно повисли, плечи опущены. Медленно и плавно поднять руки вверх, как будто берёзка тянет свои веточки к солнышку, «пошелестеть листочками» (пальчиками рук, свободно бросить руки вниз и расслабиться.
3. Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика — состоит из упражнений, где работают язык, губы, мышцы лица, применяется массаж лица. Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта необходимо контролировать с помощью зеркала. В дальнейшей работе также желателен визуальный контроль.
• «Приключения язычка».
• Массаж лица — пять важных точек.
• «Щёлканье» («Цоканье») языком — прямые руки подняты вверх над головой. По команде одновременно с цоканьем языка сжимаются и разжимаются сначала кулаки обеих рук, затем поочерёдно- то правой, то левой руками.
4. Дыхательные упражнения:
Способствуют не только нормальному развитию певческого дыхания, голоса, но и служат охране голоса от заболеваний. Важно сформировать у ребёнка ощущение дыхания «в живот» и научить его чувствовать движения стенки живота. Производить контроль, например, можно, положив на него руку.
Учитель: «Ребята, расскажите о певческом дыхании» — Ответы детей на наводящие вопросы учителя.
Работа с бумажными полосками — показ певческого дыхания.
Иногда в музыкальной практике композиторы используют звукоизобразительные эффекты (например, гудок автомобиля, голоса животных, шум ветра, бой часов и т. д.), что делает произведение незабываемо выразительным.
Упражнения:
• «Хомячок». Пошмыгать носом с закрытым ртом.
• «Воротики». Глубокий вдох через нос — «воротики» открылись, воображаемый паровозик может в них въехать. Задержка дыхания и мягкий длинный выдох на звук «Ф» — закрыли «воротики». Педагог в это время считает: «Едет паровозик с вагончиками». Для наглядности дети во время упражнения могут помогать себе руками: раскрывать их на вдохе, закрывать на выдохе — открывать и закрывать «воротики».
• «Оса». Выдыхать на звук «З», при этом вращая указательным пальчиком правой руки.
5. Распевание:
Различные формы и приёмы театрально-игровой деятельности можно использовать на следующем этапе работы с хором. Цель этого этапа: Подготовить голосовой аппарат к работе.
Задачи: через ряд специальных упражнений
- разогреть связки,
- активировать определённые группы мышц, задействованные при пении,
- формирование слухового контроля за чистотой интонации.
На всех этапах распевки стоит избегать специальной терминологии, непонятной детям. Целесообразнее использовать различные ассоциации и погружение в игровое пространство (оказаться в волшебном лесу, понюхать цветочек, задуть свечи на торте, зевать как лев, выдох «дракончик» и т. д.).
Дети исполняют вокальные упражнения, движениями рук показывают высоту звуков.
• Пение различных слогов «ЛЯ», «ЛЁ», «ДУ» скачкообразно и поступенно по показу педагога с показом рукой движения мелодии — работа над интонацией, формирование гласных звуков.
• Пение в квинтовом интервале «ЛЁ» . Активный вдох, мелкая техника произношения, скорый темп.
• «Звуки музыки» Р. Роджерса — теоретическая часть: нотный стан, название нот, пение звукоряда с показом рук.
Такие упражнения расширяют диапазон детей, помогают добиваться ровности голоса при разной высоте пения, плавного перехода из грудного регистра в головной.
6. Скороговорки
«От топота копыт пыль по полю летит» — работа над дикцией детей, помогают исправлению дефектов речи характерных данному возрасту.
7. Игра — физминутка. Пальчики рассказывают сказки
Такие игры развивают подвижность и координацию движений детей, воображение и творческие способности, память.
Учитель: Где только ни побывали наши любознательные пальчики, что только ни повидали. Многое узнали за это время и многому научились. Теперь все, что захотят, могут они показать. Даже показывать живые картинки к знакомым сказкам, превращая их в настоящие спектакли.
Давайте вспомним хорошо знакомую русскую народную сказку и попробуем её рассказать и показать с помощью маленьких артистов.
Курочка Ряба
Жили-были дед (обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду) и баба (изобразите, как завязывают под подбородком уголки платка).
И была у них курочка Ряба (покажите упражнение «Курочка»),
Снесла курочка яичко (округлите пальцы и соедините их кончики).
Да не простое, а золотое, Дед бил, бил (постучите кулаком по «яичку»)
— Не разбил. Баба била, била (стучите кулаком по «яичку»)
— Не разбила.
Мышка бежала (покажите упражнение «Мышка»),
Хвостиком махнула (помашите указательным пальцем)
— Яичко упало и разбилось (уроните расслабленные руки).
Дед плачет (закройте лицо руками).
Баба плачет (закройте лицо руками).
А курочка кудахчет: «Не плачь, дед не плачь, баба, я снесу вам яичко (округлите пальцы и соедините их кончики) другое, не золотое, а простое»
8. Ритмические упражнения
Помогают развитию метроритма у детей младшего возраста. Учащиеся проговаривают и хлопают.
• «Андрей — воробей»
• «Дин — дон»
• «Солнышко»
• «Сказка о барабанах»
• Ритмическая задания индивидуально.
9. Заключительная часть занятия
Повторение песенного репертуара, содержащего звукоизобразительные эффекты. Внедрение в репертуар хорового коллектива музыкально-театральных произведений позволяет привлечь в коллектив больше детей, расширить круг их интересов и увлечений, даёт возможность каждому участнику коллектива проявить свои способности и творческую инициативу. Исполнение изученных ранее песен:
• «Цыплята», муз. Филиппенко сл. Волгиной
• «Козлик», муз. Г. А. Струве
• «Пёстрый колпачок», муз. Г. А. Струве
Педагог: давайте подведём итоги нашего занятия — даёт косвенную оценку деятельности детей, обсуждает впечатления от занятия, — Молодцы ребята, вы сегодня хорошо потрудились!
Внедрение театральных методик позволит педагогу продолжать свой профессиональный путь, с каждым мгновением меняясь, заставляя удивляться всех и удивлять себя, учиться радоваться самому и учить этому своих воспитанников.
- 8391 просмотр