Тема урока: Убеждающие жанры: диспут, дискуссия полемика. Построение речи. Правила ведения спора
Жулдоспаева Гульнар Марленовна учитель русского языка и литературы, высшая категория, стаж — 32 года. СКО, Аккайынский район, с. Смирново, КГУ Смирновская средняя школа № 1 |
(слайд № 1)
Цель урока: Формирование умения ведения спора, знакомство с понятием спор, с правилами ведения спора. (слайд № 2)
Задачи урока: слайд № 3
Образовательные: способствовать овладению учащимися необходимыми знаниями и практическими умениями ведения спора и дискуссии в различных ситуациях общения.
Развивающие: способствовать формированию информационной культуры.
Воспитательные: способствовать формированию коммуникативной культуры; содействовать формированию толерантной, открытой для общения личности.
Наглядность: интерактивная доска
Слайд 4
Спорьте, заблуждайтесь,
ошибайтесь, но, ради Бога,
размышляйте, и хотя криво,
да сами.
Г. Лессинг.
Ход урока:
I Стадия вызова (у уч-ся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме).
1.Беседа:
— Что такое монолог, диалог? В чем отличие?
— Что вам известно о публичном выступлении?
2.Словарная работа: слайд № 5
Диспут — коллективное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и др. проблем, на решение которых нет однозначного, общепринятого ответа; каждый из участников высказывает свое мнение.
Дискуссия — публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов в поисках общего согласия.
Полемика — (греч. πολεμικά от πολέμιον, «вражда») — выяснение какого-либо вопроса посредством утверждения одной из противостоящих позиций.
Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр.
Эристика (греч. eristikē от греч. eristikē technē — искусство спорить).
Искусство ведения спора
Синонимы, их общее значение публичный спор Слайд № 6-7
in English «deвat, Discussion, speaker»
қазақша: «шешен, дебат, сойлесу, дау» (спор), «дауласу, айтысу» (синонимы), «пікір талас» (дискуссия)
3. Озвучивание темы урока:
Убеждающие жанры: диспут, дискуссия полемика.
Построение речи. Правила ведения спора.
Учитель: А теперь определим цели нашего урока Знакомство с целями урока
1. Для чего я буду изучать новый материал
Что именно мне нужно узнать, чтобы ответить на свой вопрос. Выяснить, что такое диспут, дискуссия полемика. Как правильно вести спор?
II Стадия. Осмысление содержания.
1. Работа с эпиграфом Слова немецкого философа Лессинга
2. Презентация. Слайд № 8- 16 Правила ведения спора
3. Работа с текстом А. И. Солженицына «Наши плюралисты»
1 Прочитайте текст. Кто такой А. Солженицын
Алекса́ндр Иса́евич Солжени́цын — русский писатель, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе.
Родился: 11 декабря 1918 г., Кисловодск
Умер: 3 августа 2008 г., Москва
Образование: Южный федеральный университет
Дети: Игнат Александрович Солженицын
Награды: Нобелевская премия по литературе, Темплтоновская премия, Государственная премия Российской Федерации слайд № 20
— Что такое плюрализм (см. Словарную работу)
— Что утверждают противники плюрализма
— Какие есть доводы в пользу плюралистов.
— На какой позиции стоит автор
4. Работа в группах
— Рассмотрение текста методом критического анализа: «Составление дискуссионной карты», которая заключается в кратком заполнении двух колонок в тетрадях (3 суждения)
— Сформулировать и записать правильно свои высказывания, объясняя их
— Выбрать спикера, который опросит всех (запишет тезисы в колонки) и озвучит суждения каждой группы (Технология «Мозговая атака»)
5. Беседа с классом
— Как вы относитесь к плюрализму мнений?
— Согласны ли вы с автором статьи?
Выступление учащихся 1 и 2 групп
1 — «За»
2 — «против»
— Критерии публичного выступления:
Убедительно высказываться по вопросу
III. Стадия рефлексии слайд № 21
— Согласны ли вы с постановкой темы урока: диспут, полемика, дискуссия — убеждающие жанры? Аргументируйте свой ответ
IV. Заключительный этап
Итак, подведем итоги.
Достигли ли вы поставленных целей (для себя) Чему научились?
V. Домашнее задание. Слайд№ 22
Подготовьте диспут на тему «Унижает ли жалость человека? (кратко запишите аргументы, помня о культуре спора)
VI. Оценки с комментарием
Список использованной литературы
1. С. И. Ожегов «Словарь русского языка», М.: «Русский язык», 1991 г.
2. httpss://www. litra. ru/biography/get/wrid/00047801184773068319/ биография А. И. Солженицина
3. Сборник избранной публицистики А. И. Солженицына «На возврате дыхания», М.: «Вагриус», 2004 г.
4. В. К. Мюллер Современный англо-русский словарь, 2012 г.
- 21097 просмотров