Тема урока: Урок-суд «Не остуди свое сердце»
Епонешникова Людмила Владимировна учитель русского языка и литературы высшая категория, Советская средняя школа имени Уфы Мендыбаевича Ахмедсафина, Аккайынский район, СКО |
(по повести А. С. Пушкина «Дубровский»)
Цели урока:
1) Всесторонне обсудить поступки Дубровского, выяснить их причины.
2) Попытаться определить главную мысль повести, сделать вывод, от чего предостерегает нас автор.
3) Развитие логического мышления, умение делать выводы, сопоставлять.
Оформление урока: Иллюстрации к повести «Дубровский», портрет А. С. Пушкина, рисунки учащихся к повести, высказывания о нравственности, грамзаписи (отрывки из повести.)
Ход урока:
I. Организационный момент
Ребята! Сегодня мы проводим урок-суд по повести А. С. Пушкина «Дубровский». Этот урок мы разработали и составили общими усилиями. Насколько удачен наш сценарий, судить нашим зрителям.
II. Словарная работа
Ребята! В процессе суда будут встречаться слова. Давайте истолкуем их значения.
исповедь кадет
дворовые адвокат
имение прокурор
III. Ход судебного заседания:
Действующие лица:
1.Секретарь
Свидетели:
2-3-4. Судьи
5. Дубровский
6. Адвокат
7. Прокурор
8. Антон Пафнутьич 9. Архип
10. Троекуров К. П
Публика
1.Секретарь Встать! Суд идет! Уважаемый судья! Уважаемые судьи! Прокурор, адвокат, публика к слушанию дела готова!
Судья 1: Прошу внимания. Слушается дело г-на Дубровского 23-х лет от роду. Дворянин. Холост. Образован. Ранее к судимости не привлекался. Перед судом 2 представления:
1) от прокурора: Дубровский обвиняется в грабежах, в воровстве, в применении жестокости и насилия.
2) от адвоката: «Дубровский беззащитный человек, он стал жертвой жестокости окружающих. Он нуждается в защите и понимании».
Нам необходимо во всем разобраться и вынести решение. Прокурор готов? Защитник готов? Публику просим активно вмешиваться в ход судебного заседания. Чтобы лучше понять обвинение и защиту, следует лучше узнать жизнь подсудимого. Итак, ввести подсудимого. Представьтесь, пожалуйста. Расскажите о себе. Чем вы занимаетесь?
Дубровский: Я, Владимир Дубровский, сын небогатого дворянина, Андрея Гавриловича Дубровского. Матушка моя умерла, когда я был еще ребенком. Я воспитывался в Петербурге, в Кадетском корпусе. Батенька денег не жалел для моего воспитания. Но вот грянула беда. Мой отец поссорился с Троекуровым. Троекуров решил отомстить ему и забрать имение. Он лишил меня всего, заставил грабить на больших дорогах. Вот и все, что я могу о себе рассказать.
Судья: Хорошо, вы можете пока садиться. Пригласите свидетеля. Представьтесь.
Троекуров: Я — Кирила Петрович Троекуров. Помещик. Владею большим имением. Богат. Знатен. Увлекаюсь охотой. Являюсь тонким ценителем собак. Есть дочь Марья Кириловна и сын Саша.
Прокурор: Прошу слова. Расскажите, пожалуйста, как произошла ваша ссора с Андреем Гавриловичем Дубровским.
Троекуров: Андрей Гаврилович — мой старый приятель. Это небогатый помещик, живущий неподалеку. Он был у меня в гостях. Вместе с другими гостями мы осматривали поместье и зашли в псарню. Надо сказать, что Андрей Гаврилович в душе завидовал, что у меня есть псарня. И мой псарь громко сказал, что «не худо иному дворянину променять усадьбу на любую здешнюю конуру. Было б сытнее и теплее». Ну, мой друг принял эти слова в свой адрес и уехал.
Адвокат: Прошу слова. И после этого вы решили отомстить Дубровскому и отнять его имение, завладеть Кистеневкой?
Прокурор: Я протестую.
Судья: Протест отклоняется. Продолжайте, свидетель.
Адвокат: Итак, я повторяю свой вопрос. (повторяет)
Троекуров: Почему завладеть? Это мое имение. Оно принадлежит моим предкам.
Адвокат: Но ведь оно было продано Дубровским.
Троекуров: Но ни у кого не было свидетельств или доказательств, что имение было продано. Документов ведь никаких нет.
Адвокат: Чтобы завладеть Кистеневкой, вы подкупили Шабашкина, и делом занялся суд. Суд отклонил ваше прошение?
Троекуров: Нет, суд не сомневался и принял решение передать Кистеневку мне.
Прокурор: Прошу слова. Вас терзали угрызения совести?
Троекуров: Да, совесть роптала. Победа не радовала мое сердце. Я решил помириться со своим бывшим другом и возвратить ему имение. Я поехал к нему. Но Андрей Гаврилович из окна увидев меня, упал. Сердце его больше не билось. Слуга вышел и передал мне приказ молодого Дубровского убираться прочь. Это мне, дворянину Троекурову, прочь? Да как он посмел, нахал?
Прокурор: Успокойтесь, Кирила Петрович (подает стакан воды) (к суду). Вы видите, что Кирила Петровича терпел от Дубровских постоянные унижения и оскорбления. Прошу суд учесть это обстоятельство и принять его к сведению.
Адвокат: Позвольте слово. Троекуров был влиятельным и богатым человеком. Ему ничего не стоило повлиять на решение суда и лишить Дубровского наследства, что он и сделал. Но он не учел одного — что Дубровский был, хоть и бедным, но гордым человеком и никому не позволял унижать своё достоинство. Троекуров стал причиной того, что Дубровский тяжело заболел и слег. Он же ускорил смерть Андрея Гавриловича своим приездом.
Судья: Свидетель, скажите, как бы вы поступили, если бы вас разорили, лишили того немногого, что вы имели, выгнали из отеческого дома?
Троекуров: Да кто посмел бы это сделать? Все окружающие льстили мне, угодничали и преклонялись передо мной! Я был уважаемым человеком. Никто бы и не посмел бы перечить мне.
Судья: Хорошо. Суду все ясно. Вы можете пройти в зал и занять свое место. Пригласите, пожалуйста, следующего свидетеля.
Судья: Представьтесь, пожалуйста.
Архип: Чаво?
Судья: Я говорю, как ваше имя. Кто вы такой?
Архип: А, эт другое дело. Да я вот это, из дворовых человек господ Дубровских.
Прокурор: Позвольте слово. Вы присутствовали во время пожара имения Дубровских?
Архип: Знакомо дело, был.
Прокурор: Расскажите, пожалуйста, поподробнее. Почему люди, посланные Троекуровым, опечатать имение, оказались запертыми в горящем доме?
Архип: Да я вот их взял да и запер.
Прокурор: Вас Дубровский заставил это сделать или вы сами приняли такое решение? Сжечь людей?
Архип: Господин-то, Владимир Андреевич? Не-е-ет. Он такого не сделат. Он сказал мне «Сходи-ка, ты, Архип, поглянь, запер-то я дверь ихну, али нет. Чтоб люди-то енти, выскочить смогли, как дом гореть начнет. Ну я, туды и пошел. Глянь, а дверь-то нараспашку. Ну, я и запер её, дурья башка.
Прокурор: Тебе Егоровна кричала, чтобы выпустил этих людей из горящего дома?
Архип: Да баба-то, баба она и дура есть. Ведь не понимает, что мы у господ своих как у птички под крылышком. А ну как попадаем к Кирилле Петровичу. Он со своих 3 шкуры снимает, а со своих и вовсе мясо сдерет. Где уж тебе этого понять. А для меня дороже моего господина нет. Я до гроба ему верой и правдой служить буду. А коли надо, живота своего не пожалею за батюшку нашего Владимира Андреевича. Дай бог ему здоровьица (перекрестится).
Адвокат: Прошу слова. Можете ли вы утверждать, что Дубровский убивал людей?
Архип: не-е-ет. Грабить, это да, это было. А убивать — не Владимир Андреевич — благородных кровей, убивать не будет, нет.
Судья 2: Вы можете пройти в зал.
Судья 2: Итак, крестьяне Дубровского с уважением относились к своим хозяевам. Они видели от своих господ только доброту и отзывчивость, и платили тем же. Они понимали истинную причину смерти Андрея Гавриловича. Они понимали так же, что Троекуров совершил злодейство и над молодым Дубровским. И готовы были встать на защиту своего господина, лишь бы не быть рабами жестокого Троекурова.
Судья 3: А суд продолжает свою работу. Пригласите следующего свидетеля. Представьтесь.
Антон Пафнутьич: Я — Антон Пафнутьич, уездный помещик, ближайший сосед Кирила Петровича. Троекурова.
Прокурор: Прошу слова. Антон Пафнутьевич вы единственный и главный свидетель всего происшедшего в ту ночь в комнате с Дефоржем, ныне разоблаченным Дубровским. Сможете ли вы описать картину случившегося.
Антон Пафнутьич: Вечером я попросился у француза Дефоржа переночевать, т. к. был наслышан о его смелости. Когда ложились спать, я попросил его не тушить свечку в комнате, но он не послушал меня. Вскоре я уснул. Ночью я проснулся оттого, что кто-то держат меня за рукав. Я открыл глаза и увидел Дефоржа. В одной руке он держал пистолет, а в другой вынимает деньги из сумочки, которую я хранил под рубашкой. Так вот, я спросил у Дефоржа, что это всё значит. И услышал имя, которое меня всегда приводило в ужас. Из уст Дефоржа прозвучали такие слова: «Молчать, или вы пропали. Я — Дубровский».
Прокурор: Когда всё это происходило, и перед вами стоял вооруженный разбойник. Вы не пытались кричать, звать на помощь?
Антон Пафнутьич: Нет, я не пытался кричать. Я опасался, что Дубровский убьет меня и скроется.
Прокурор: Ну, а днём в окружении людей почему Вы молча сидели за столом и никому не рассказали о происшествии? Ведь вы были в безопасности.
Антон Пафнутьич: Я дал слово Дубровскому, что не выдам его. К тому же я опасался, что его люди могут разорить моё имение.
Адвокат: Прошу слова. Почему вы сумочку возили с собой? Не лучше ли её было оставлять дома, в безопасности?
Антон Пафнутьич: Я опасался, что во время моего отсутствия её могут украсть.
Адвокат: Подсудимый, встаньте. Посмотрите на этого человека. Узнаете ли вы его. Действительно ли вы его ограбили?.
Дубровский: Да, я его узнаю. И я его ограбил.
Адвокат: Вы не можете сказать, какая сумма была в сумочке?
Дубровский: Я не имею привычки считать деньги, нажитые горбом крестьян.
Адвокат: Дубровский на что вы потратили эти деньги?
Дубровский: Я раздал их своим преданным людям, которыми Троекуров пытался насильно завладеть. Но мои люди отказались от своего «нового» хозяина.
Адвокат: Почему вы не убили вашего пленника? Ведь у вас не было уверенности в том, что он не расскажет про всё случившееся в ту ночь?
Дубровский: Законы чести для меня превыше всего. Я не хотел марать достоинство дворянина кровью беззащитной жертвы. К тому же Антон Пафнутьич очень трусливый человек. Он дрожал за свою шкуру, и я был уверен, что он никому не расскажет о происшедшем.
Судья 1: Вы можете пока садиться.
Судья 2: Скажите, свидетель, так вы считаете Дубровского разбойником или благородным человеком?
Антон Пафнутьич: Я считаю его разбойником.
Судья 2: Почему? Ведь он пощадил вас.
Антон Пафнутьич: Но он ограбил меня.
Судья 2: Скажите, а вы жертвовали бедным свои деньги?
Антон Пафнутьич: Нет, свои деньги я никогда и никому не жертвовал, и использовал их для своего личного обогащения.
Судья 2: Итак, Дубровский грабил тех людей, которые были жадными, жестокими и наживались на бедствиях народа. Свидетель, вы можете пройти в зал.
Судья 1: Подсудимый, встаньте.
Прокурор. Прошу слова. Дубровский, зачем вы проникли в дом Троекурова под чужим именем?
Дубровский: Я пытался тщательно осмотреть все постройки, чтобы удобнее поджечь усадьбу Троекурова и в случае опасности быстро пересечь своему врагу все пути к бегству.
Прокурор: Зачем вы хотели поджечь усадьбу?
Дубровский: Троекуров выгнал меня из отеческого дома, лишил куска хлеба и послал грабить на больших дорогах. Я решил отомстить ему за всё, что он мне причинил.
Прокурор: Когда в долгих размышлениях и раздумиях вы ходили и обдумывали свой план, неужели у вас не сжалось сердце?. Ведь там пострадали бы другие люди, невиновные. Неужели бы вы смогли забыть об этом, наслаждаясь этим огнём, огнём мести?
Дубровский: Да, я часто задумывался над этим. Но оскорбление, нанесенное мне Троекуровым, было слишком велико. Я хотел бы, чтобы пострадал только он один.
Адвокат: Прошу слово. Почему никто не усомнился, что вы не Дефорж?
Дубровский: Я прекрасно владею французским языком, играю на пианино. В этом нет ничего удивительного, что меня приняли за француза.
Адвокат: Почему вы не осуществили свой замысел?
Дубровский: Троекурова спасла его дочь, Мария Кириловна. Я понял, что дом, где обитает она, священный, и ни единое существо, связанное с него, не должно страдать. Я отказался от мщения как от безумия.
Адвокат: Почему вы не соединили свои судьбы с Марией Кириловной?
Дубровский: Мне трудно ответить.
Учитель (к публике): Давайте поможем Дубровскому. Почему Мария Кириловна не смогла стать женой Дубровского?
Адвокат: Почему вы не убили вашего соперника, старого князя Верейского, сидящего в карете? Ведь он вас ранил.
Дубровский: Я не хотел причинят страдания Марие Кириловне. Ведь она была повенчана с ним. Несмотря на свое отчаяние, я отпустил их.
Прокурор: Прошу слова наш суд! Уважаемая публика. Мы выслушали откровение человека, ставшего жертвой жестокости других людей. Но и сам он отвечал жестокостью на жестокость, на преступление отвечал преступлением. Местью он никому ничего не доказал, только обрек себя и других на мучительные страдания. Я хочу, чтобы суд осудил не столько самого Дубровского, сколько проявление в его поступках зла, жестокости, мщения. У меня всё.
Адвокат: Прошу слова. Уважаемый суд!! Уважаемая публика! Вы все, наверное, убедились, что мой подзащитный — человек благородный, честный. Его ждала прекрасная карьера. Он был умен, имел хорошие манеры, прекрасно образован. Хорошо воспитан. Владел французским языком. Но все рухнуло в один момент. Что ждало его впереди? У него не было будущего. У него не было выбора. Да, никогда и ничем нельзя было оправдать грабёж и разбой. Но я прошу понять этого человека и проявить к нему сострадание. У меня всё!
Судья: Подсудимый, встаньте. Вам предоставляется последнее слово.
Дубровский: Уважаемый Суд! Уважаемая публика! Да, я тот самый разбойник, имя которого приводит всех в ужас. Но прошу не боятся моего имени. Я расстаюсь с вами сегодня. Сейчас. Но на прощанье я откроюсь вам всем. Да, я рожден был для иного назначения. Душа моя умела творить добро и милость. Но теперь в моём сердце только зло и жестокость. Я очень мало видел доброты, поэтому я ожесточился. Но мне хочется призвать всех людей не повторять мои ошибки. Никогда в своей жизни не пытайтесь за жестокость платить жестокостью. Будьте добрее и милосерднее друг к другу. Этими словами я хочу закончить свою исповедь
Судья: Суд удаляется на совещание.
Учитель: Пока суд совещается, рассмотрим иллюстрации к произведениям Пушкина. Расскажите, какие сцены изображены здесь.
1. Секретарь Встать! Суд идет!
Судья: Прошу садиться. Рассмотрев представления прокурора и адвоката, показания свидетелей и подсудимого, суд постановляет:
1. Резко осудить месть как средство улаживания конфликта между людьми.
2. Осудить безнаказанность поступков Троекурова, который довёл семью Дубровских до полного краха.
3. Суд не оправдывает грабежи разбой дворянина Дубровского. Но мы ценим его благородство и щедрость.
IV. Беседа с классом
1. Итак, мы явились участниками суда над злом и жестокостью. Какой главный урок извлекли вы из сегодняшнего урока?
2. Кто в этой повести стал виновником трагедии?
3. Прочитайте библейскую мудрость: «Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе». Кто из героев повести больше нарушал эту мудрость?
4. Почему крестьяне Дубровского не покинули своего хозяина в трудную для него минуту?
5. Посмотрите на доску. Прочтём небольшой рассказ
Петя из 6(а) шел по коридору. Вдруг его сбил с ног Вова из 6(б). На другой день Вова бежал по коридору. Видя это, Петя подставил ногу. Вова упал и разбил нос. Он долго и безутешно плакал. А Петя радовался. Он торжествовал победу. Как вы оцениваете поступки обоих мальчиков? — Кто из низ не прав? Почему?
6. Прочтите высказывание М. Ганди «Умение прощать — свойство сильных. Слабые никогда не прощают?»
— Кто из героев повести оказался сильным человеком? Почему?
— Как вы поступаете в жизни, когда затаили обиду на кого-нибудь?
V. Итог урока
Подводя черту под сегодняшним уроком, я хочу, чтобы вы помнили слова Дубровского, были добрее, милосерднее, чтобы первыми не делали зла и могли достойно выйти из конфликтной ситуации.
VI. Д/з Продумать план к сочинению «Не остуди своё сердце»
7. Выставление оценок:
а) за составление сценария
б) за участие в уроке
- 7617 просмотров