Тема урока: «В чем заключается смысл человеческого счастья?»
Данилова Анна Брониславовна, преподаватель русского языка и литературы, высшая категория высшего уровня квалификации, КГУ «Аграрный колледж Аккайынского района», с. Киялы Аккайынский район, СКО |
По поэме
Тип урока: урок обобщающего повторения
Форма урока:
Цели урока:
1. Обучающая: Опираясь, на знания текста, проследить путь странников и выяснить, как ответил Некрасов на вопрос, поставленный в названии поэмы: Кому жить на Руси хорошо? Кто счастлив? Может ли быть счастлив человек среди всеобщего горя?
2. Развивающая: Развивать логические операции: сравнение, сопоставление, развивать умение правильно формулировать и выражать вслух свои мысли на поставленные вопросы, развивать навыки выразительного чтения наизусть.
3. Воспитательная: Некрасов — поэт второй половины 19 века и перед молодежью того времени он ставил вопросы о смысле жизни, об истинных и ложных путях в ней, о выборе жизненного пути, о долге, о назначении и счастье человека. Проблемы эти не утратили актуальности и сейчас, нужно чтобы учащиеся это почувствовали и задумались, а так же попытались разобраться в окружающем мире и себе.
Оборудование: тексты, записи на доске и в тетради, фотовыставка, выставка произведений Некрасова, таблица.
Ход урока
1. Положительные мотивации к уроку
2. Целевая установка
Сегодня заключительный урок по
Мы должны узнать: кто же
Мы должны суметь с вами, не искажая фактов, а, предполагая и домысливая действия главных героев поэмы, проследить их путь, по тексту, и выяснить, совпадает ли понимания счастья людей, живших во второй половине 19 в., с нашим современным понятием.
3. Построение кластера
А чтобы все это понять и выяснить, давайте мы с вами вместе, создадим формулу счастья, каждый из вас одним словом может выразить, что такое счастье?
Сколько понятий складывается в одно единственное слово — счастье. Это ваше современное понимание счастья. 21 век, век компьютеризации, Интернета,
4. Вопросы по тексту
1.Что заставляет крестьян задуматься над вопросом: кто счастлив на Руси? (бедственное положение, после реформы.)
2. Какие детали текста говорят о том, что жизнь крестьян — хуже некуда? (уезда Терпигорева, Пустопорожней волости из смежных деревень….)
3. Какие мнения были у крестьян: кто же счастлив на Руси? (один сказал боярину, другой сказал попу, купчине толстопузому сказали братья Губины, а Пров сказал — царю.)
4. Какой зарок дают крестьяне? (В домишки не ворочаться………….)
5. В чем состоит смысл счастья для крестьян — правдоискателей? (они ищут: Непоротой губернии, Непотрошеной волости, Избыткова села.)
Вывод: итак, цель поставили, дали друг другу зарок и пошли искать счастье, или счастливого.
Слово учителя: Следуя за
Герой |
В чем смысл счастья? |
|
Непотрошеной волости, Непоротой губернии, Избыткова села. (мир, достаток, спокойствие.) |
|
Покой, богатство, честь. |
|
Коль обогреет солнышко, Да пропущу косушечку, Так вот и счастлив я! |
|
счастлива она … Родилось реп до тысячи, на небольшой гряде…
|
|
В двадцати сражениях, я был, а не убит. В мирное время, ходил ни сыт, ни голоден. А смерти не дался. Нещадно бит я палками, А хоть пощупай – жив. |
|
Коли проснусь до солнышка, Да разогнусь о полночи, Так гору сокрушу!
|
7. Лакей князя Переметьева.
|
За стулом у светлейшего У князя Переметьева я сорок лет стоял, С французским лучшим трюфелем Тарелки я лизал. Напитки иностранные Из рюмок допивал.
|
Ермил Гирин. |
Имел он все для счастья: и деньги, и почет … Почет завидный, истинный, не купленный. Ни деньгами, ни страхами: строгой правдою, умом и добротой |
Матрёна Тимофеевна Корчагина.
|
Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У бога самого! |
Григорий Добросклонов.
|
И скоро в сердце мальчика С любовью к бедной матери Любовь ко всей вахлачине Слилась – и лет пятнадцати Григорий твёрдо знал уже, Что будет жить для счастия Убогого и тёмного родного уголка. |
5. Вывод из урока:
Итак, перед вами целая галерея персонажей, героев, «Счастливых». И каждый, как вы понимаете, счастье истолковывает
1. Изменилось ли понятие счастья в ходе поиска счастливого на Руси у странников?
2. Так кто же
3. Совпадает определения счастья наше (вернёмся к кластеру) и Некрасова?
Наблюдение над текстом в поисках счастливого, убеждают нас в том, что всенародное счастье немыслимо без изменения жизни силою самого народа: «Высоко бог, далеко царь». И не может быть счастлив человек среди всеобщего горя. И я хочу еще раз обратить ваше внимание на последнюю главу «Пир на весь мир». Сколько там замечательных строк, о жизни, об истинных и ложных путях в ней, о выборе жизненного пути, о долге, о назначении и счастье человека.
6. Чтение наизусть
7. Комментирование оценок
8. Домашнее задание
- 13940 просмотров