9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Тема: «В гости к лесному другу»: интегрированное занятие по проектно-поисковой деятельности в старшей группе

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Грузинова Ирина Владимировна — воспитатель детского сада «Алақай», г. Петропавловск, Северо-Казахстанская область, Республика Казахстан

Грузинова Ирина Владимировна

Занятие № 2

Образовательные области: «Социум», «Коммуникация», «Творчество».

Разделы: «Экология», «Развитие речи», «Художественная литература», «Лепка», «Рисование».

Цели: закрепить знания детей об изменениях в природе осенью; активизировать и обогащать словарь детей: осень, лес, берлога, нора, спячка.

Материал: игрушки (медведь, белка, ёж, заяц); гостинцы (мёд, орешки, яблоки, морковь); картинка с изображением зайца; пластилин, дощечки, стеки, салфетки.

Билингвальный компонент: осень — күз, лес — орман, медведь — аю, белка — тиын, ёж — кірпік-шешен, заяц — қоян.

Ход занятия

I. Оргмомент (Воспитатель здоровается с детьми)

Мотивационно-побудительный этап

«Круг радости»: Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живём в одном краю — всех я вас приветствую!

II. Актуализация знаний

Организационно-поисковый этап

Воспитатель:

—  Как называется наш родной край?

—  Какое сейчас время года?

—  Как называются осенние месяцы?

—  Как светит осеннее солнце?

—  Куца осенью улетают птицы?

—  Какие птицы остались зимовать? (Ответы детей).

—  Отгадайте загадку: «Птицы» улетают, листья опадают, злится непогода. Что за время года? (Осень — куз).

—  Посмотрите за окно. Какая сегодня погода? Ребята, хотите отправиться в гости в осенний лес? А кто живёт в лесу? (Ответы детей).

—  Возьмём с собой гостинцы и проведаем лесных зверей.

Воспитатель:

—  Что любит медведь?

—  Что любит белка?

—  Что любит ёж?

—  Что любит заяц? (Ответы детей).

III. Инсценирование по теме занятия

Воспитатель вместе с детьми отправляются в путешествие в лес (Инсценировка. Возможно участие родителей и старших по возрасту детей).

Воспитатель:
Добрый лес, старый лес!
Он полон сказочных чудес!
Мы идём гулять сейчас
И зовём с собою вас!

Леший (преграждает детям дорогу): И куда это вы собрались? Я хозяин лесной — Леший, не пущу вас в лес. Ишь чего задумали? У меня порядок в лесу, тишина, покой, звери к зиме готовятся, а вы туда со своею экскурсией! Нет, не бывать этому, не пущу!

Воспитатель: Леший, мы знаем, что ты хозяин леса. Вот ты нас и проведи туда, помоги нам. Без твоей помощи нам не справиться. Мы заблудимся в лесу, а ты все тропинки знаешь. А ребята будут себя вести хорошо, они знают правила поведения в природе. Леший, наши ребята не с пустыми руками пришли, а с гостинцами для твоих подопечных. (Идут за Лешим, видят большие следы).

Леший: Хорошо, поведу я вас по лесным тропинкам, познакомлю с лесными обитателями. Послушайте загадки и отгадайте их.

—  Любит кушать он малину и в берлоге спать всю зиму. Страшно может он реветь, а зовут его... (медведь — аю).

Дети повторяют отгадку на русском и казахском языках. Леший показывает следы, беседуют о медведе {берлога, спит, спячка). Дети в подарок оставляют мёд.

Леший (ведёт их дальше и рассказывает о лесе и его обитателях): Ой, орешек. Кто же его потерял? Отгадайте загадку.

—  Кто по ёлочкам ловко скачет и взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (Белка).

Воспитатель: Правильно. В переводе на казахский язык слово «белка» — «гиын». Ой, ребята, белочка орешек уронила. Белочка, не расстраивайся, наши детки тебе много гостинцев- орешков принесли, угощайся. (Рассматривают изображение белки и рассказывают о ней). Ау нас ещё одна загадка о лесном жителе.

—  У него иголочки, как в лесу на ёлочке. Зверя лучше не тревожь! Он колючий! Это... (ёж — Kipni K-шешен).

Дети угощают ёжика яблоками, трогают иголки; чувствуют, какие они колючие, и продолжают путешествие.

Воспитатель: Леший, слышишь в твоём лесу кто-то плачет. (Идут по следам и видят плачущего зайчика). Зайчик, что ты плачешь? Что с тобой случилось?

—  Я потерялся, я отстал от своей мамы. И-и-и... (Плачет).

—  Ребята, поможем зайчику? (Да!). Леший, вот видишь, что у тебя в лесу творится? А ты говоришь у тебя порядок. У тебя в лесу дети теряются. Пойдём, зайчик, мы тебе поможем, слепим маму. (Прощаются с Лешим).

Воспитатель и дети возвращаются в группу.

IV. Физминутка

—  Утром дети в лес пошли и в лесу грибы нашли. Наклонялись, собирали — по дороге растеряли. (Дети показывают движения по тексту).

Воспитатель демонстрирует детям картинку с изображением зайца, затем вместе её рассматривают. Потом воспитатель объясняет приёмы лепки, кто из детей затрудняется, помогает.

V. Подведение итогов занятия

Рефлексивно-корригирующий этап

— Ребята, куда мы с вами ходили? Кого вы видели? Кому помогали? (Ответы детей).

Ожидаемый результат: знать животных медведь — аю; белка — тиын; ёж — KipпiK-шешен; заяц — коян; иметь навыки внимательного слушания, навыки лепки; уметь отвечать на вопросы; лепить зайца, соблюдая пропорции.