Тематический план курса русской литературы 6 класс (34 часа)
№ |
Программный материал |
Количество часов |
Дата проведения |
1 |
Мифы народов Казахстана – 2 часа 1.Понятие о мифе и мифологии. Особенности мифа. Отличие мифа от героических сказаний и сказок. Общее мифа и сказок. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (Геракл очищает Авгиевы конюшни. Шестой подвиг Геракла. Яблоки Гесперид. Двенадцатый подвиг Геракла). 2. Славянская мифология. Древнетюркские мифы. Легенда о земле Боровое.
Развитие речи.
Внеклассное чтение.
|
1
1
1
1 |
|
2 |
Устное народное творчество – 2 часа 1.Сказки. Корни сказок. Виды сказок. Добро. Зло. Поучительное в сказке. Характеристика поступков героев. Волшебная сказка. «Царевна лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван Царевич - победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников - Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке. Сказочный зачин. Образы волшебной сказки. Чудеса в сказке. «По щучьему велению». Комические элементы. Тема и идея сказки. Сопоставление с казахской волшебной сказкой (по выбору). 2.Сказка о животных. «Аист и соловей». Особенности сказок о животных. Сопоставление с казахской сказкой о животных (по выбору). Бытовая сказка. «Болтливая жена». Особенности. Характеры. Предмет осмеяния. Сопоставление с казахской бытовой сказкой (по выбору). Скороговорки. Загадки. Наиболее древний жанр. Особенности Е.Трутнева. Загадки. Глубокие познания в области устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Поучительный смыл. Основные темы. Отличие пословиц от поговорок. Сопоставление с казахскими пословицами и поговорками. Поэзия жырау. Понятие о жырау. Тема национальной независимости. Долг поэта. Асан Кайгы. Степь, где водятся сайгаки…
Развитие речи. Сочинение.
|
1
1
1
|
|
3 |
Лирика Востока – 1 час Д. Руми. Рассказ о винограде. Низами. Прямой и честный сделай шаг… Афоризмы);
|
1 |
|
4 |
От народной сказки к литературной – 3 часа 1.Понятие о литературной сказке. Отличие литературной сказки от народной. А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане». Тема, идея сказки. Образы. Сказочные элементы. 2. Л.Н.Толстой. «Белка и волк». Назидательный смысл сказки. Сказочные элементы. Тема и идея. Д. Мамин-Сибиряк. «Серая Шейка». Тема и идея сказки. Драматические элементы. Роль природы. Смысл финала сказки. А.М.Горький. «Воробьишко». Реалистические элементы и сказочные образы. Поучительный смысл сказки. 3.К-Х.Андерсен. «Снежная Королева». Тема, идея. Романтизм в сказке. Элементы волшебной сказки и специфика литературной сказки.
Внеклассное чтение.
|
1
2
1
1 |
|
5 |
Басня – 2 часа 1. Басня как жанр литературы. Персонажи басен. Аллегория. Отличие басни от сказки о животных. Комические персонажи. Язык и стиль. И.А.Крылов. «Стрекоза и муравей». «Лебедь, Щука и Рак». Мораль басни. Портрет стрекозы и муравья. Комизм басни. Тема единства и согласия – залог успеха. 2. С.Михалков. «Муха и пчела». «Муха и лев». Общие сюжеты с баснями Крылова. Своеобразие. Сопоставление с баснями казахской литературы.
Развитие речи. Выразительное чтение басен (инсценирование).
|
1
1
1 |
|
6 |
Золотой век русской литературы – 3 часа 1. А.С.Пушкин – светило русской поэзии. «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» – поэтическое завещание. 2. Абай – светило казахской поэзии. Стихи Абая (по выбору). 3.М.Ю. Лермонтов. «Утес». «На севере диком». Знакомство с антитезой. Ощущение одиночества утеса через образ пустыни. Суть бытия, скоротечность времени. Русская классика и казахские переводы. Гармония природы и человека. Романтическая эстетика. Рифма. М.Ю. Лермонтов и Абай. Абай. Қараңғы түнде тау қалғып. М.Ю. Лермонтов. Из Гете. |
1 1
1 |
|
7 |
Тема природы в фольклоре и литературе – 3 часа
1.Фольклорное наследие. Пейзажная лирика. Народные приметы. Пословицы. Времена года. А.С.Пушкин. «Уж небо осенью дышало». «Зимнее утро». Пейзажная лирика Пушкина характеризуется чаще элегическим настроением. Н.А.Некрасов. «Славная осень». «Зеленый шум». Социальный контекст поэм. Строительство николаевской железной дороги. Пейзажная лирика. Метафора, эпитет в пейзажной лирике. 2. Ф.И.Тютчев. «Есть в осени первоначальной…». Ощущение простора, красоты наступившей осени. Роль эпитетов. А.А.Фет. «Я пришел к тебе с приветом». А.А.Ахматова. «Весна». С.А.Есенин. «С добрым утром! Метелица». В.Суслов. «Слушал шорох тишину». По Н.Сладкову. «Медвежий характер». Э. Мошковская. «Жил на свете один человечек». По А.Барто. «Считалочка». Г.Харлампьев. «Покинутое гнездо». Чувство прекрасного, бережное отношение к природе. 3. А.А.Ахматова. «Весна». По Г.Скребицкому. «Крылатые гости». По В.Голышкину. «На что похож снег? Как встречают Новый год». |
1
1
1
|
|
8 |
Тема детства в литературе – 2 часа
1.Н.А.Некрасов. «Мужичок с ноготок». Народность и реалистический стиль поэзии Некрасова. М.Е.Салтыков-Щедрин. «На барском дворе». Тема крепостного гнета и помещичьего произвола. Страдания детей и тема насилия над детьми. Социальная тема прозы. 2.Г.Сенкевич. «Янко – музыкант». Трагизм участи крепостных детей. Лиризм повествования. В.Драгунский. «Девочка на шаре». Лирическая тема повествования, красота первого чувства и проблема нравственного становления личности.
Внеклассное чтение |
1
1
1 |
|
9 |
Уроки доброты – 3 часа 1.Нравственная основа рассказов. Любовь к животным и чувство сострадания как этическая программа писателей. И. Скляревский. «Живем в одуванчике». Н.А.Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы». 2.И.С.Тургенев. «Перепелка». Л.Н.Толстой. «Старая лошадь». 3.Д.Мамин - Сибиряк. «Приемыш». А.Алексин. «Актриса»
Внеклассное чтение
|
1
1
1 1 |
|
10 |
Уроки этики – 1 час Тема вежливости. Соблюдение правил этикета как нормы поведения. Г.Остер. Вредные советы. В.Д.Берестов. Дракон. По В.Осеевой. Волшебное слово. Ю.Трифонов. Мы любим людей успеха);
|
1 |
|
11 |
Тема школы в литературе – 2 часа 1.Комическая тема путаницы и роль фантазии в литературе. Загадки-складки. Б.Заходер. «География всмятку». В.Росин. «Чужая пятерка». По В. Голявкину. «Как я всех обмануть хотел». 2.Анекдоты из школьной жизни. По Я. Тайцу. «Две ученицы и тридцать учителей». По Л.Пантелееву. «Буква «ты». «Подарок». «То спишите, то не «спешите».
Развитие речи. Сочинение «Моя школа» или «Анекдоты из школьной жизни»
|
1
1
1
|
|
12 |
Тема спорта в литературе – 1 час
Любовь к спорту – способ закалки характера. В здоровом теле – здоровый дух. В.Львовский. «Песенка о зарядке». В.Голышкин. «Вратарь» |
1 |
|
13 |
Мир вокруг нас. Мой Казахстан – 1 час
Обычаи и традиции разных стран. А.Байтурсынов. «Аққу, шортан, һәм шаян». Нравоучительный рассказ. Развлекательный рассказ. Комический рассказ. Писатели о языке. |
1 |
|
|
Всего: |
34 ч. |
|
Базовое содержание учебного предмета в 6 классе
На изучение курса выделено 34 часа, из них на: чтение и изучение — 26 часов, внеклассное чтение — 4 часа, развитие речи — 4 часа.
В курсе литературы в 6 классе изучаются базовые понятия (миф, устное народное творчество, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, жырау, сказка, народная сказка, литературная сказка, виды сказок (волшебная, бытовая, о животных), басня, песня, рифма, поэзия, пейзажная лирика, рассказ, виды рассказов, тропы (аллегория, антитеза, метафора, эпитет), афоризм).
Для внеклассного чтения предложены следующие произведения:
1) «Геракл убивает Немейского льва», «Титан Атлант и счастливая Аркадия» (мифы Древней Греции);
2) «Сказка — загадка», «Солдатская сказка» (
3) «Сто гусей», «Встреча на Тогызторау», «Находчивый Саудабай», «Отзывчивые братья», «Удачный обмен» (
4) сказы П.Бажова «Каменный цветок», «Горный мастер»;
5) Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди»;
6) «Тысяча и одна ночь», «Рассказ о царе Шахрияре», «Сказка о
7)
8)
9)
10)
11) Ю.Нагибин «Зимний дуб»;
12) Б.Майлин «Дождливый день»;
13) А.Твардовский «Меж редеющих верхушек»;
14) И.Василевский «Сколько лет сосне?»;
15) И.Суриков «Вот и лед на речке треснул»;
16) Э.Мошковская
17)
18)
19)
20)
21) М.Зощенко «Золотые слова»;
22) В.Гюго «Козетта»;
23) А.Гайдар «Тимур и его команда»;
24) В.Сотник «Как меня спасали»;
25) Н.Заболоцкий «Некрасивая девочка»;
26)
27) О.Григорьев «Встаньте с этого дивана»;
28) Н.Носов «Как я решал задачу», «Марафонский бег»;
29) А.Чайковский «Как родились олимпийские игры»;
30) Легенда о происхождении шахмат;
31) Е.Пермяк «Вечный король»;
32) К.Паустовский «Телеграмма», «Старый повар»;
33)
34) В.Распутин «Уроки французского»;
35) Асан Кайгы «Эй, хан, без меня тебе не знать»;
36) Казтуган «Земля, земля родная кругом»;
37) Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»;
38) В.Токарева «Зигзаг»; М.Задорнов «Настоящая подруга»;
39) В. Солоухин «Уроки телепатии»;
40) И.Грекова «Как хорошо у Ларичевых».
Произведениями для заучивания наизусть являются:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
- 38353 просмотра