Тематический план курса русской литературы 8 класс (34 часа)
№ |
Программный материал |
Количество часов |
Дата проведения |
1 |
Бессмертие народа в его языке – 1 час Писатели о языке. Интерес русских писателей к историческому прошлому. Абай Кунанбаев о необходимости овладения русским языком и передовой русской и мировой культурой. Духовная эволюция автора. Двадцать пятое слово – назидание Абая. |
1 |
|
2 |
Тема Востока в литературе – 5 часов 1.А.Никитин – подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель. «Хождение за три моря» (фрагменты из 2 частей). Особенности содержания и формы путевого очерка. Описание быта и нравов индийского народа. Характеристика литературного героя. 2.Дж. Байрон – поэт-романтик. Своеобразие лирики Дж. Байрон, отражение в ней высоких идеалов. Поэма «Корсар». Жизненная основа поэмы. Образ романтического героя в поэме. 3.А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (краткий обзор). Особенности художественной манеры поэта. Поэма «Бахчисарайский фонтан». Историческая основа поэмы. Проблематика поэмы. А.С. Пушкин и Абай. 4.М. Ю. Лермонтов – певец Родины. Поэма «Беглец» («Горская легенда»). История создания, особенности композиции поэмы. Тема Кавказа в творчестве поэта. Основная идея поэмы. Гете - М. Ю. Лермонтов - Абай. 5.И.С.Тургенев. Лебединая песня «Восточная легенда». Стихотворная и прозаическая речь. Художественный перевод. Абай Кунанбаев «Масгут».
Внеклассное чтение
|
1
1
1
1
1
1 |
|
3 |
Тема Родины в русской литературе – 7 часов 1-3.Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Тарас Бульба». «Поэма …великих страстей» В.Г.Белинский. Историческая основа повести. Образ Тараса Бульбы - воплощение ратного духа запорожцев. Сравнительная характеристика Остапа и Андрия. Нравственная оценка личности героя. Отображение исторических событий в повести Гоголя «Тарас Бульба». Судьба человеческая и народная в повести. Историческая правда и вымысел. 4-5.И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг» (в сокращении). Образы крестьянских детей в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг». Красота русской природы в рассказе «Бежин луг». 6.Н.А.Некрасов – поэтический выразитель эпохи. Стихотворение «Школьник». Проблема народного образования. 7.Н.С.Лесков. Рассказ «Дурачок». Смысл названия: кого надо считать дураком? Что за люди любопытные? Кто и почему называет их дурачками? Душевные качества и нравственные принципы героя.
Развитие речи. Сочинение.
Внеклассное чтение
|
3
2
1
1
1
1 |
|
4 |
Тема силы воли и мужества человека – 3 часа 1-2.В.Г. Короленко – писатель-гуманист. Повесть «Слепой музыкант». Искусство в судьбе человека. Проблема нравственного выбора героев. Мотив поиска счастья. Точность и лаконизм повести. 3.Н.А. Заболоцкий. Стихотворение «Не позволяй душе лениться». Труд души по стихотворению Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться». Суровая, трагическая правда жизни в стихотворении. «Не позволяй душе лениться», внешне спокойный и внутренне напряженный тон монолога. Афоризмы. Развитие речи. Сочинение.
|
2
1
1
|
|
5 |
Тема человека и природы в литературе – 5 часов 1.П.Н.Васильев – поэт исключительного дарования. Особенности художественной манеры поэта. «Иртыш». Образ могучей и полноводной реки. Мастерство П.Н.Васильева. Особенности композиции. Гуманистическая позиция автора. 2-3.Ч.Т.Айтматов - народный писатель Киргизии. Роман «Плаха». Идейно-художественное своеобразие романа. Проблемы современного общества в романе. Тема защиты природы в романе «Плаха». 4.О.О. Сулейменов – поэт и ученый. Стихотворение «Волчата». Тема взаимоотношения человека к природе. Одухотворенность природы, единство с ней человека. Глубина, философичность лучших стихотворений поэта. 5.Г.Д.Гребенщиков – писатель из Казахстана. Повесть «Ханство Батырбека». Безрадостная картина жизни степного аула. Нравственные проблемы произведения.
Развитие речи. Сочинение.
|
1
2
1
1
1 |
|
6 |
Тема героизма казахстанцев в годы Великой Отечественной войны – 5 часов 1.А.А.Бек. Жизнь и литературная судьба (обзор). Повесть «Волоколамское шоссе». История создания произведения. Проблематика и система образов. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. Особенности композиции повести. 2-3.Б.Момышулы – легендарная личность (обзор). Повесть «За нами – Москва». Нравственная проблематика повести. Характеристика литературного героя. 4.К. Кайсенов. Мемуары «В тылу врага». Изображение партизанского движения в тылу врага. Особенности композиция. Емкость художественного слова. Жизненные факты, послужившие основой произведения, и воображение писателя. 5.О.Сулейменов. Одна война закончилась другой. Выражение сокровенных чувств и переживаний героев. История создания и композиция произведения. Утверждение жизнестойкости и оптимизма. Патриотический характер лирики поэта.
Развитие речи. Сочинение.
|
1
2
1
1 |
|
7 |
Тема первой любви в литературе – 2 часа 1.Р.И. Фраерман. Повесть «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви». История о любви и упущенном счастье. Внимание писателя к внутреннему миру героев. 2.Л.Н.Мартынов. Стихотворение «След». Жизненная основа стихотворения. Раздумья поэта о назначении человека. Композиция, ритмика, интонационные особенности.
Внеклассное чтение
|
1
1
1 |
|
|
Всего: |
34 ч. |
|
Базовое содержание учебного предмета в 8 классе
На изучение курса выделено 34 часа, из них на: чтение и изучение — 27 часов, внеклассное чтение — 3 часа, развитие речи — 4 часа.
В курсе литературы в 8 классе изучаются базовые понятия: стихотворная и прозаическая речь, ритмика, интонация, романтический герой, художественный перевод, сюжет, вымысел, мотив, мемуары, легенда, хождение, повесть, роман,
Произведениями для внеклассного чтения являются:
1)
2)
3)
4) Дж. Г. Байрон «Песня греческих повстанцев»;
5)
6)
7)
8)
9)
10)
11)
12)
13)
14) Н, С.Лесков «Человек на часах»;
15)
16)
17)
18)
19)
20)
21)
22) О.Сулейменов. «Чикаго», «Аз и я» (фрагменты);
23) Р.Тагор «Старшая сестра»;
24) К.Толстой «Осень», «Колокольчики мои» (фрагмент);
25)
26)
27)
28)
29) М.Шаханов «Ночь воспоминаний о Сократе или суд на шкуре туполобого».
Произведениями для заучивания наизусть являются:
1) Абай Кунанбаев «Слова назидания» (отрывок по выбору);
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
- 37167 просмотров