Тенгрианство — мировоззрение древних тюрков
Цель: формирование представлений о религиозной составной в мировоззрении древних тюрков.
Задачи:
- Развивающая: Развивать навыки самостоятельности при подготовке к уроку.
Образовательная: Познакомить учащихся с религиями древних тюрков. Сформировать у учащихся представление о влиянии культа Тенгри на обычаи и традиции казахов.
Воспитательная: Продолжить воспитывать толерантное отношение к религиозным традициям других народов.
Форма урока: лекция.
Тип урока: изучение новой темы.
Оборудование: интерактивная доска.
Наглядные пособия и дидактический материал: иллюстрации, тексты, задания для актуализации опорных знаний, тетради.
План урока
- 1.
Вводно-мативационная часть — 2 мин. - Актуализаия опорных знаний — 8 мин.
- Изучение новой темы — 20 мин.
- а) Вводное слово учителя — 5 мин.
а) Тенгрианство — мировоззрение древних тюрков — 5 мин.
б) Особенности вероучения и культовой практики — 5 мин.
в) Влияние культа Тенгри на обычаи и традиции казахов. 5 мин.
- а) Вводное слово учителя — 5 мин.
- Самостоятельная деятельность учащихся — 5 мин.
- Закрепление — 5 мин.
- Итог урока — 3 мин.
- Домашнее задание — 2 мин.
Ход урока:
1. Вводно-мотивационная часть
2. Актуализация опорных знаний
1. Исправьте в тексте исторические ошибки.
- Религиоведение — вера, духовная вера, исповедание, богопочитание или основные духовные убеждения.
- От латинского глагола «religare» -«Божий страх, монашеский образ жизни».
- Мировые религии — это иудаизм, буддизм.
- Иудаизм — национальная религия индейцев, древнейшая монотеистическая религия.
- Важнейшая часть Танаха — Невиим, которая читается на всех богослужениях в синагогах.
- Основные положения Торы и Талмуда называются библией.
- Тридцать долматов веры разработаны средневековым философом Махмудом Кашгари (1135–1204)
2. Выполните тестовые задания.
1. Когда религиоведение появляется как наука?
- А) XII век
В) XY век
С) XVIII век
D) XIX век
Е) XX век
2.Религиоведение включает… (установите неправильный ответ):
- А) историю религии;
В) экономику религии;
С) феноменологию религии;
D) философию религии.
Е) география религии.
3. Соотнесите понятия и определения:
- А) религия;
В) магия;
С) мистика;
D) собрание волшебных формул и ритуалов, имеющих целью установление с потусторонними силами.
Е)сфера духовной жизни, основанная на вере в сверхъестественный личностный идеал высшей истины;
F) использование любых средств для достижения непосредственного общения с высшей силой, полного слияния с ней.
4. Что из перечисленного относится к функциям религии (I), а что — к ее структуре (II)?
- А) сознание;
В) мировоззрение;
С) компенсация;
D) деятельность;
Е) организация.
5. Какие из нижеперечисленных традиций относятся к религиозным?
- А) гостеприимство
В) рождение ребенка
С) масленица
D) свадьба
Е) пост
3. Изучение новой темы:
Вводное слово учителя.
Мир религий… Он многолик и разнообразен, как наша планета. Путешествие в мир религий — это путешествие в самую сокровенную область духовных поисков и устремлений человечества. Путешествие в мир религий — это путешествие в мир истории, самобытных традиций и обрядов разных народов, а также захватывающее постижение настоящего. Мы с вами на прошлых уроках изучили религии стран Средиземноморья: Древнего Египта, Греции, Рима; Национальные религии Востока. Сегодня мы на уроке будем говорить о специфике тюрского религиозного мировоззрения. На прошлом уроке я вам дала задание приготовить сообщение на тему «Тенгрианство».
Творческие работы учащихся:
Тенгрианство — религия, основанная на вере в Создателя, предположительно возникла в конце II — начале I тыс.
Некоторые специалисты этимологию слова «Тэнгрианство» объясняют от слова «тэнг» — равный (тюрк.). Но можно исходить и из якутского «танг» или «тангар» — собирает, моделирует, конструирует. В созвучии со словом «айыы» — творение, творить, творец, «Айыы Тангара» означает Конструктор, Зодчий, Архитектор мироздания — природы, неба, космоса. В основу масонской концепции вошло именно тенгрианское мировоззрение
Культ Тенгри — это культ Голубого неба — небесного
Выразительной особенностью тенгрианства являлось выделение трех зон Вселенной: небесной, земной и подземной, каждая из которых, в свою очередь, воспринималась как видимая и невидимая.
Невидимый (иной) небесный мир выглядел как слоеный пирог: из трех, девяти и более горизонтальных ярусов, каждый из которых был обителью того или другого божества. На самом возвышенном ярусе обитал Великий Дух Неба — Тенгри. К небесной зоне относили светлых и доброжелательных по отношению к человеку божеств и духов. Они перемещались на конях, поэтому в жертву им приносили лошадей. В видимом небе, ближнем — куполообразном, располагались солнце и луна, звезды и радуга.
Средний мир, невидимый, был заселен божествами и духами окружающей природы: хоз также был многослоен, но имел предел был обитаем людьми, срок жизни которых в среднем мире кончился. Особенности подземного мира — его зеркальная перевернутость и запахи, отличные от земных. У нижнего мира существовала видимая структура со своими границами: любая впадина и отверстие могли оказаться входом в подземное царство. Все живое, обитающее в земле, под землей, в воде, считалось принадлежностью нижнего мира. Производительные характеристики нижней части человеческого тела переносились на «низ» во всех его проявлениях.
В целом в традиционном древнетюркском мировоззрении, мир не столько вычислялся в уровнях и ярусах, сколько переживался эмоционально и не как набор символов, а как действие, изменение, в постоянной динамике. Основная функция мира — непрерывность жизни, ее постоянное возобновление, и человек как часть мира был кровно заинтересован в том же. На продление существования были направлены — прямо или косвенно — все ритуалы, обряды, праздники, которые были согласованы с природными ритмами (времени, последовательной смены времен года и перемещения небесных тел) на основе трудовой деятельности, связанной с животноводством, поклонения обожествленным силам природы и культа предков.
Древние тюрки считали, что Вселенной правят:
Глубоко почитаемым древними тюрками был «культ
Традиция почитания духов предков обязывала тюрков знать свою родословную до седьмого поколения, подвиги дедов и их позор. Каждый мужчина понимал, что и его поступки будут также оценивать семь поколений. Вера в Тенгри и в небожителей устремляла тюрков на достойные дела, к свершению подвигов и обязывала к нравственной чистоте. Ложь и предательство, отступление от клятвы воспринимались ими как оскорбление естества, следовательно, самого Божества. Признавая коллективную ответственность за род и племя, а также наличие наследственных признаков, тюрки не позволяли людям, причастным к предательству, жить и иметь потомков.
Почитание предков у тюрков (и монголов) нашло выражение в их тотемическом отношении к Волку — предку Бозкурту, гаранту бессмертия тюркского народа, посланному Великим Тенгри, о чем символизирует
Именем Голубого неба — Тенгри освящалась каганская (ханская) власть. После того, как каган был избран, он становился первосвященником в государстве. Его почитали как сына Неба. Задача хана заключалась не только в том, чтобы заботиться о материальном благополучии своего народа, его главной задачей являлось укрепление национальной славы и величия тюрков. Тенгри наказывал гибелью, пленом, другими карами каганов, а порой целые народы за совершенные ими преступления или проступки. От Тенгри зависело все, благодать или кара следовали обычно моментально или в течение шестидесяти лет (средняя продолжительность жизни человека) в солнечном мире, избежать их было невозможно. После смерти человека власть Тенгри над ним прекращалась. Обряды почитания
Ежегодно в государственном масштабе устраивались общественные моления — приношения жертвы. В начале лета, в указанное каганом время, в орду (столицу) съезжались племенные вожди, беки, знатные полководцы и нойоны
Нижний, подземный мир, невидимый, являлся сосредоточением злых сил во главе с могущественным божеством Эрликом. Он целеустремленное действие. Заканчивалось все праздничным пиршеством, весельем, различными играми, состязаниями, скачками.
Жертвоприношения
Свою покорность
Зафиксированные у древнетюркских народов ритуалы имели различные функции. И поэтому обрядовые действия их были различными. Одни сопровождались жертвоприношениями, другие ограничивались только молениями. При произнесении молитв требовались знания о божествах и духах, хозяевах местности, об их характерах
В тюркской религии было много культовых обрядов. В китайской летописи сказано: «Тюрки превыше всего чтят огонь, почитают воздух и воду, поют гимн земле, поклоняются же единственно тому, кто создал небо и землю, и называют его Богом (Тенгре)». Свое почитание солнца они объясняли тем, что «Тенгри и его помощник Кун (Солнце) руководят созданным миром; лучи солнца — нити, посредством которых духи растений сообщаются с солнцем. Тюрки дважды в год приносили жертву солнцу — свету: осенью и в конце января, когда первые отблески солнца показывались на вершинах гор» [9, С. 48]. Луна не являлась объектом поклонения. Ее почитание возникло значительно позже и входило лишь в число традиций, связанных,
Итак, тенгрианство, будучи оформленной религией, на протяжении многих веков через систему духовных кодов культивировало и социализировало определенные устойчивые этнические константы кочевых народов Степи, где сложился психологический тип «небесных людей»: свободолюбивый тюрк — бесстрашный воин, подвижный, темпераментный от природы, и владелица дома — женщина (мужу принадлежало только оружие). Во всех тюркских родах, племенах и ордах все они были объединены одной идеей Единства через «стремление к Вечному элю» — гаранту порядка в Степи, рожденной еще
Наиболее рельефными чертами характера тюрков, кроме силы духа и уверенности в будущем, дарованными Тенгри, являлись общественная солидарность и уважение к общественному мнению, приверженность к иерархии и дисциплине, особое почтение к старшим, глубокое уважение к матери. Тюркским сообществом изначально пресекались предательство, бегство с поля брани, доносительство, безответственность, ложь. Стремление к естественному образу жизни отражало родственную адекватность тюрков с окружающим одухотворенным ими миром. Тюрок всегда выбирал ясную, четкую, ненагроможденную деталями линию поведения. Обладая широким кругозором и масштабным мышлением, он имел неограниченное доверие и открытость к жизни. Древние тюрки отличались завидной активностью, будучи глубоко религиозными, не делили жизнь на потустороннюю и посюстороннюю, а принимали ее целостно как переход из одного качества в другое в едином для них мире.
В X в. исторически сложились политические условия тесного взаимодействия религиозных моделей тенгрианства и ислама. Обе они по своей природе были органичны с точки зрения всеобъемлющего духовного влияния, социального регулирования и контроля жизнедеятельности общества и личности. Столкнувшись, они не пришли в непримиримое противоборство между собой: со стороны тюрков благодаря высокодуховности и правилам веротерпимости в Степи, со стороны мусульман благодаря высоким адаптационным способностям исламской религии. Обладая высокой наступательностью, ислам должен был пройти период культивирования, предполагавший оседлый образ жизни в городских центрах. Суфизм как производное ислама наиболее близкий по своей природе к тенгрианству, широко распространившись в Степи, внес некоторые элементы, смягчающие и приспосабливающие восприятие кочевыми и полукочевыми народами жестких предписаний и обязанностей мусульман и общины в целом. Несмотря на то, что процесс исламизации затянулся на века, тюркский мир, расколотый наступательностью мировых религий и принявший отчасти буддизм, отчасти христианство, что ввергнуло Степь в невиданные до того религиозные конфликты, вновь попытался восстановить раздробленную однозначность духовного кода, объединившись под знаменем ислама.
Восприятие Тенгри по своим сущностным характеристикам в целом не противоречило восприятию Аллаха. В функционировании общин тенгриан и мусульман также были важные пересекающиеся сходства. Например, свод древних обычаев тюрков и монголов — Яса и предписания Корана и сунны:
- в защиту семьи предоставляли мужчине право жениться на нескольких женщинах, при этом первая жена считалась старшей;
- обязывали мужчин уважать жен и верить им; накладывали запрет на спиртное;
- предписывали пожилым воспитывать молодежь в любви к своей семье, народу (для тенгриан — к братству «небесных людей» Степи, вне зависимости от рода и племени; для мусульман, вне зависимости от национальности, — ко всем, поклоняющимся Аллаху);
- обязывали богатых людей служить общине, помогать бедным;
- провозглашали собственником земли государство (правитель от имени государства закреплял за определенные повинности (при преобладании военной, с учетом выслуги лет, причем с правом разжалования за проступки) права на владение землей); понятие продажи земли в культурах отсутствовало вообще.
Вместе с тем, ислам в Степи получил тюркскую модификацию на основе преемственности культурных традиций тенгрианства, особенностей этнического мироощущения и мировосприятия человека, соотнесенного с фактором сосуществования его с одухотворенной природой. Приведем лишь один факт: представление о «душе» — важнейшем звене в теологии каждой религии — в тенгрианстве носило иной и весьма специфический характер, совершенно непохожий на то, что в исламе вкладывается в понятие «жан». Объективно это создавало непреодолимые трудности адекватной трансляции на тюркский язык, порождало новое по качеству в мусульманской культуре прочтение, отражающее традиционное для тюрков мировоззрение о жизни и смерти.
Тенгрианство — религия прототюрков, оформилась как философское учение в 4 тысячелетии
Когда мы говорим «Да благословит тебя Тенгри!» — («Танир жарылкасын»), то мы имеем в виду — «Да благословит тебя Небо!», то есть «Да благословит тебя бог». Или самая краткая форма этого же обращения: «Спаси тебя бог» или по русски «Спасибо!» Или такое имя как «Танирберген», оно же «Кудайберген»,«Аллаберген», или русские и болгарские аналоги — Богдан, Федор, немецкое — Теодор. А начиналось все с мальчика, которого подарил родителям бог — с Танирбергена.
Прототюркское «Тенгри», персидское «Кудай», арабское «Аллах — на разных языках обозначают одно и тоже. Казахи вследствии природной восприимчивости используют их все три, так и говорят:«Танир жарылкасын!», «Кудай сактасын!», «
4. Организация самостоятельной деятельности учащихся
Творческие работы учащихся:
Звёздное небо древнего Казахстана
По необъятности, по широте и распахнутости пространства степная земля равна небу. Небо, где обитает бог кочевников Тенгри — наполнено звездными мирами. Не cлучайно древнетюркские
- «Когда вверху образовалось небо,
Внизу возникла черная земля…»
Степь — основание, на котором, как на фундаменте, стоит архитектурное чудо природы, гармоничное и необъяснимое, математически точное Небо. Космизм мышления, широта мировоззрения, распахнутость и доброта души степного
Между тем, вера в великого бога Неба — Тенгри возникла почти шесть тысячелетий тому назад. Это самая древняя на земле религия и «тенгрианство» — краеугольный камень, легший в основание всех главных религий народов нашей планеты. В этом плане очевидна бессмысленность религиозных войн. Приверженцы разных религий воюют друг с другом, чтобы побыстрее отправить врагов на небо, поближе к богу, в то время, как быть ближе к богу и есть смысл жизни…
Вероятно, перволюди верили в Единого бога, а потом во время распада
Идея обожествленного Неба лежит в основе не только первых представлений древнего человека о небесном боге, но и представлений о нем, как о высшем божестве вообще, которые спустя века после обращения народов в христианство и ислам, слились с понятиями о единых христианском и мусульманском богах. В древнем Китае государственной религией длительное время была вера в бога неба Тянь, отождествляемого с императором небесным Шанди (Тянь — Шуанди).
Вполне вероятно, что эта вера этнологически и лингвистически является частью общего культа Неба, позаимствованного у тенгрианцев южной Сибири, куда после крупнейших геологических и экологических (всемирный потоп, например,) катастроф, переместились народы из Междуречья Евфрата и Тигра, где скорее всего и возникло Тенгрианство.
Древний китайский философ Конфуций, слывший великим мудрецом, считал себя всего лишь хранителем очень древнего знания. А сам он якобы лишь посредник между Богом и Людьми, считающий своим неотъемлемым долгом поддерживать предания древней веры в бога Неба «Тянь», назвав его Шанди, и вменял себе в особую заслугу, что он не проповедует новое учение, а лишь передает людям древнее знание.
В Индии учение о великом боге развивается в такие понятия как высший дух, всемирная вездесущая душа, олицетворенная в образе Брахмы.
Мурад Аджи в книге «Кипчаки» пишет следующее: «Индусы не скрывают, например, что именно у нагов, то есть у тюрков, они взяли священный текст „Праджняпарамита“. Лишь мудрейшим просветителям разрешалось читать его, лишь им одним была доступна заключенная в тексте мудрость. Конечно, этим индусы оказали великую честь тюркской культуре. Они сохранили святыню тюрков. Сохранили то, что сами тюрки забыли».
5. Закрепление
Выполнить тестовое задание
6. Итог урока
7. Задание на дом
- 42390 просмотров