Типовая учебная программа курса по выбору «Алаштану» для 9-класса уровня основного среднего образования
1. Пояснительная записка
1. Программа разработана в соответствии с пунктами 41, 42 «Қазақстанның ішкі саясатындағы идеологиялық менеджментті қайта жаңғырту жөніндегі 2012–2013 жылдарға арналған Жалпыұлттық
2. Алашординское движение — одно из ярких страниц в истории казахского народа, время расцвета отечественой науки и образования, культуры и духовности. «Белые пятна» Казахстанской истории первой четверти ХХ века напрямую связаны с алашординским движением, партией и историей.
3. В настоящее время в нашем обществе сложилось мнение о том, что идея Алаш — это идея независимости. В современном процессе обучения о явлениях, ситуациях, личностях, трудах, связанных с движением Алаш в первой четверти ХХ века, необходима увязка с событиями независимого Казахстана.
4. Программа направлена на повышение чувство патриотизма у учащихся, изучая государственную и
5. Цель изучения курса:
1) на основе анализа исторических событий сформировать у учащихся навыки
6. Задачи обучения:
1) формирование у учащихся исторических понятий о явлениях, событиях, об облике личности, о множестве трудов, связанных с движением Алаш в процессе обучения в современную эпоху;
2) воспитание и привитие любви к Родине посредством изучения государственной, научной и творческой деятельности личностей движения Алаш;
3) формирование независимого взгляда, национального характера, национального познания, национальной гордости, национального сознания на примере исторического движения Алаш;
4) закрепление в сознании учащихся системы знаний об опыте установления государственности движения Алаш, правительства Алаш, автономии Алаш и Туркестанской автономии;
5) изучение наследия первопроходцев движения Алаш в науке и образовании;
6) совершенствование знаний учащихся по курсу Алашеведение, обсуждение сведений об исторических процессах, исторических фактах, исторических явлениях и личностях, умение делать выводы, формирование мировоззрения;
7) развитие навыков творческих способностей и умение работать с материалами касающихся движения Алаш;
8) совершенствование способности к любознательности, влияние на процесс обобществления личности;
9) развитие сознательности, уважение к государственным деятелям культуры и понимание ценности национальных традиций;
10) формирование навыков уважительного отношения к мировым цивилизациям, светскому обществу на основе культурного опыта движения Алаш.
7. При изучении курса «Алаштану» реализуются межпредметные связи с другими учебными предметами:
1) «Всемирная история», «История Казахстана»: история Казахстана — составная часть Всемирной истории; наличие общих проблем с историей соседних государств; знание исторических событий Казахстана в тяжелые времена начала
2) «География»: определение границ территории Казахской ССР и Республики Казахстан; проведение
3) «Казахский язык», «Казахская литература»: описание исторических событий начала ХХ века в творчестве поэтов и писателей; проведение реформ в начале ХХвека по систематизации алфавита, правописания, письму; формирования научного языка, издание первых учебных пособий.
8. При преподавании курса «Алаштану» в
1) углубленно усвоить предметы истории и обществоведения, а также иметь представление по гуманитарным предметам (язык литературы, география
2) использовать дополнительные элементы к учебным материалам, умение заинтересовать учащихся для самостоятельной работы;
3) обучение с опорой на поиск творческой и результативной активизации видов работ учащихся (семинар, тренинг, круглый стол,
4) организация самостоятельных видов работ по формированию умения рассуждать и оценивать исторические события, явления, сведения и факты истории.
9. Объем учебной нагрузки: в 9 классе — 1 час в неделю, 34 часа в год
2. Базовое содержание учебного предмета
10. Содержание курса «Алаштану» включает изучение следующих тем.
1) Введение: Место курса «Алаштану» в школьной программе. Возрождение и возвращение понятия «Алаш». Движение Алаш — особый этап в
11. «Движение Алаш и национальные интересы» (6 часов):
1) Становление и развитие движения Алаш:
2) Деятельность движения Алаш и инициативы по возрождению Казахской государственности: Новые направления борьбы против колониализма. Национальные издания. Газеты, журналы и книги на родном языке, борьба за школу. Концепция «Оян, қазақ!». Издание «Айкап» и вопросы казахов. Усиление критики политической системы и колониализма на страницах печати. Новые начинания в аграрной политике лидера движения Алаш Алихана Бокейханова. Газета «Қазақ». Взгляды и мнения об автономии. Позиция и деятельность лидеров движения Алаш в связи с восстанием 1916 года (2 часа);
3) Казахская национальная элита и
12. «Партия Алаш, автономия Алаш и Алашорда» (10 часов):
1) Развитие
2) Казахское общество и партия Алаш. Формирование казахских комитетов: Первые областные казахские съезды. Краевые молодежные организации и их
3) Автономия Алаш и формирование Алашорды: Постановления Второго Общеказахского съезда (
4) Алашорда и Советская власть. Начало деятельности правительства Алашорды 28 января 1918 года в городе Семей. Официальные публикации об автономии Алаш и Алашорде на страницах газеты «Сарыарка». Установление Советской власти в регионах Казахстана (февраль—июнь 1918 г.). Итоги переговоров между Советской властью и Алашордой. Политическое столкновение Семейского Центрального и Областного комитета Алашорды и Советской властью. Июньские события 1918 года. Свержение Советской власти в регионах Казахстана. Взаимоотношения Алашорды и Временного Сибирского правительства (2 часа);
5) Правительство Алашорды и его деятельность. Переход власти Алашорды на устойчивую основу (июнь—ноябрь 1918 г.). Постановления и решения правительства Алашорды. Позиции во внутренней политике. Участие алашординцев в деятельности Земств и Казахских комитетах. Алашорда и Казахский суд. Алашорда и формирование воинских подразделений. Подразделения Алашорды: Западная Алашорда (Жымпиты), Букеевская орда, Мангыстауский, Актюбинский, Торгайский и Костанайский край, правительство Алашорды в Алматинской и Жетысуской областях и южное крыло в Туркестане (2 часа).
13. «Алашорда и российские
1) Алашорда и российские политические силы в период гражданского противостояния: Исторические причины выступления против Советской власти совместно с антисоветскими силами (1918 г.). Алашорда и политические силы областного, уездного уровня: политические, экономические, социальные и военные взаимосвязи. Привлечение военных подразделений Алашорды с территории Казахстана на российские фронты (
2) Деятельность Алашорды в сложившихся к 1919 году исторических условия: политические взаимосвязи Алашорды с Комучем, Уфимской Директорией и правительством Колчака. Политическая борьба в крае между Алашордой и правительством Колчака. Войско Алашорды и
3)
4) Очернение движения Алаш при большевицкой власти (1920–1940 годы): взгляды и решения Советской власти касательно участников движения Алаш. Кампания «Малый Октябрь» в Казахстане. Отстранение деятелей Алаша от
5) Эволюция представлений об Алаше в годы Советской власти: Разнообразие мнений о движении Алаш (
14. «Национальная интеллигенция и ценности Алаша» (8 часов):
1) восстановление имен деятелей Алаша в национальной истории. Ценности Алаша — демократия и придание социального импульса. Эволюция воззрений деятелей Алашорды. Ценности Алашорды и мировые демократические движения: сходства и различия. Мнения и суждения деятелей Алашорды А.Бокейханова, А.Байтурсынова, М.Шокай, М.Дулатова, М.Тынышпаева, Х.Досмухамедова о мировой интеграции, национальной свободе, интеллигентности, праве на образование и науке. Ценные документы о жизни и деятельности деятелей Алашорды.
2) Алихан Нурмухамедулы Бокейханов — вождь Национального движения: Становление А.Бокейханова как деятеля: происхождение, образование в крупных политических центрах, уроки восстания Кенесары, влияние свободолюбивых воззрений России и Европы. Участие в экспедиции Ф.Щербины. Участие в деятельности перидических изданий. Роль в формировании Каркаралинской петиции. Попытка организации партии кадетов. Членство в Государственной Думе. Заключение в тюрьму. Работа по публикации образцов казахского фольклора и изданию стихов Абая. Деятельность в период первой мировой войны. Общенациональные дискуссии и публицистические статьи А.Бокейханова в газете «Казах». Деятельность в составе Временного правительства. Концепции по национальной автономии и государственному строю. Государственная деятельность в качестве председателя Национального Совета Алашорды и всеказахский декабрьский съезд 1917 года. Творчество и общественная деятельность А.Бокейханова в период Советской власти. (1 час);
3) Деятельность и научные изыскания Алашевцев в сфере просвещения: Единство и целостность политической,
4) Туркестанский период деятелей движения Алаш:
5) Культурные организации движения Алаш и их значение: первая молодежная организация, созданная в г. Омске с целью поддержания интересов казахского общества — «Бірлік».
6) Алаш как издатели и казахское общество: Газета «Казах» — энциклопедия казахской жизни второго десятилетия ХХ века. Воззрения и тематические направления издания. История возникновения, авторы газет «Бірлік туы», «Сарыарқа», «Жас азамат», «Ұран» и журнала «Абай». Газета «Ақ жол» и публицистическая деятельность движения Алаш. Письмо Сталина в Казкрайком о данном издании. Взгляды на «старую» интеллегенцию (1 час);
7) Казахская литература и
15. Итоговое повторение (1 час).
3. Требования к уровню подготовки школьников
16. Предметные результаты отражены в двух аспектах: должны знать и уметь. Учащиеся 9 класса должны знать:
1) опыт передовых деятелей исторического движения Алаш по возрождению государственности;
2) исторические явления из опыта казахской государственности, правительства Алашорды, автономии Алаш и Туркестанской Автономии;
3) значение места и роли автономии Алаш в истории развития всемирной демократии;
4) концептуальное видение политики, экономики, образования, науки и культуры представителей движения Алаш;
5) ценности движения Алаш в плане развития государства и нации;
6) взаимосвязь и взаимообусловленность духовных ценностей движения Алаш и всего человечества;
7) бескорыстие и преданность национальных деятелей Родине и народу;
8) значение демократических движений, судьбу патриотов Алаш и их последователей в борьбе за независимость во времена советского режима;
9) просветительские труды и творческое наследие деятелей Алаш;
10) основы, фундамент традиционного культуроведения, общественных явлении социальных и личностных основ;
11) определять способы и приемы причинно — следственных и закономерных путей развития исторических событий, связанных с движением Алаш;
12) отбирать историческую информацию из различных фактов;
13) подведение итогов, обсуждение тематических исторических фактов;
14) порядок работы с историческими картами, хронологическими таблицами.
17. Личностные результаты. Учащиеся должны проявлять:
1) в умении изъять урок из истории независимости;
2) гражданскую ответственность;
3) иметь представление о национальных особенностях, национальном познании, национальной гордости и национальном сознании;
4) социальную активность, необходимую в современном обществе;
5) освоении культуры общения; чувства патриотизма;
6) навыки уважительного отношения к мировой культуре, цивилизации и светскости.
18.
1) применять опыт наследия первоначальных знаний и научных начинаний представителей Алаш;
2) делать выводы и заключения по тематическим основам исторических фактов, явлений, различных мировоззрений в процессе обучения;
3) отбирать, накапливать и классифицировать факты, относящиеся к Алашеведению;
4) развитие сознательного отношения к национальным обычаям и традициям, к исследованиям, к деятельному труду как к государственным ценностям;
5) развитие способностей в области научных исследований, систематизировать новейшие информационные технологии, использовать пути повышения производительности труда, сохранять и приумножать национальные богатства.
- 13172 просмотра