Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов» как средство трансляции традиций Православия в современность
Доклад Моргуновой Е.В. на IV
Да ведают потомки православных |
Выявляя истинное значение понятие «традиция», я остановилась на определении
Обращение к трагедии
Божественное откровение — выражение Божественного человеческими средствами. Во всем строе человеческой жизни должен зазвучать Дух Божий. Божественное открывается миру через слово, музыку, краски, в поведении человека, в его укладе жизни, отношение к близким, к Отечеству независимо от времени и эпохи. Таким образом, «традиция» в этой трактовке всегда современна. Культура — результат общения человека с Богом. В этом суть истинной культуры. Каким же образом в процессе этого общения невидимое Божественное открылось гениальному
«Борис Годунов» — одно из самых сложных произведений поэта, в котором автор представляет читателю характеры исторических деятелей во всем их многообразии и драматизме. Центральная фигура трагедии — царь Борис Годунов.
Суть драматического конфликта в том, что у Бориса есть чувство вины, которое не может перерасти в действенное покаяние. Слово «покаяние» происходит от др.р. «каяти» — «корить, укорять, огорчать». Но греческое uetavola — «покаяние» означает «перемена ума». Борис укоряет себя, но изменения сознания — у него нет. В трагедии присутствует несколько моментов, когда для Годунова открывается возможность покаяния. Первый — известие о появлении Самозванца, о «воскрешении имени Димитрия». Если для боярской верхушки и польской шляхты самозванство Лжедмитрия очевидно, то Борис сомневается в этом: ему кажется, что мертвый царевич воскрес и вызывает его на допрос:
Чтоб мертвые из гроба выходили
Допрашивать царей, царей законных,
Назначенных, избранных всенародно,
Увенчанных великим патриархом?
В святости чина венчания на трон Борис пытается найти нравственную опору против воскресшего Димитрия. Шуйский убеждает царя в смерти царевича. Но в самом рассказе Шуйского уже сокрыто нравственное поражение Бориса: в нем засвидетельствовано нетление останков царевича:
Вокруг его тринадцать тел лежало,
Растерзанных народом, и по ним
Уж тление приметно проступало,
Но детский лик царевича был ясен,
И свеж и тих, как будто усыпленный…
Черты лица совсем не изменились.
Законность правления Бориса оказывается ничтожной перед «нетленным сном», святостью убиенного царевича. В сцене «Царские палаты» Борис, получив известие о вторжении Самозванца, стремится нейтрализовать его и просит совета у патриарха. Патриарх Иов рассказывает историю исцеления слепца у могилы царевича в 1958 году и предлагает перенести его мощи в Кремль, в Архангельский собор. Эпизод выдуман Пушкиным: чудотворения начались после обретения мощей.
Патриарх Иов в данном случае представлен не как исторический характер, а как символ нелицемерной правды, скрытой под простодушием. Рассказ Иова имеет символический подтекст, и Годунов в
И тот, и другой недугуют; и то, и другой ищут исцеления то у колдунов, то в церкви. Но если старик не отличает дня от ночи, то Годунову застилают взор «мальчики кровавые»; если старик болеет телесной слепотой, то Годунов недугует душевной. Подобный символизм является традиционным для русской культуры, его корни скрыты в православном богослужении, прежде всего в службе Недели о слепом
Там помолись ты над моей могилкой,
Бог милостив — и я тебя прощу.
Применительно к слепому старику эти слова достаточно странны: если он и виноват, то перед Богом, Который только и может его простить. Свой полный смысл они обретают лишь в обращении к царю Борису — убийце царевича, которому обещается прощение в случае покаяния.
Вот мой совет: во Кремль святые морщи
Перенести, поставить их в соборе
Архангельском; народ увидит ясно
Тогда обман безбожного злодея,
И мощь бесов исчезнет яко прах.
Однако это выше его сил: причисление к лику святых отрока, заколовшегося, согласно официальной версии, в припадке падучей болезни, означало бы признание его в убийстве. Это все равно, что совет Сони Мармеладовой Раскольникову: «Встань, поди, поцелуй землю, которую ты осквернил, и скажи всему миру: «Я убил». После такого покаяния единственно возможным выходом для Бориса оставался бы монастырь. Но для Годунова монашество равнозначно смерти.
Следующая сцена, в которой царь Борис призывается к покаянию, — «Площадь перед собором». Имя юродивого — Николка Железный колпак — является значимым; возможно, это имя было навеяно Пушкину именем псковского юродивого Николы Салоса, который удержал Иоанна Грозного от убийств, поднеся ему кусок сырого мяса. «Я христианин и не ем мяса в пост», — сказал ему Грозный. «Ты делаешь хуже — плоть человеческую ешь», ответил ему Салос и тем усовестил царя. У Пушкина Николка выпрашивает копеечку, затем провоцирует мальчишек на кражу и обращается к царю: «Николку маленькие дети обижают… Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича». Борис выдерживает обличение и, как кажется, проявляет великодушие и готовность к покаянию: «Оставьте его. Молись за меня, бедный Николка». Однако он слышит неожиданное: «Нельзя молиться за царя Иорда — Богородица не велит».
Особого рассмотрения требуют слова «Богородица не велит». Богородица является заступницей за самых страшных и отчаявшихся грешников. В христианской традиции существует сказание «Хождение Богородицы по мукам», где повествуется, как однажды Божия Матерь отказалась от предательства за грешников: «Увидев это, заплакала святая и спросила: Что за река вся смоляная, а волны ее все огненные; а те, кто в них мучается, это евреи, которые мучили Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия; это все народы, которые крестились во имя Отца и Сына И Святого Духа и, называясь христианами, веруют в демонов… и удушают своих детей; за свои дела и мучаются они так». И юродивый напоминает Борису о нем словами «Богородица не велит». Царь Борис, по мнению юродивого, — царь Иорд — гонитель Христа; христианин, обращающийся к колдунам, от мира, но даже в свой смертный час Борис цепляется за власть и жизнь:
Повремени, владыко патриарх,
Я царь еще…
Борису, занятному передачей власти, некогда принести покаяние:
О Боже, Боже!
Сейчас явлюсь перед Тобой — и душу
Мне некогда очистить покаяньем.
Борису действительно некогда: в трагедии практически не показано его правление, показано лишь крушение. И это спрессовывание времени связано со сжатием духовного пространства вокруг Бориса: в конце останется лишь он и его семья, его сын. Даже на краю гибели Борису Годунову сын оказывается «дороже душевного спасенья». С
Но Бог велик! Он умудряет юность,
Он слабости дарует силу…
Однако эти упования безосновательны. Федор Годунов наследует безблагодатность и нераскаянность власти своего отца, не изжитые Борисом даже в момент смерти.
Тип властителя явлен и в Самозванце. Самозванец представляет как человек «декабристского типа — отважный, умный, ловкий, любящий риск, авантюрист»: «Да слышно, он умен, приветлив, ловок», «и вор, а молодец». Сам Самозванец характеризует себя так:
Я, кажется, рожден небоязливым;
Перед собой вблизи видал я смерть,
Пред смертию душа не содрогалась…
За мной гнались — я духом не смутился
И дерзостью неволей избежал.
Отношения Самозванца с Мариной также напоминают поведение людей декабристского круга; не случайно он называет ее «любовницей»:
Я не хочу делиться с мертвецом
Любовницей, ему принадлежащей.
Стихотворный размер монолога — шестистопный ямб — позволяет вставить другое слово — «возлюбленной»; но Пушкин выбирает именно «любовница».
А слова Самозванца о поэзии: «Стократ священ союз меча и лиры», — звучат совсем
Спасенный ли царевич,
Иль некий дух во образе его,
Иль смелый плут, бесстыдный самозванец.
Соположение слов «дух» и «бесстыдный самозванец» не оставляют сомнения в том, какой это дух. Патриарх Иов, выразитель праведности, называет Отрепьева «бесовским сыном расстригой окаянным».
Ключевыми становятся слова:
Он был бы твой ровесник
И царствовал; но Бог судил иное.
Имя летописца Пимена значимо:
Исполнен долг, завещанный от Бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем Господь меня поставил
И книжному искусству вразумил.
Пимен называет себя свидетелем. Это слово — не только судебный термин, у него есть и сакральный смысл. В свидетельстве сокрыто апостольство: перед Вознесением Христос говорит ученикам: «И вы будете мне свидетелями в Иерусалиме и даже до пределов земли»
(Деян.1:8). В греческом языке слово свидетель (uaptvs) употребляется для обозначения понятия «мученик», и понимание мученичества глубоко укорено в церковном предании: на чтении из пророчества Исаии, читаемом в память мучеников, слышим: «А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня» (Ис. 43: 10–11). А вот как воспринимает летописание Пимена Отрепьев:
А между тем отшельник в темной келье
Здесь на тебя донос ужасный пишет.
Понятие донос включено в семантический ряд: интриги, коварство, предательство, а для времени Московской Руси — еще и пытки, казни. Если Пимен смотрит на историю и на власть с библейской точки зрения, то Отрепьев — выражает волю к политической борьбе, к власти. Решение стать Самозванцем можно описать как прелесть или тонкое мечтание. Ключевым для понимания этого мечтания становится сон Григория:
А мой покой бесовское мечтанье
Тревожило, и враг меня мутил.
Мне снилося, что лестница крутая
Мне вела на башню; с высоты
Мне виделась Москва, что муравейник;
Внизу народ на площади кипел
И на меня указывал со смехом,
И стыдно мне и страшно становилось —
И, падая стремглав, я пробуждался.
На первый взгляд, сон Григория — это точное предсказание его кончины: («Дмитрий решился выскочить в окно, чтобы спуститься по лесам…, споткнулся и упал на землю с высоты 30 футов, разбил себе грудь, вывихнул ногу, зашиб голову и на время лишился чувств. Затем заговорщики схватили его и убили».)
Но есть несколько деталей, которые указывают на сон Отрепьева, как на «бесовское мечтанье». Это сравнение Москвы с муравейником, что связано со словами Раскольникова в романе
Зачем и мне не тешиться в боях,
Не пировать за царскою трапезой?
Власть для него — источник наслаждения, а не крест, не долг. Сам Отрепьев понимает греховность подобной установки, но как и царь Борис, откладывает спасение на конец жизни:
Успел бы я, как ты, на старость лет
От суеты, от мира отложиться.
Пимен указывает ему на тленность и конечность земного наслаждения и на бесконечное блаженство, заключенное в святости:
Не сетуй, брат, что рано грешный свет
Покинул ты, что мало искушений
Послал тебе Всевышний. Верь ты мне:
Нас издали пленяет слава, роскошь
И женская лукавая любовь.
Я долго жил и многим насладился,
Но с той поры лишь ведаю блаженства,
Как в монастырь Господь меня привел.
В рассказе Пимена есть и важная для
Укрывшихся злодеев захватили
И привели пред теплый труп младенца,
И чудо — вдруг мертвец затрепетал.
«Покайтеся!» — народ им завопил.
Это чудо — свидетельство того, что царевич Димитрий — святой, и рассказ об этом — предостерегающий знак для Отрепьева: став самозванцем, он будет виновен не только в присвоении чужого права на власть, но и в кощунстве. Вопросом: «Каких был лет царевич убиенный?» — Григорий мысленно снимает с себя монашескую рясу и примеряет ризы царские. В сцене «Краков. Дом Вишневецкого» Самозванец пытается объединить необъединимое — русских и поляков, казаков и бояр, не заботясь о выполнении обещанного. По церковному учению, антихрист в начале своего правления тоже предстанет добрым, обещающим всем блага.
В беседе с Черниковским лживость Самозванца проступают еще ярче.
В нем набожность не знает исступленья:
Ему священ пример царя его.
Всегда, к тому ж, терпимость равнодушна.
Народ, выдвигающий таких старцев, как Пимен, не может быть религиозно вялым.
Григорий убежден в своем избранничестве судьбой и рассматривает людей как орудия судьбы: «Вся за меня: и люди, и судьба». Но не замечает, как делается заложником своего самозванства.
Встреча с Мариной Мнишек в саду у фонтана открывает Григорию многое. Он алчет любви именно к себе, как к человеку. В нем просыпается живой, искренний, страдающий человек. НО… любимую женщину он интересует лишь как носитель высокого сана, в ней кроется желание поскорее стать московской царицей. Самозванец видит это и в «порыве досады» открывается Марине. Его ревность парадоксальна: он ревнует к самому себе, точнее — к своей личине, к воскрешенному им призраку.
Но терпит поражение: Мнишек вовсе не нужна его искренность, она недвусмысленно дает ему понять, что сам он — лишь игрушка удачных обстоятельств, баловень судьбы и недостоин своего успеха:
Уж если ты, бродяга безымянный,
Мог ослепить чудесно два народа,
Так должен уж, по крайней мере, ты
Достоин быть успеха своего.
И сам Самозванец вынужден признать свою зависимость:
Я им (то есть королю и вельможам) — предлог раздора и войны.
Им это только нужно…
Ложное положение, в которое поставил себя Самозванец, лишает его права на честь и доверие. Открываясь, он становится лишь беглым монахом, авантюристом. Его «доблести» достойны лишь «позорной петли». А клятвы Лжедмитрия не имеют цены, ему нечем клясться. Он не может клясться Богом, ибо он предал свою веру. У него нет чести витязя, ибо он лжец и обманщик. Наконец, его «царское ожерелье» ничего не стоит ни фактическом, ни в юридическом смысле, ибо он — самозванец. Самозванец исключил себя не только из статусного, но и из личностного мира, не только из человеческого, но и из Божественного миропорядка, из реальности.
Отрепьев появляется из сна и уходит из действия во сне за 4 сцены до окончания пьесы. В православной традиции сон часто символизирует смерть, это — наиболее благоприятное время для деятельности темных сил. «Провести очи мои, Христе Боже, да не когда усну в смерть, да не когда речет враг мой: укрепшихся на него», — говорится в одной из вечерних молитв. Сон Самозванца и в начале, и в конце трагедии может быть связан со смертью, суетой, тщетностью.
В чем же тогда источник силы Самозванца? Боярин Пушкин объясняет это:
Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов?
Не войском, нет не польскою подмогой —
А мнением, да! Мнением народным.(15сл.)
Боярин Пушкин понял, что «мнение народное» для истины глухо и равнодушно, ему важны польза и выгода. Характерен его монолог на Лобном месте:
Московские граждане!
Мир ведает, сколь много вы терпели
Под властию жестокого пришельца:
Опалу, казнь, бесчестие, налоги
И труд, и глад — все испытали вы.
Димитрий же вас жаловать намерен,
Бояр, дворян, людей приказыных, ратных,
Купцов, гостей — и весь честной народ.
Вы ль станете упрямиться безумно
И милостей кичливо убегать?
Бессовестсность подобной агитации очевидна: жаловать одно сословие можно только за счет другого, все слои обществ одновременно награждать невозможно, как нельзя представить себе государство без трудов и налогов. Однако народ поддается на нее, поскольку исполняется его давнишняя мечта — о свободе и добром
Распродали на улицах: не надо ль
Кому земли, республик да свобод,
Гражданских прав? И Родину народ
Сам выволок на гноища, как падаль.
Обещая царские милости, «любовь и мир» и, устрашая «сопровожденьем грозным», боярин Пушкин действует подобно Годунову: «А он умел и страхом, и любовью, и славою народ очаровать». Но если царь Борис пользуется ею для укрепления государства, то Самозванец — для его развала.
Иллюзия чудесно спасшегося царевича оказывается могущественной еще и потому, что народ чувствует себя хозяином положения, властителем (пусть временным) Руси. В кульминации сцены «Лобное место» появляется мужик на амвоне — символ крестьянского бунта. Клич: «В Кремль! В царские палаты!/ Ступай! Вязать Борисова щенка» — знак полного ниспровержения всей государственной парадигмы, традиционного уважения к священному царскому сану и имени, а затем — и призыва к народной, мужичьей власти. Но Пушкин показывает, что простой народ огранично неспособен к самостоятельному правлению: как только Годуновы свергнуты, нард становится прежней инертной, послушной массой-«Расступитесь, бояре идут». Народ бездействует, даже когда на его глазах совершается явное преступление. Этот паралич «народного мнения» выражается в заключительных ремарках: «Народ в ужасе молчит», «Народ безмослтвует».
Пушкин, вероятно, знал слова Авраамия Палицына о наказании Руси «за безумное молчание всея земли» перед Годуновым и, возможно, использовал их, нов ином контексте. В сцене «Дом Борисов» есть важная деталь: под стражу были взяты Мария Годунова — жена Бориса и его дети Феодор и Ксения, но в конечной сцене показаны только дети, и к ним обращена жалость части народа: «Малые пташки в клетке»; они перестают быть частью ненавистного рода и становятся только обиженными сиротами.
Таким образом, Самозванец, приказавший умертвить Феодора Годунова, сам, становится детоубийцей и цареубийцей. На глазах у потрясенного народа рушится красивый миф о царевиче, идущем с «любовью», миром. «Московские граждане» увидели в нем второго Годунова с его жестокостью, прагматизмом, ложью и поняли, что они стали жертвой грандиозного обмана и заложниками вновь безблагодатной власти, но куда более циничной и безбожной, чем прежняя. Пока народ бессилен
Очевидно, что поэтическое слово гениального
Еще одно последнее сказанье,
И летопись окончена моя.
Исполнен долг, завещанный от Бога
Мне, грешному.
- 5914 просмотров