Туристской тропою по родному краю
Левченко В.В.
учитель географии II категории
Дмитриевской средней школы Тимирязевского района
Помни, нельзя защитить то, чего не любишь.
Нельзя любить то, чего не знаешь.
Роль туризма в современном мире колоссальна: он затрагивает все сферы человеческой деятельности современного общества, в том числе экономику, культуру, социальную жизнь. Туризм в Республике Казахстан одна из динамично развивающихся сфер хозяйствования, которая в перспективе может превратиться в одну из ведущих отраслей экономики республики. В качестве весомой предпосылки и большой возможности для развития туризма является её рекреационный потенциал: природные ландшафты, уникальные объекты и памятники
Сельский туризм, или агротуризм — один из видов туризма, включающий отдых туристов в сельской местности в целях приобщения к сельской природе, знакомства с сельским образом жизни, с традициями ведения сельского хозяйства. В общем виде — это отдых в сельской местности. Он близок по своим характеристикам к некоторым разновидностям экологического туризма. Как считают многие эксперты, в развитии туризма решающую роль играют не только красота природных и культурных ландшафтов, наличие инфраструктуры, но и обыденность сельской жизни, быт и традиции местного населения, способные затронуть чувства и эмоции людей.
Современная городская культура при всех своих сильных сторонах, — отмечает Ю. Жданов; — несомненно ограничивает возможности общения людей с природой и тем самым делает беднее их внутренний мир. Туризм призван удовлетворить естественную потребность людей, вернуть им радость общения с природой…
Велико значение туризма в формировании знаний человека об истории своей Родины. Развивает экономические, и политические знания людей в изучении своего края. Образовательное и воспитательное значение туризма очень ярко охарактеризовал писатель
Если быть подлинными сыновьями своей страны и всей земли, — писал он, — людьми познания и духовной свободы, людьми мужества и гуманности, труда и борьбы, людьми, создающими духовные ценности, то будьте верны музе далеких странствий и путешествуйте в меру своих сил и свободного времени. Потому что каждое путешествие — это проникновение в область значительного и прекрасного.
Наше путешествие откроет гостеприимство всего нашего Тимирязевского района в лице с. Дмитриевка, где можно насладиться красотой и чистотой сельских улиц с земляными насаждениями, голубизной озер окружающих это село, а также познакомиться с культурой и обычаями, проживающих здесь народов, в частности, с людьми образовавших
На берегу озера Узынколь мы натянули палатку, в которой, уставших туристов уже ждали национальные угощения. После кушанья предлагалось совершить небольшое путешествие в конных упряжках по близ расположенным озерам, где возможно было просто отдохнуть, покупаться или просто половить рыбу. Понаблюдать можно за белыми лебедями, которые вот уже на протяжении последних 5 лет ежегодно прилетают и гнездятся на наших озерах. Ночлег мы устроили у гостеприимных жителей села Дмитриевка.
На следующее утро, проснувшись и позавтракав и собравшись все вместе мы сначала посетили краеведческие музеи «Времена» и «Асыл мура», расположенные в здании школы, экскурсия была очень интересная и занимательная. Свой путь мы продолжили по проходящей трассе и подъехали к селу Степное, здесь мы видим построенный современный элеватор, его мы тоже посетили, а также с интересом послушали рассказ о хранении зерна и переправки его на мельницу, недалеко расположенную, где мы смогли увидеть как проходит обмолот зерна и превращение его в муку и отходы.
Кстати, в настоящее время, почти в каждом сельском округе созданы национально-культурные центры, которые с удовольствием нас туристов приветствовали в селе Степное. После вкусного обеда наш путешествие продолжалось на автобусе по трассе до районного центра и по пути нас ожидала встреча с «Акжанским заказником», где мы смогли увидеть скопление степных сурков (байбак) — коренным обитателям целинных земель.
Распашка и использование земель, занятых зверьками, под сельскохозяйственные культуры и браконьерство понесли ощутимый ущерб, поэтому в этих окрестностях, около озера Аксуат создан сурочий заказник, что ведёт к восстановлению сурочьей колонии. Можете сфотографировать.
Двигаемся дальше. Следующей нашей остановкой будет районный центр — село Тимирязево. Здесь нам бы хотелось познакомить вас с представителями двух конфессий православной и мусульманской, а также посетить недавно построенные церковь и мечеть.
К следующим двум пикетам предлагается двигаться пешком, ведь мы же всё-таки туристы. Итак, железнодорожная станция Тимирязевского района «Сулы». В 1955 году силами строительного батальона
Далее идя вдоль железной дороги мы не доходя до с. Аксуат поворачиваем на запад и следуем до озера Аксуат, где расставляем палатки и организовываем себе пикет отдыха и ночлег. Времени ещё достаточно и каждый может заняться тем, что его больше всего привлекает (купание, рыбалка, сбор ягод
Утром, поев, приготовленную на костре пищу, мы собираемся и возвращаемся по полевой дороге пешком. Перед нами раскинулись бескрайние степные просторы со своим растительным и животным миром. Дойдя до Дмитриевки нам предстояло посетить последний пикет нашего маршрута — село Жаркен, в котором мы познакомились с одним из обычаев казахского народа — свадебным обрядом. Вашему вниманию предлагается описание этого обряда.
Перед свадьбой юноша просит согласия у любимой девушки стать его женой не сам, а через жену старшего брата.
Подобная традиция не случайна, так как на протяжении многих веков строгие законы степей не допускали открытых встреч жениха и невесты. Очень часто бывало так, что невеста даже и не знала своего суженого, зато их родители были в дружбе.
В назначенный день сваты жениха являются в дом девушки с подарками и сладостями. Родители и родственники парня везут кольцо, два платка и два отреза на платье. В доме невесты режут барана и готовят из него сорпу. Одна из родственниц жениха надевает на безымянный палец невесты кольцо. После этого устраиваются смотрины будущей невесты, с гостей берут за это выкуп.
Назначается день последнего предсвадебного этапа, после которого никакая из сторон не имеет права расстроить помолвку. В этот день, вечером в комнату, где сидят гости, вводят невесту в сопровождении снохи, которая просит выкуп за смотрины. Сноха жениха надевает на невесту кольцо, ожерелье и серьги.
Это начало обручения. Певец под аккомпанемент саза или домбры поет обрядовые песни «той бастар». Начинают танцевать лишь родственники жениха. Аксакалы аула благословляют молодых и назначают точный день свадьбы. В ночь перед свадьбой у невесты собираются подружки. Девичьи посиделки длятся до утра. В это время готовятся к свадьбе: пекут баурсаки, лепешки, различные сладости, режут барана, готовят куырдак.
Наутро родственники жениха подъезжают к дому невесты, но она в то время находится в соседнем доме. Для соседей накрывают столы во дворе. После угощения родственники жениха и невесты танцуют, пока не будет готово главное угощение — бесбармак. Затем невесту вводят во двор дома под пение. Впереди шествия — один из родственников невесты. Родной брат невесты обвязывает пояс сестры платком, чтобы она была верной и послушной женой своему мужу и учтивой невесткой его родителям.
Невесту увозят после того, как она попрощается со своими родителями. После входа молодых в дом, тамада приглашает гостей к столу. А невеста в это время находится в специально предназначенной для нее комнате вместе со снохой, где должна находится до самой брачной ночи (в наше время невеста сидит рядом с женихом).
Утром невесту с прикрытым лицом выводят в главную комнату, где собираются родственники и соседи жениха. Приподнимают края платка и открывают лицо новобрачной. Она встает и склоняет голову в знак уважения. Все поют «Бет ашар». Снохи выводят ее под руки во двор, где ее с песнями встречает жених с друзьями.
Тем и заканчивается свадьба, но это отнюдь не главный обычай празднования, каждая свадьба имеет свои специфические особенности, которые зависят от условий той или иной местности. В заключении хотелось бы сказать о том, как же
Сельский туризм будет способствовать повышению чувства самосознания, гордости за свой народ, сохранению родного языка и культуры. Разнообразие направлений деятельности агротуризма — познавательных (ознакомлением с культурно-историческими, этнографическими, природными ценностями территории), развлекательных (рыбная ловля, охота, сбор ягод, грибов, лекарственных трав, катание на лодках, осуществление радиальных выходов в горы), оздоровительных (купание в водоёмах, занятие физическим трудом), смена впечатлений и почти постоянный контакт с природой в сочетании с небольшими денежными расходами делает привлекательным сельский туризм, превращает его в один из эффективнейших видов оздоровительной и рекреационной деятельности.
Рекомендуемая литература
- Сельский туризм как часть общего туризма //География в школах и вузах Казахстана — 2009 — № 4 — 39 — 40с.
- Жданов Ю. Разрывая круг привычного // Турист — 1969 — № 2
- Паустовский К.Т. — собрание сочинений — т.6, — 585с.
- 17366 просмотров