Творческий отчет учителя русского языка и литературы Мухамадиевой Гулшнар Калиевны
Мухамадиева Гулшнар Калиевна, учитель русского языка и литературы второй квалификационной категории высшего уровня, стаж 3 года. КГУ «Рублёвская средняя школа», Аккайынский район, село Рублёвка, СКО |
Если не повышаются знания учителя,
то ученики будут обречены на скупые
следования учебникам, у ребенка пропадает
охота к знаниям, погубят его интеллектуальные
задатки и способность
В. Сухомлинский
Я работаю в системе общего образования 25 лет, из них 15 лет проработала в должности организатора внеклассной воспитательной работы, заместителем директора по УВ. В 1991 году окончила Кокчетавский государственный педагогический институт по специальности «учитель немецкого и английского языка», 2012 обучилась на курсах переподготовки по специальности «Учитель русского языка и литературы в школе с казахским языком обучения» при ИППК Северо-Казахстанского государственного университета имени Манаша Козыбаева, в 2014 году — полный курс переподготовки по специальности «Учитель русского языка и литературы в школе с русским языком обучения» при ИПК «Международная профессиональная академия «Туран-Профи». В должности учителя русского языка и литературы работаю 4-ый год. В своей работе я всегда опираюсь на три понятия «надо», «трудно», «эффективно», поэтому всегда нахожусь в творческом поиске, стремлюсь шагать со временем в ногу, узнавать и перенимать новейшие педагогические опыты коллег.
Цель моей педагогической работы: средствами русского языка и литературы формировать личность ребенка, ориентированного на устойчивое развитие, обладающего способностью генерировать собственные варианты, принимать решения в условиях неопределенности, готового к постоянному совершенствованию своих качеств, к диалогу и продуктивной совместной деятельности с другими людьми, умеющего сохранять и развивать свое нравственное и физическое здоровье.
На современном этапе образования существует немало проблем в преподавании русского языка и литературы. Я считаю что, школьное обучение языку не должно сводиться к тому, чтобы подготовить грамотного ученика в узком понимании этого термина, что практически ограничивается натаскиванием в информативно-рецептивных методов обучения к поисково-эвристическим с активным участием самих учащихся.
Деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс передовых технологий обучения. Педагогическое творчество чаще всего состоит в том, что учитель использует опыт коллег, но применительно к условиям своей школы, с учетом особенностей конкретного школьного коллектива и каждого ребенка в отдельности. Все наработанное наукой он тщательно «просеивает», отбирая то, что способствует достижению наилучших результатов. С этой целью я прошла курсы обучения учителей по программе второго (основного) уровня в рамках уровневых программ повышения квалификации педагогических кадров при филиале АО «НЦПК „Өрлеу“» «Республиканский институт повышения квалификации руководящих и научно-педагогических работников системы образования Республики Казахстан» в 2014 году, курсы повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан по программе «Реализация компетентностного подхода в процессе преподавания русского языка и литературы в МКШ» в ноябре 2013 года, участвую в районных и областных семинарах по предмету.
Изучая дополнительную литературу, пополняю свои знания в области русского языка и литературы, стараюсь совершенствовать методику преподавания этих предметов, учитываю психологические основы, которые помогают в решении многих вопросов современного урока. Особое внимание уделяю урокам по развитию речи, потому что на современном этапе образования, к сожалению, снизилась речевая культура и читательская грамотность учащихся. На своих уроках я увидела, что многие ученики сталкиваются с проблемой работы над текстом, не осмысливают полностью прочитанное, затрудняются при обсуждении и анализе произведений. К сожалению, большинство школьников остаются читателями «младенческого возраста».
После прохождения 1 этапа Программы уровневых курсов «Лицом к лицу» я задумалась о том, как построить процесс обучения так, чтобы на уроке не было пассивных учеников, как создать условия, чтобы все были вовлечены в процесс обучения, как научить учеников работать эффективно с текстом. Ответы на все мои вопросы я нашла, обучаясь на курсах повышения квалификации учителей. В этом мне помогла книга «Руководство для учителя». Именно данное руководство является основным материалом по изучению и освоению «Программы курсов». Из всех 7 модулей меня наиболее заинтересовал модуль «Критическое мышление».
Ведь учителя 21 века призваны «развивать критическое мышление и навыки исследования, которые позволят учащимся участвовать эффективно и успешно в более широких коммуникативных процессах» (Wolfe and Alexander, 2008)
Подчеркивая коммуникативную направленность критического мышления Д. К. говорил, что «Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить».
Все вышеупомянутое убедили меня в том, что использование методов и приемов критического мышления поможет учащимся глубже понимать прочитанное, овладеть активными способами чтения и приемами работы с художественным текстом, позволит повысить культуру речи, эстетическое развитие, сформирует активную личность, умеющую творчески и самостоятельно работать с текстом. Различные формы инструментов критического мышления позволяют учителю применять индивидуальную, парную, групповую и коллективную работу, а также управлять процессом обучения учеников.
Чтение помогает разобраться в себе, в своем отношении к миру. Это особенности воздействия литературы на человека во многом определяет его поведение: чтение располагает к нравственно-эстетическим размышлениям, вызывает потребность в обмене суждений о поступках героев, авторе книги, особенностях его мастерства. Таким образом, чтение возбуждает у читателя потребность в общении с другими людьми. Задача учителя состоит в том, чтобы организовать свою деятельность и деятельность учеников, чтобы они вместе размышляли о смысле художественного произведения, переживали вместе с ним переплетение судеб литературных героев, задумывались вместе о том, что есть правда, добро, а что — зло, ложь. Лишь в этом случае можно реализовать естественную потребность учащихся в духовном общении с учителем, своими сверстниками, возникшую после прочтения художественной книги. Также важность личностных отношений между педагогом и его сверстниками как основа сотрудничества состоит, что словесник по своему профессиональному назначению должен стать для ребят авторитетным источником не только литературных, но и мировоззренческих этических знаний, без которых невозможно полноценное восприятие художественных произведений. Я уверена, что сотрудничество, основанное на взаимопонимании в отношениях со школьниками, является одним из условий эффективности преподавания литературы. Использую 7 модулей Программы на уроках я заметила что дети стали глубже воспринимать стихи, заинтересованно относиться к чтению произведений сравнивать и анализировать поступки героев критически относиться к высказываниям одноклассников и учителя определять важность учебного материала и знают где эти знания им пригодятся.
Для меня очень важно, что дети могут связать изучаемые произведения с современной жизнью. А значит всё, что они изучают, актуально. А актуальность порождает интерес к предмету, крепкие знания и необходимость обучения. Данная работа по развитию приносит первые плоды, которые не только радуют учащихся, но и пробуждают всё больший интерес к творчеству, вдохновляют на новые победы. Творчество — это деятельность, порождающая нечто новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью.
Моя звездная команда:
1) Махиня Елена заняла 2 место на областном конкурсе сочинений «Что для меня значит слово» патриотизм«в 2013-2014 учебном году
2) Бектемирова Салтанат и Ахметбекова Толкын заняли 2 место на областном конкурсе видеороликов «Еліме арнау», посвященный Первому Президенту Казахстана в 2014-2015 учебном году
3) Завтриковас Евгений — занял 3 место на областной дистанционной полилингвальной олимпиаде в рамках фестиваля языков народа Казахстана
В своей работе я стараюсь:
1. Создавать условия для самоактуализации и самореализации учащихся.
2. Предоставлять возможности для конструирования собственного обучения и знаний.
3. Реализовать возможности самооценки и самокоррекции учащихся.
Таким образом, ученик строит свой путь познания и проживает, «выращивает» свои знания. Мастерство учителя состоит в том, чтобы дать возможность ученику самому до всего дойти и сделать вывод. Я считаю, что опытный учитель:
1. Создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
2. Включает эмоциональную сферу учащегося, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность в изучении темы (проблемы).
3. Работает вместе со всеми, он равен учащемуся в поиске знания. Не торопится отвечать на вопросы.
4. Необходимую информацию подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней учащихся.
5. Исключает официальное оценивание работы учащегося (не хвалит, не ругает, не выставляет оценок в журнал), но через афиширование работ дает возможность появления самооценки учащегося и самокоррекции.
Считаю, что учитель должен постоянно повышать свой профессиональный уровень. Для этого у нас организуются курсы усовершенствования учителей, которые дают много нового и полезного. если учитель всегда откровенен со своими учениками, вкладывает душу в дело воспитания своих учеников, то его воспитанники обязательно отзовутся и поймут его.
Открытые уроки, семинары:
1. 2013-2014 учебный год — Открытый урок на тему «Сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными» в 9 классе в рамках единого методического дня.
2. 2014-2015 учебный год — Открытый урок в 7 классе на тему «Деепричастие как особая форма глагола, образование деепричастий»
3. Открытый урок в 6 классе с казахским языком обучения по сказке Д. Мамина- Сибиряка. «Серая Шейка»
4. Участвовала в региональном областном конкурсе сертифицированных учителей «Образование через объектив»
5. Принимала участие в областном семинаре сертифицированных учителей на тему «Использование интерактивных методов обучения для ликвидации пробелов в знаниях учащихся при подготовке к ЕНТ»
6. На базе Смирновской средней школы № 3 провела районный семинар на вышеуказанную тему.
7. В рамках декады языков народа Казахстана провела открытое внеклассное мероприятие «В мире русской речи»
8. Принимала участие в областном семинаре сертифицированных учителей на тему «Использование интерактивных методов обучения для ликвидации пробелов в знаниях учащихся при подготовке к ЕНТ»
9. На базе школы провела районный семинар учителей русского языка и литературы
10. Провела мастер-класс на тему «Использование приемов критического мышления для улучшения работы учащихся над текстом на уроках русского языка и литературы»
Внеклассная работа:
1. Тематическая линейка, посвященная открытию недели русского языка и литературы: «Сначала аз да буки, а потом другие науки»
2. Интеллектуальная игра «Турнир знатоков русского языка» для учащихся 5-7 классов
3. Внеклассное мероприятие по русскому языку «Играем с интересом» для учащихся 8-11 классов
4. Внеклассное мероприятие по русскому языку «Весёлая грамматика» для учащихся 5-6 классов с казахским языком обучения
5. Тематический вечер «Русский чай» для учащихся 5-11 классов
6. Внеклассное мероприятие «Играем с интересом» 7-9
7. Внеклассное мероприятие «Весёлая грамматика» 5-7 классы
8. Внеклассное мероприятие «Виртуальная экскурсия в русскую избу»
Я руководствуюсь в своей работе словами В. О. Ключевского: «Чтобы быть хорошим учителем, надо прежде всего любить тех, кому преподаешь. У детских врачей есть правило: перед встречей с ребенком согреть руки. Так и учителю всегда надо помнить не только о тепле своих рук, но и о теплле своей души...»
Список используемой литературы:
1. С. З. Шамаева «Классная и внеклассная работа по литературе» Москва. «Просвещение» 1989 год
2. И. М. Ладыженская, Т. С. Зепалова «Развивайте дар слова» Москва. «Просвещение» 1986 год.
3. И. М. Падгаецкая «Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка». Москва «Просвещение» 1985 год.
4. К. В. Мальцева, М. Н. Борисов «Внеклассная и внешкольная работа по русскому языку и литературе в национальной школе» Ленинград «Просвещение» 1982.
- 37549 просмотров