Учебная программа по курсу «Основы религиоведения» для 9-класса уровня основного среднего образования
1. Пояснительная записка
1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования) утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080.
2. Значение предмета «Основы религиоведения» определяется ролью религии в жизни современного общества, ее влиянием на историю, культуру, духовную жизнь общества. Получение знаний в сфере религии является составной частью среднего общего образования. Оно является составной частью получения учащимися основ социогуманитарных знаний.
3. Политика современного Казахстана направлена на установление межнационального, межконфессионального мира и согласия, на создание обновлённой системы
4. Религии являются неотъемлемой частью культуры в самом широком смысле этого слова; отражением многовекового опыта человечества, прежде всего духовного.
5. Выдающиеся мыслители и просветители казахского народа —
6. Цели обучения: обучение школьников основам знаний об истории и современном состоянии мировых и традиционных религий, их месте в обществе, свободе вероисповедания, формирование навыков и умений применять полученные знания в жизни, воспитание у учащихся толерантности и гуманистического мировоззрения на основе
7. Задачи обучения:
1) систематизация и углубление знаний обучающихся об истории религии и её роли в современном обществе;
2) раскрытие мировоззренческих, культурологических и гуманистических основ религии;
3) воспитание толерантности и умения критически оценивать современные религиозные знания и течения.
4) привитие гражданской ответственности за укрепление межнационального, межконфессионального согласия в Казахстане и мире.
5) воспитание неприятия идеологии и практики экстремизма, терроризма, религиозного радикализма;
6) формирование умений и навыков работы с литературой, средствами электронного обучения и массовой информации;
7) воспитание правовой грамотности, уважения к правам и свободам граждан Казахстана.
8. В программе предусмотрена преемственность в изучении материала, межпредметная связь с предметами историей, «Человек. Общество. Право», литературой, искусством.
9. Объем учебной нагрузки: 9 класс — 1 час в неделю, 34 часа в учебном году.
2. Базовое содержание учебного предмета
10. Содержание курса включает изучение следующих тем:
1) Введение: Предмет курса «Основы религиоведения». Теория религии. Значение факультативного курса «Основы религиоведения». Религиоведение как научная дисциплина. Понятие о религии. Атеизм. Политеизм, монотеизм. Религия как неотъемлемая часть истории и культуры человечества. Структура и функции религии. Виды религиозных объединений (2 ч.);
2) Истоки и исторические формы религии (5 ч): Особенности мифологического сознания. Архаические (первобытные) культы. Формы древнейших верований (фетишизм, тотемизм, анимизм, магия). Шаманизм. Религии стран Средиземноморья: Древнего Египта, Греции, Рима. Национальные религии Востока. Индуизм. Конфуцианство. Даосизм. Синтоизм. Иудаизм. Вероучение, основные этапы развития иудаизма. Тенгрианство. Специфика тюркского мировоззрения. Особенности вероучения и культовой практики. Влияние культа Тенгри на обычаи и традиции казахов. Повторение;
3) Буддизм (2 ч.): Учение буддизма, возникновение, распространение. Основные ветви буддизма;
4) Христианство (4 ч.): Возникновение христианства. Библия. Основы христианского вероучения. Направления христианства (православие, католицизм, протестантизм). Христианство в современном мире;
5) Ислам (6 ч.): Обычаи и традиции народов Аравийского полуострова до возникновения ислама. Коран и вероучение ислама. Мухаммед — пророк. Сунниты и шииты. Мусульманские обряды и предписания. Шариат. Основные школы мусульманского права (мазхабы). Суфизм. Ислам, наука и культура;
6) Религии в истории и культуре Казахстана (7 ч.): Доисламский период на территории современного Казахстана. Этапы распространения ислама в Казахстане. Влияние ислама на развитие образования, науки и культуры. Памятники исламской культуры в Казахстане.
7) Новые религиозные движения (4 ч.): Понятие, характерные черты и особенности деятельности новых религиозных движений. Деструктивные культы. Профилактика вовлечения учащихся в деструктивные культы;
8) Казахстан — территория межконфессионального согласия (4 ч.): Законодательство Республики Казахстан о религии. Понятие о свободе вероисповедания. Толерантность. Профилактика религиозного экстремизма. Конфессиональная ситуация в современном Казахстане. Деятельность религиозных центров ислама и православного христианства (Духовное управление мусульман Казахстана, Митрополичий округ Русской православной церкви в Республике Казахстан). Политика Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева по установлению мира и межконфессионального согласия в Республике Казахстан и международном сообществе.
3. Требования к уровню подготовки учащихся
11. Предметные результаты. По завершении 9 класса учащиеся должны знать:
1) ключевые религиозные термины;
2) историю мировых и традиционных религий;
3) об особенностях нетрадиционных религий, деструктивных культов;
4) о сущности и проявления экстремизма и терроризма;
5) их псевдорелигиозном характере;
6) положения Конституции Республики Казахстан о свободе совести и законодательства Республики Казахстан о религии;
7) о политике Президента Республики Казахстан
12. Личностные результаты. Учащиеся должны уметь:
1) давать характеристику вероучения, культовой жизни, структуры, практики и особенностей мировых и традиционных религий;
2) ориентироваться в духовной жизни различных религий;
3) разъяснять ключевые моральные ценности религий;
4) отличать идеологию и практику традиционных религий от организаций экстремистского, террористического, деструктивного характера;
5) навыки ориентироваться в многообразном мире религиозных учений.
13.
1) овладении системными знаниями об истории, вероучении и современном состоянии религии;
2) применении знаний основного содержания и ключевых идей священных текстов мировых религий в целях повышения общей эрудиции, уровня религиоведческой грамотности;
3) умении противостоять влияния идеологии экстремистских, террористических организаций, деструктивных культов;
4) умении работать с научной, учебной литературой, электронными источниками;
5) умении использования средств массовой информации в образовательных целях.
- 26081 просмотр