9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Урок биологии: «Клеточное строение организма. Органоиды клетки»

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

 

Нурышева Ардак Каироллиновна
учитель биологии

школа-лицей № 35
г. Астана

Урок биологии | фото с сайта vk.com

8 класс

Цель урока: дать понятие об уровнях организации человеческого организма, клеточном строении, строении клетки и ее органоидов.

Задачи:

  • сформировать знания о строении животной клетки, о структуре и функциях частей и органоидов клетки;
  • сформировать представление о клетке как главной структурной и функциональной единице многоклеточного организма;
  • развивать навыки работы с анатомическими таблицами;
  • формировать умение распознавать органоиды клетки на микропрепаратах;
  • развивать навыки работы с световым микроскопом, готовыми микропрепаратами;
  • развивать умение выделять главное, логически мыслить.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Оборудование: микроскопы; микропрепараты животных клеток; таблица «Строение клетки»; видеофильм «Клетка».

Методическое решение: рассказ-лекция с элементами беседы, самостоятельная работа.

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний по разделам «Растения», «Животные»

Составьте синквейны понятий клетка и организм.

Примеры синквейнов.

1. Клетка.                          1. Организм.
2. Маленькая, живая.                2. Сложный, многоклеточный.
3. Дышит, питается, делится.        3. Живет, развивается, приспосабливается.
4. Структурная и функциональная.    4. Целостная, упорядоченная биологическая структура единица живого.
5. Система.                         5. Особь (индивид).

III. Изучение нового материала

Учитель. Кому принадлежат слова: «Взяв кусочек чистой пробки я отрезала от него… острым как бритва перочинным ножом… очень тонкую пластинку. Когда затем я посмотрел этот срез на черное предметное стекло… стал рассматривать его под микроскопом, направив на него свет с помощью плоско-выпуклого зеркала, я очень явно увидел, что весь он пронизан отверстиями и порами… Эти поры или ячейки, были не слишком глубокими, а состояли из очень маленьких ячеек, вычлененных из одной длиной непрерывной поры особыми перегородками. Такое настроение свойственно не одной только пробке…» (Р. Гук).

Клетка — структурная единица как растительных, так и животных организмов.

Тело человека состоит приблизительно из 1012 клеток. По форме строению и функции клетки чрезвычайно разнообразны, но все они имеют общую структуру. Форма, размеры и особенности строения зависят от выполняемой органом функции.

1. Разнообразие клеток в организме человека (формы, размеры)
2. Свойства живых клеток.
3. Единство строения клеток. Основные органоиды клетки, особенности строения и функции.

Заполните таблицу в тетради.

Органоиды клетки
Особенности строения
Выполняемые функции
     

1. Сходство в строении клеток; сравнение животной и растительной клетки.

Самостоятельная работа. Учитель предлагает ответить на вопросы, проработав материал учебника «Строение клетки»

2. Назовите основные части и органоиды клетки.

3. Раскройте роль клеточной мембраны. Каким основным свойством она обладает? Какое это имеет значение?

4. Сравните функции рибосом и митохондрий. В чем заключается противоположность функции этих органоидов клетки? Запомните это.

5. Какая роль хромосом в жизни клетки?

6. Какие органоиды отсутствуют в клетке человека, но содержатся в клетках зеленых растений?

7. Каким образом осуществляется взаимосвязь между различными органоидами клетки?

Кратко сопоставив растительную и животную клетки, учащиеся указывают на их морфологическое сходство, заметное как на уровне светлого микроскопа, так и на уровне электронного.

Сформируйте выводы о клеточном строении организма и единстве органического мира.

IV. Домашнее задание

Проработать содержание материала § 4, ответить на вопросы и выполнить задания к параграфу и в Рабочей тетради.

 

Категория: