9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Урок биологии на тему: «Тип моллюски (мягкотелые)»

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Учитель биологии Обердиенко М.Н.
Айыртауская школа-интернат

 

Цель урока:

Показать особенности строения и жизнедеятельности животных, относящихся к типу моллюски; Рассмотреть их многообразие, изучить классификацию типа на примере конкретных представителей класса Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

Задачи:

  1. Определить усложнения организации моллюсков в ходе эволюции по сравнению с другими животными;
  2. Познакомиться с систематикой моллюсков и значением
  3. Выявить особенности происхождения моллюсков, организации их строения и жизнедеятельности;
  4. Продолжить формирования умений анализировать обосновывать ответ; устанавливать причинно-следственные связи.

Тип урока: Объяснение нового материала

Оборудование:

  • мультимедийная презентация «Моллюски»
  • интерактивное оборудование (флипчарты)
  • таблица «Моллюски».
  • электронный диск «В морских глубинах»

Ход урока

Цитата урока:

«Сотри случайные черты, и ты увидишь мир прекрасен!»
А. Блок (слайд 1)

I. Организация класса

II. Приветствие

(звучит мелодия песни: «Здравствуй мир»)

Круг радости (слайд 2)

— Здравствуй, мир!

— Здравствуй, друг!

— Здравствуй, песен щедрый друг!

— Здравствуй, день!

— Здравствуй, век!

— Здравствуй, добрый человек!

(уч-ся читают приветствие, жестами показывают)

III. Объявляется цель урока, задачи

(слайд 3)

IV. Объяснение нового материала

Вступительное слово учителя

(флипчарт№ 1) — изображение представителей моллюсков. Изучив животных, относящихся к группе черви, мы переходим к не менее загадочному и удивительному типу — моллюски. Осьминоги, кальмары, каракатицы! Какие невероятные рассказы встречаются о них. Жители морских побережий с давних времен верили, что в морской пучине живут странные огромные существа. Много легенд передавалось об этих животных из поколения в поколение, что не похожи они ни на рыб, ни на медуз, ни на раков, что у них 10 рук, толстых, длинных, как мачты судов.

Так ли это на самом деле? Такие ли они все загадочные и фантастические? Настало и нам с вами разобраться в этих проблемах.

Сегодня и на следующем уроке мы попытаемся открыть завесу таинственности и с научной точки зрения изучить представителей типа моллюски. На сегодняшнем уроке нам необходимо познакомиться с особенностями внешнего, внутреннего строения этих животных, рассмотреть отличительные черты классов животных этого типа. Итак, приготовились к напряженной совместной работе.

Общая характеристика моллюсков

(Слайд 4)

Моллюски — это мягкотелые, трёхслойные, двусторонне симметричные многоклеточные беспозвоночные.

Моллюски — одна из наиболее распространенных групп животных (после насекомых), насчитывается свыше 130 тыс. видов.

Моллюски
Брюхоногие
Головоногие
Двустворчатые

Общие признаки

(Слайд 5)

Внешнее строение

  • Тело не делится на сегменты.
  • Имеется 3 отдела: голова, нога, туловище.
  • Наличие кожной складки-мантии.
  • Наличие мантийной полости.
  • Наличие раковины.

Внутреннее строение

Уменьшена вторичная полость тела.

  • Наличие паренхимы.
  • Пищеварительная система: появляются п/в железы (ферменты).
  • Кровеносная система незамкнутая: есть сердце — предсердие, желудочек; сосуды — вены, артерии; кровь — артериальная, венозная.
  • Органы дыхания — жабры или легкие.
  • Орган выделения — почка.
  • Нервная система — разбросано-углового типа.
  • Раздельнополые или гермафродиты

Многообразие

Класс Брюхоногие: (слайд 6)

Представители — черноморская рамена, виноградная улитка, слизни.

Особенности:

  • спирально-закрученная раковина,
  • мускулистый язык-терка,
  • сердце 2-х камерное.

Класс Двустворчатые: (слайд 7)

Представители — мидии, беззубки, перловицы, устрицы.

Особенности:

  • отсутствие головы,
  • раковина двустворчатая,
  • способ питания — фильтрация (сифон),
  • органы дыхания — жабры,
  • сердце 3-х камерное,
  • в основном раздельнополые

Класс Головоногие: (слайд 8)

Представители — осьминог, кальмар, каракатица, наутилус.

Особенности:

  • нет раковины,
  • тело делится: голова, щупальца, воронка;
  • органы дыхания — жабры;
  • сердце 3-х камерное;
  • хорошо развиты органы чувств;
  • сложно устроена нервная система.

V. Выступление уч-ся

А сейчас ребята мы познакомимся поближе с представителями этих классов обитающих в морях и океанах. Я предоставляю слово ребятам.

(доклады уч-ся)

Брюхоногие. (Слайд 9)

Представители морей:

а) Ципрея. Фарфоровая улитка, раковина — каури, служила денежной единицей в бассейнах Тихого и Индийского океана до 20 века, а некоторые народы Океании используют до сих пор.

б) Рапана. До 1974 года был известен только в Японских и Желтых морях, но, попав в Черное море, быстро размножился. Являясь хищником, уничтожили большое количество промысловых моллюсков — устриц, мидий, гребешок. Сейчас, где разводят этих промысловых моллюсков, т. е. в устричных парках, обязательно огораживают от моря заборами (коллекция раковин рапаны).

в) Мурекс или пурпурная улитка. Очень красивая раковина моллюска. В 1876 г. во Франции при постройке железной дороги было найдено древнее захоронение. Вместе с людьми лежало оружие, инструменты, предметы обихода и…ожерелье из морских раковин. Мурекс получил второе название по той причине, что в мантию выделяется пурпурная железа. С глубокой древности пурпурные улитки служили для получения краски пурпура. 1,5 г. пурпура необходимо отпрепарировать 12 тыс. мурексов. Окрашенная ткань этой краской очень дорогая, в пересчете на современные деньги — 112000 долларов.

Легенда (открытие краски). Как-то царь финикийского города Тира по имени ФЕНИКС прогуливался по берегу моря со своей собакой. Собака рылась в песке, трепала водоросли, и когда подбежала к царю, он заметил, что морда ее покрыта пятнами кроваво-красного цвета. Царь догадался, что на морде собаки была не кровь, а что-то другое. Так три с половиной тысячи лет назад был открыт пурпур моллюсков (рассказ ученика).

Двустворчатые. (слайд 10)

Представители морей:

а) Мидия, устрица, гребешок. Это промысловые моллюски. Создают специальные фермы, парки, плантации по разведению промысловых моллюсков. Скопления мидий называется банками. Устрицы не только используются как пищевой продукт, но и его раковина используется в изготовлений художественных изделий. Из раковины гребешков изготавливают пуговицы, украшения. Кроме промыслового значения, они играют большую роль в природе: фильтруя воду для получения пищи, очищают ее от загрязнения. В сутки фильтруют около 200 кубов воды. Служат пищей для многих животных, т. е. участвуют в цепи питания.

б) Жемчужина. Само название моллюска дает понять, что добывают — жемчуг, который образуется в раковине из песчинки. Размеры жемчужин бывают разные: от мельчайших крупинок до голубиного яйца. В Лондоне хранится самая большая жемчужина мира весом в 450 каратов (90 г). Жемчуг недолговечен: приблизительно через 150 лет он разрушается и превращается в пыль.

в) Тридакна — гигантский моллюск. Она выделяется среди двустворчатых моллюсков своими размерами. Её длина 1,5 метра, масса около 200 кг, из них мягкая часть — 30 кг, а 170 кг — раковина. Тридакна обитает среди кораллов в Индийском и Тихом океане. Мышцы, замыкающие створки гигантской тридакны, обладают огромной силой. Раскрыть створки живой ракушки можно при помощи лома. Тридакны — очень опасны для водолазов и искателей жемчуга. Человек, случайно просунувший между створками моллюска ногу или руку, может погибнуть в тисках тридакны, если ему тотчас же не оказать помощь. С давних времен раковины и мясо тридакны использовали народы Океании — полинезийцы. Из раковин делали топоры, рыболовные крючки и т. д. Теперь тридакны — украшение дворов, садов. Она также может образовывать жемчужину, но ювелирной ценности не имеет. Может образовать массой 7 кг. В Нью-Йорке у одного ювелира, на витрине была выставлена жемчуг, имевший массу 6 кг 350 г., длина 23 см, а толщина — 14 см, неправильной формы, т. е. почти в размер человеческой головы.

г) Перловица, Беззубка, Пинна. Из раковин перловицы и беззубки изготавливали пуговицы. В Венеции могут предложить чулки, перчатки и кружева, сотканные из шелковистого волокна. Есть моллюск, которые выделяют особое вещество биссус, при помощи, которых прикрепляются к подводным предметам. Эти нити крепкие и шелковистые — длинной до 30 см и образуют эту нить — Пинна. Есть моллюски, раковины которых использовались как строительный материал: крыши и стекла из ракушек.

Головоногие. (слайд 11)

Сложная нервная система — сложное поведение, органы чувств — зрения (хрусталик), реактивное движение (15-60 км/ч), 3-х камерное сердце. Длина тела от 8–20 метров, в 1888 г. в Новой Зеландий, был найден кальмар длинной17 м., диаметр глаза-40 см. величиной с колеса автомобиля, 10,5 м. приходилось на щупальца. Один кит отрыгнул в морском аквариуме два щупальца длиной по 12,5 м., которые могут принадлежать чудовищу длиной 20 м. и весом около 4 т. Наличие «чернильного мешка», жидкость расплывается в воде густым облаком и под прикрытием «дымовой завесы» моллюск — скрывается. Эта жидкость лишает чувства обоняния и возможность преследования. Ноги-щупальца с присосками отходят от головы, поэтому их и называют головоногими.

Представители морей:

а) Кальмар. Обитатель открытого моря — великолепный пловец, он может мчаться под водой со скоростью поезда — около 50–60 км/ч. Кальмар — хищник, питается в основном рыбой и проплывает за ее стаями тысячи километров. Настигнув добычу, кальмар хватает ее длинными ловчими щупальцами, удерживает остальными щупальцами около рта и откусывает по кусочку острыми роговыми челюстями. Потом пища перетирается в глотке с помощью специальной терки — радулы. Заглотить жертву целиком и даже кусками кальмар не может из-за узкого пищевода. У кальмара очень хорошо развиты органы чувств, особенно глаза, которые по сложности могут конкурировать с глазами совы, кошки и человека. Глаз кальмара имеет роговицу, радужину, хрусталик, стекловидное тело и сетчатку. Хрусталик круглый, поэтому фокусировка глаза для разглядывания предметов, расположенных на разном расстоянии, осуществляется удалением или приближением его к сетчатке (как это происходит в фотоаппарате), а не изменением кривизны линзы, как у млекопитающих. Поэтому, кстати, у кальмаров не может быть близорукости или дальнозоркости.

б) Осьминог. На голове восемь похожих друг на друга щупалец, при помощи которых эти моллюски могут передвигаться по дну «на цыпочках», то есть на самых кончиках вытянутых вертикально вниз щупалец. В критических ситуациях осьминоги, как и кальмары, движутся реактивным способом и могут развивать скорость до 15 км/ч. У спрута есть роговой клюв. С его помощью он делает отверстие, например, в раковине моллюска и впускает туда токсичную слюну, которая расслабляет замыкающий раковину мускул.

В глотке осьминога также имеется терка, перетирающая пищу. Но самое удивительное у спрута — это высокоразвитый головной мозг, который имеет зачаточную кору. Состоящий примерно из 170 млн нервных клеток (для сравнения — нервная система краба содержит приблизительно 100 тыс. нервных клеток), он разделяется на много долей, каждая из которых выполняет свою функцию. Больше половины нервной ткани мозга приходится на зрительные доли Осьминоги — самые «умные» среди всех беспозвоночных. Они поддаются дрессировке, имеют хорошую память, различают геометрические фигуры. Они узнают людей, привыкают к тем, кто их кормит.

Осьминоги, которые жили на Неапольской станции, стали совсем ручными. Они знали в лицо сторожа и очень его любили. Если он протягивал к ним руку, то животные обвивали его щупальцами и нежно гладили. Однако крупные осьминоги — а их общая (со щупальцами) длина может достигать 5 м — опасны, причем основную опасность представляют не сильные щупальца больших спрутов, а их ядовитая слюна, оказывающая парализующее действие на добычу.

Однажды сотрудника Калифорнийского аквариума «укусил» в ладонь небольшой осьминог. В первую же ночь после укуса его рука распухла так, что не стало видно суставов. Опухоль спала только через четыре недели. Признаки болезни напоминали симптомы змеиного укуса. У берегов Австралии и Японии живут небольшие пятнисто-голубые осьминоги. Укус их может быть даже смертельным для человека Есть осьминоги, которые ведут малоподвижный образ жизни, т. к. имеют раковины.

в) Каракатица. В Древней Спарте был знаменит черный суп. Готовили следующим образом: брали каракатицу, потрошили её, но не трогали чернильного мешка. Так вмести и варили. Чернила придавали похлебке не только бурый цвет, но и своеобразный привкус, который высоко ценился. В испанских и итальянских поваренных книгах можно найти всевозможные рецепты по приготовлению каракатиц и осьминогов.

Пример — осьминоги в шоколаде или каракатица в молоке. Обычно же едят тушеного осьминога с молодым картофелем, чесноком, гвоздикой, лавровым листом. Консервы из каракатиц в собственных чернилах приготавливают в Португалии и вывозят на продажу за границу. В Японии и Китае их едят во всех видах — в сыром, сушеном, маринованном, печеном, жареном, вареном. Из внутренностей вытапливают жир, а выжимки идут на корм цыплятам.

VI. Закрепление материала

(развитие логического мышления)

Работа на интерактивной доске.

А. От частного к общему. (Флипчарт 1)

  1. Беспозвоночное, мидия, многоклеточное, двустворчатое.
  2. Моллюск, кальмар, животное, головоногое.
  3. Брюхоногое, Ципрея, животное, беспозвоночное.

Б. Четвертый лишний. (флипчарт 2)

  1. Пероловица, прудовик, осьминог, рапана.
  2. Кальмар, аргонавт, спрут, мидия.
  3. Лужанка — улитка, тридакна, медуза, осьминог.

В. Терминология. (флипчарт 3)

  1. Малакология (наука о моллюсках).
  2. Биссус (вещество, который образует нить у двустворчатой пинны)
  3. Радула (язык с теркой в ротовой полости)
  4. Глохидия (свободноплавающая личинка у двустворчатых моллюсков)

Г. Познавательные задачи.

  1. Даурен решил поменять воду в аквариуме, где живут улитки. Он взял кипячёную воду. Прав ли он?(флипчарт 4)
  2. Известно, что брюхоногий моллюск — большой прудовик выживает в аквариуме гораздо лучше, чем двустворчатые моллюски — перловицы и беззубки. Изложите свои гипотезы, объясняющие этот факт.(флипчарт5) (большой прудовик дышит с помощью легкого. Для перловицы и беззубки характерно жаберное дыхание, поэтому они более требовательны к количеству кислорода в воде. К сожалению, в аквариуме не всегда удается создать удовлетворительный кислородный режим для нормального существования в нем беззубки и перловицы. Могут также возникнуть проблемы с кормлением представителей этих моллюсков, т. к. их можно кормить только мельчайшими водными обитателями: бактериями, одноклеточными водорослями, инфузориями).
  3. Из предложенных животных выберите представителей типа Моллюски. (флипчарт 5)
  4. Найдите названия 10-ти моллюсков в тексте: (флипчарт 5)

«Весной мы на лодке делали объезд прудов. Мы собирались начать работу часов с восьми, но Галя опоздала — она искала свой гребешок, и мы задержались. Когда начали работу, оказалось, что только Анка ту шкалу измерений, что нам только что прислали, знала хорошо. Этого никто не ожидал. Уж Анка всегда всех удивит! В большинстве прудов икра лягушек отлично развивалась. Началась жара — панамы нам очень пригодились.

„Смотрите, цапля! — закричал Коля, снимая джемпер, — лови, цапля, лягушек, да считай их, будешь нашей помощницей… А вот еще птицы, их три, да к нам еще целая группа приближается…“ И Николай занялся подсчетом: двенадцать минус три — цапли разлетались и мешали считать. Щелкнул затвор камеры фотоаппарата. Одна цапля совсем близко. Я помахала ей на прощание веслом: „Иди, я не трону тебя“.»

Ответ: осьминог, гребешок, катушка, лужанка, прудовик, рапана, перловица, тридакна, устрица, мидия.

VII. Выводы

(рефлексия)

(комментирование оценок)

Д/з

VIII. Заключение

Молодцы ребята! (включается видео сюжет «В морских глубинах», звучит мелодия «шум воды» Сейчас каждый из вас подумайте, чтобы вы хотели пожелать друг другу.

Круг «От сердца к сердцу»

(флипчарт 6) (изображение на флипчарте осминога)

— Напишите пожелание на щупальцах осминога.

(уч-ся пишут пожелания с комментариями на интерактивной доске)

Разрешите закончить наш урок словами назидания великого Абая Кунанбаева. (флипчарт 7)

Литература

  1. Борисова Н. В. Познавательные задачи, задания и вопросы на уроках зоологии в 7–8 классах. 1994
  2. Галеева Н. Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. — М.2006
  3. Жукова Т. И. Часы занимательной зоологии. — М.: Просвещение, 1973
  4. Ивахненко М.Ф., Корабельников В. А. Живое прошлое земли. Книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1987
  5. Молис С. А. Книга для чтения по зоологии. Пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 1981
  6. Пепеляева О.А., Сунцова И. В. Поурочные разработки по биологии. — М.: Вако, 2004
  7. Пушкарева М. С. Видовое разнообразие моллюсков.// Биология в школе.2003.№ 8.с.40
  8. Электронный диск «В морских глубинах»
  9. Интернет.
Категория: