Урок биологии в 8 классе: «Клеточное строение организма и жизненные свойства клетки»
Домбровский Анатолий Францевич, учитель биологии и географии, первая квалификационная категория высшего уровня, КГУ Петровская средняя школа, село Петровка Тайыншинский район СКО |
Цель: сформировать убеждение о том, что клетка — главный структурный и функциональный элемент организма;
Задачи:
Обучающая: Обеспечить в ходе урока усвоение и повторение знаний о строении животной клетки, структуре и функциях частей и органоидов клетки (ядро, цитоплазма, клеточная и ядерная мембраны, ЭПС и ее виды, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы, хромосомы, ДНК);
Развивающая: Развить у учащихся умение сравнивать и обобщать клетку человека и растительную клетку;
Воспитательная: Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззрений и убеждений о клеточности строения всего живого на нашей планете;
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: Плакаты растительной и животной клетки, компьютер и мультимедийная доска, карточки
Ход урока:
I. Обобщение знаний по разделу: «Человек — как биологический вид» (блиц-опрос )
- Какой вклад в развитие науки о человеке внесли Гиппократ и Аристотель?
- Что изучает анатомия, физиология и гигиена?
- Что включает в себя понятие — здоровый образ жизни?
- Каково положение человека в системе животного мира?
- Что свидетельствует о близком родстве человека и человекообразных обезьян?
- Чем человек умелый отличается от австралопитека?
- Какие орудия могли изготавливать неандертальцы?
- Как называют первых ископаемых людей современного типа?
- Какие три большие расы людей выделяют сегодня?
- Назовите признаки указывающие на принадлежность людей к одному виду?
II. Изучение нового материала
Все живые существа состоят из клеток. Давайте вспомним, что такое клетка?
Клетка — наименьшая единица строения и жизнедеятельности живых организмов.
Все части и органы тела человека построены из клеток. Клетки обладают следующими свойствами: они растут, размножаются, участвуют в обмене веществ, активно реагируют на раздражение, обладают способностью к регенерации и передаче наследственной информации.
Все клетки разнообразны по форме и размеру. Форма и размеры клеток зависят от их функции (электронный адрес.4 рисунок 1).
Так, например, существуют клетки, имеющие форму двояковогнутого диска (эритроцит), или длинного волокна (нервная клетка).
По форме выделяют клетки: (с отростками, веретенообразные, круглые, плоские).
Размеры клеток тела человека варьируются от 2–7 мкм (у тромбоцитов) до гигантских размеров (до 140 мкм у яйцеклетки).
Несмотря на такое разнообразие все клетки тела человека имеют единый план строения. Основные части клетки: ядро, цитоплазма и клеточная мембрана (электронный адрес.5 рисунок 2).
Отграничивает клетку от окружающей среды клеточная мембрана. Мембрана служит защитной оболочкой клетки и активно участвует в регуляции обмена веществ между клеткой и окружающей средой, а также осуществляет связь с другими клетками.
Ядро — важная часть клетки, оно содержит наследственную информацию клетки.(рис. 3, 4 стр. 16, 17)
Цитоплазма заполняет большую часть клетки. Цитоплазма состоит из двух частей: жидкой части — гиалоплазмы и органоидов.
Органоиды — постоянные структуры клетки, выполняющие определенные функции. Давайте более подробно рассмотрим органоиды клетки человека. (рис. 2) стр. 16
Заполнение таблицы «Органоиды клетки» (работа с учебником)
Органоид |
Особенности строения |
Функции |
Эндоплазматическая сеть А) гранулярная (шероховатая) Б) агранулярная (гладкая) |
Система трубочек На поверхности – рибосомы Гладкая поверхность |
Синтез белка Синтез гликогена и жиров |
Рибосомы |
Самые маленькие органоиды округлой формы |
Образование белка |
Аппарат Гольджи |
Трубочки и цистерны |
Накопление и транспортировка веществ |
Митохондрии |
Состоит из двух мембран, внутренняя образует складки |
Образование энергии (АТФ) |
Лизосомы |
Округлые тельца |
Расщепление веществ |
Многие ученые, исследовавшие клетки, пришли к выводу, что клетки животных, растений и микроорганизмов сходны по химическому составу и строению, это одно из основных положений клеточной теории.
— Как вы думаете, о чем свидетельствует данный вывод?
(Родство и единство происхождения всего живого. Эволюция живой природы началась с эволюции клетки. Исходный уровень организации живой материи — клеточный.)
Тем не менее клетки животных несколько отличаются от клеток растений, и следует знать эти отличия. (В клетках животных и человека отсутствуют пластиды, центральная вакуоль и целлюлозная клеточная стенка.)
Рассказ учителя о свойствах клетки. (Учащиеся заносят в тетрадь основные жизненные свойства клеток).
1.Обмен веществ — совокупность реакций, включающих поступление в клетку питательных веществ и выделение продуктов обмена; реакции биосинтеза сложных соединений и реакции распада веществ.
2. Биосинтез — способность живых клеток синтезировать определенные вещества из поступающих в нее компонентов. Большинство реакций ферментативные.
3. Дыхание — окисление и распад питательных веществ с выделением заключенной в них энергии, которая запасается в форме молекул АТФ и расходуется на внутриклеточные нужды при необходимости.
4. Рост — увеличение размеров клетки, количества цитоплазмы и органоидов в процессе активного биосинтеза веществ.
5. Раздражимость — способность клеток реагировать на изменение факторов окружающей среды изменением своей жизнедеятельности.
6. Деление — воспроизведение дочерних клеток из материнской. Лежит в основе регенерации тканей и органов, а также размножения и развития организмов.
III.Закрепление. (Кто быстрей)
1. Какая наука изучает клетки? Когда и кем впервые была открыта клетка?
(Цитология. В 1665 г. Роберт Гук впервые открыл существование клетки при изучении среза коры пробкового дерева.)
2. Почему клеточные структуры называют «органоидами», а не «органами»?
(Орган — многоклеточная структура, а органоид — часть клетки, выполняющая функции, свойственные органам в многоклеточных организмах.)
3. Какая часть клетки выполняет защитную функцию?
(Клеточная мембрана защищает клетку от окружающей среды и обеспечивает избирательную проницаемость веществ в клетку.)
4. Чем представлена транспортная система клетки?
(Эндоплазматическая сеть и комплекс Гольджи участвуют в транспорте веществ в пределах клетки, а клеточная мембрана осуществляет перенос веществ внутрь и наружу.)
5. Какова структура и функции ядра клетки?
(Ядро содержит наследственную информацию о признаках данной клетки и целого организма, которая реализуется в синтезе определенных белков. Снаружи — ядерная мембрана, внутри — хроматин с уплотнениями — ядрышками.)
6. Что вы знаете о структуре и функциях хромосом?
(Хромосомы представляют собой комплекс ДНК и белков. ДНК имеет вид двойной спирали и состоит из отдельных участков — генов, каждый из которых отвечает за синтез одного белка клетки и, следовательно, за развитие определенного признака. В соматических клетках 46 хромосом, в гаметах (половых клетках) — 23 хромосомы.)
7. Какие органоиды и каким образом обеспечивают клетку энергией для осуществления ее жизненных функций?
(Митохондрии за счет окисления органических веществ синтезируют молекулы АТФ, в которых накапливается необходимая клетке энергия.)
8. В каких органоидах происходит непрерывный синтез различных органических соединений? (Рибосомы на поверхности гранулярной ЭПС синтезируют белок, комплекс Гольджи — сложные углеводы, каналы гладкой ЭПС — углеводы и жиры, митохондрии — АТФ, ядро — ДНК (перед делением клетки.)
9. В чем состоит функция лизосом?
(Растворение отработанных веществ и частей клетки. У животных с метаморфозом лизосомы участвуют в редукции отдельных органов, например хвоста у головастиков. В случае длительного голодания разрушают все органоиды, кроме ядра, для поддержания жизни организма.)
10. Как осуществляется взаимодействие клеток друг с другом и органоидов внутри клетки?
(Через клеточные мембраны соседних клеток, цитоплазматические мостики и межклеточное вещество. Через гиалоплазму.)
IV. Подведение итогов урока
V. Дом.задание:
§ 4–5; Заполнить таблицу в тетради «Строение клетки» стр. 17 учебника.
Используемые источники:
1. Учебник. Биология. Человек. Авторы:
2. Биология человека в таблицах, рисунках и схемах. Резанова Е.А, Антонова И.П, Резанов А.А. М.,
3. https://nsportal.ru/
4. ttp://files.school-collection.edu.ru/
5. https://school-collection.edu.ru/
6. https://images.yandex.ru/
- 43544 просмотра