Урок-игра «Звездный час» (По страницам любимых сказок А.С. Пушкина)
Мутафян Вера Ивановна учитель русского языка и литературы КГМУ «Гимназия № 93» г. Караганда |
Цели урока:
- познакомить с творчеством русского поэта;
- введение учащихся в мир пушкинской сказки;
- рассмотрение иллюстрации к сказкам поэта;
- развитие логического и критического мышления;
- воспитание бережного и уважительного отношения к творчеству поэта, к слову, любовь к сказке.
Тип урока: игровой, с использованием новых информационных технологий.
Оборудование: проектор и класс IBM-совместимых компьютеров; выставка иллюстрированных сказок поэта; звездочки для участников.
Вступительное слово учителя
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем говорить о великом русском писателе А.С.Пушкине. Более двухсот лет назад прекрасным летним вечером 6 июня в 1799 году в семье Пушкиных родился мальчик, которого назвали ласковым именем Сашенька. Кудрявый мальчик со смуглым лицом и с очень живыми глазами, рос умным не по годам. Он был нежно привязан к своей бабушке Марие Александровне Ганнибал, у которой учился русской грамоте.
И все же особую любовь и теплоту Александр Сергеевич питал к своей няне Арине Родионовне, простой и доброй крестьянке. Не только преданностью и заботой завоевала она доверие и уважение у мальчика. Она знала множество пословиц, поговорок, народных русских песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Это о ней писал Пушкин:
Мастерица ведь была
И откуда что брала,
А куда разумны шутки,
Приговорки, прибаутки,
Небылицы, былины
Православной старины!
Пушкин с самых ранних лет слушал русские песни, знакомился с былинами и народными сказками, с «преданьями старины глубокой», впитывал прекрасную русскую речь.
Рассказы бабушки, сказки няни — все это глубоко запало в память и душу великого поэта и стало могучим источником его творчества. В сказках Пушкина отразился богатый и красочный мир народных фантазий.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил...
Ведущий: Имя Пушкина сопровождает нас всю жизнь. С раннего детства с увлечением читаем его сказки. И, как вы уже догадались, речь пойдет именно о них в игре «Звездный час».
Представление участников (их может быть 6 человек).
Итак, начинаем нашу игру.
I тур. Назовите сказки А.С. Пушкина:
1. Сказка о попе и о работнике его Балде.
2. Сказка о царе Салтане, о сыне его храбром и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.
3. Сказка о рыбаке и рыбке.
4. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.
5. Сказка о золотом петушке.
6. Жених.
Все вы их хорошо знаете. Ваша задача: внимательно прослушать отрывки из этих сказок и назвать сказку.
1. Вошли толпой, не поклонясь,
Икон не замечая,
За стол садятся, не молясь
И шапок не снимая.
На первом месте брат большой,
По праву руку брат меньшой,
По леву голубица
Красавица девица.
(Жених)
2. Объявили царску волю —
Ей и сыну злую долю,
Прочитали вслух указ,
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в океан.
(Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)
3. Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичной, беленою трубою,
С дубовым, тесовыми воротами.
(Сказка о рыбаке и рыбке)
4. Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
Досветла все у него пляшет;
Лошадь запряжет, полосу вспашет.
(Сказка о попе и о работнике его Балде)
5. Долго царь был неутешен,
Но как быть? И он был грешен;
Год прошел, как сон пустой,
Царь женился на другой.
(Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)
6. Вдруг шатер
Распахнулся ...и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
(Сказка о золотом петушке)
Подведение итогов 1 тура.
Участник, у которого оказалось наименьшее количество «звездочек» выбывает из игры.
II тур. Логическая цепочка
Все внимание на экраны. Слушаем отрывки из сказок:
1. И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу,
За красавицей-душой
За невестой молодой.
В своих поисках Елисей обращался за помощью... Внимание, вопрос: к кому за помощью обращался Елисей? Поднимите табличку с правильной последовательностью. (1. «Свет наш солнышко!...» 2. «Ветер, ветер!...»)
3. «Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный дружок!»
2. Грусть тоска меня съедает
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца.
Лебедь князю: «Вот в чем горе!
Ну, послушай: хочешь в море
Полететь за кораблем?
Будь же ты, князь,...»
Внимание вопрос: Вспомните по порядку сказочного текста в кого превращала Царевна-лебедь князя Гвидона и поднимите номер с неправильным ответом (1. Комар 2. Муха 3. Оса 4. Шмель).
3. Вспомните вступление к поэме «Руслан и Людмила», в котором перечисляются сказочные герои и поднимите табличку с номером лишнего экрана в этой цепочке.
1. Ученый кот 2. Бурый волк 3. Баба Яга 4. Дракон
4. Я уже убедилась, что вы прекрасно знаете сказки А.С.Пушкина и хорошо знакомы с героями этих сказок.
Посмотрите внимательно на экраны и найдите лишнее в этой цепочке.
1. Сказка о рыбаке и рыбке.
2. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.
3. Сказка о золотом петушке.
4. Сказка о Красной Шапочке.
(На экранах иллюстрации к сказкам Пушкина)
Подведение итогов.
III тур. Кубики
После этого тура на нашей игре останется всего 2 участника, у которых окажется больше звездочек, или составивших самое длинное слово.
Из букв, которые выпали перед вами, необходимо составить слово. Ученики зачитывают составленные слова.
Подведение итогов. После III тура на нашей игре осталось 2 участника, прошедших в финал.
IV тур завершает нашу игру
Но прежде, чем я объясню правила этого тура, мы посчитаем количество звездочек обоих игроков и оставим разницу только одному из участников.
Подсчет звездочек.
Слушаем задание. Сейчас перед вами появится слово, из которого нужно составить как можно больше слов . Побеждает игрок, назвавший последнее слово.
ЛУКОМОРЬЕ
Лук, ком, море, око, мор, лор, рок, корь, куль, мул, ель, ум, урок, руль,...
Подведение итогов.
Объявление победителя.
Вручение призов.
- 11427 просмотров