Урок истории: «Гунны. Политическая история»
Миркина Людмила Владимировна учитель истории |
![]() |
6 класс
Цель: Изучить политическую историю гуннов, образование Великой гуннской империи, её значение для мировой истории.
Задачи:
- Образовательная: создать условия для усвоения знаний об истории образования Гуннской империи, государственном устройстве.
- Развивающая: развивать умения и навыки в самостоятельной работе и при работе в парах, добывать знания, анализировать и делать выводы, развивать творческий подход к теме.
- Воспитательная: способствовать воспитанию исторического мировоззрения, любовь к Родине и чувство патриотизма.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока:
Методы обучения:
Словесный
Наглядный
Исследовательский
Игровой
Формы организации учебного процесса:
Урок предполагает собой работу индивидуальную, в парах и командную. Полученные задания разного уровня сложности. Учитель направляет работу учащихся, создает условия для активизации деятельности, применяя дифференцированный подход.
Оборудование:
- Интерактивная доска, слайды, флипчарт.
- Дополнительная литература.
- Выставка работ учащихся по предыдущей теме.
- Раздаточный материал.
Литература:
- Садыков Т.С.,Толеубаев
А. Т. История древнего Казахстана. Учебник. Алматы.«Атамұра» 2006 г. - Жумаханов Т., Шанбай Т. Детская энциклопедия Казахстана. Алматы. «Аруна» 2007 г.
- Ткаченко В.С. В поисках эффективного урока. Алматы. «Атамұра» 2006 г.
Ход урока:
Организационный момент
I. Опрос домашнего задания по теме «Кангюи»
(выставка из работ учащихся — защита работ на уроке повторения и обобщения)
Задание № 1
Каждый учащийся выполняет работу на раздаточном материале. В карточке задание «верно/неверно».
Ф.И______________________________
Задание: запишите напротив каждого предложения — верно/неверно
1. Кангюи жили в III
2. О кангюях писал только древнекитайский историк Сыма Цянь____________
3. Основным местом проживания была долина реки Сырдарьи___________
4. Кангюи оказали помощь гуннам в борьбе с Китаем__________
5. Землю обрабатывали только камеными кетменами__________
6. У канюгев широко было развито песенное искусство и музыка____________
Задание № 2
Пока учащиеся выполняют индивидуальное задание — 1 ученик работает у доски, выполняя задание флипчарт «Общественное устройство кангюев». (составить схему)
Хан
3 визиря Малые ханы — 5 Племенные вожди Рядовые общинники |
— Собрать работы учащихся, проверить выполненный флипчарт у доски вместе с классом, проанализировать и оценить.
— Провести работу над ошибками индивидуального задания.
Задание № 3
— Выполнить флипчарт № 2 «Торговля кангюев». С кем торговали кангюи (стр. учебника 92)
к а н г ю и |
торговали с | Причерноморьем Сирией Индией Прибалтикой Египтом Китаем Ираном |
Вопрос: Что свидетельствует о торговых отношениях кангюев. (ответы учащихся)
II. Переход к новой теме
— В I тыс.
— Учащиеся записывают тему в тетрадь:
Мотивация: «Легенда о Моде» (на доске слайд о Моде)
1. Диалог — побуждение «Легенда о Моде»
Учитель: «Посол из низменной местности посетил Моде со словами»
— Ты еще слишком молод шаньюй. Не к лицу тебе сидеть на боевом коне своего отца. Уступи его нашему вождю.
Это было открытым оскорблением в адрес молодого шаньюя. Советники Моде предложили воевать, отомстить за оскорбление.
— Нет, — ответил Моде. — У нас одни предки. Неужели будем воевать
— Моде еще молодой. А молодость не может знать цену красоте. Пусть он лучше отдаёт свою жену мне. Это должно было задеть самолюбие великого правителя и стать причиной войны. Советники Моде так и восприняли эти слова. Но Моде отклоняет предложение войны.
— И конь подо мною, и жена в моих объятиях — это милостыня моего народа. Раз на неё обратил свой взор мой брат, то пусть идёт. Передайте ханше: собираться в дорогу. Но гунны из низменной местности и на этом не остановились. Приезжает третий посол.
— Слышал, что Великая Орда собирается кочевать в Сарыжайляу. Пусть не кочуют. Я хочу год прожить в этой местности и провести наш свадебный той с ханшей.
— За один год с землей ничего не случится. Не будем, так не будем кочевать, — решили советники Моде.
Вопрос к классу: «Разрешил ли Моде кочевать в земли Сарыджайляу?»
Выслушать ответы учащихся, мнения, объяснения.
Читать дальше:
— Нет! — вскричал Моде, — готовьтесь к войне!
Вопрос к классу: «Почему Моде не разрешил гуннам из низменной местности туда кочевать и приказал готовиться к войне?»
Ответы учащихся, мнения, объяснения.
Учитель: Послушайте, как ответил Моде послу и своим советникам:
— Я исполнил два желания своего родственника, так как конь, и жена были моими. Но земля принадлежит народу. Этого оскорбления мы не потерпим! Готовьтесь к войне!
Так Моде разгромил низменных гуннов, их правитель был обезглавлен. Племена гуннов объединены в единое государство.
— И произошло это событие, по мнению
Так каково же было государственное устройство?
Задание: «Собери схему». Работа выполняется в паре, изучая стр. учебника 96–97 составьте схему. «Кто быстрей».
Победившая пара выходит к доске и демонстрирует свою схему (раздать жетоны)
Шаньюй
туменбасы, темники 10000 всадников тысячники сотники десятники общинники |
Учитель: Так что должен был иметь при себе каждый воин? Я буду перечислять слова, а вы выписывайте снаряжение война. (слайд «Всадник гуннов»)
— Сменная одежда, лук и стрелы, посуду для варки, саблю, коня, кожаную подушку, ложку, спальник, копьё.(ученики должны выписать выделенные слова)
Учитель: Бесконечные войны в середине I тыс.
Как вы думаете с чем это связанно?
(учащиеся называют слова с понятием «великие» и состовляем кластер»).
(раздать жетоны).
![](https://azbyka.kz/images/2292/1.gif)
(слайд о Великой Китайской стене)
Учитель: С Великим переселением народов мы с вами продолжим знакомство на следующем уроке.
А сейчас проведем закрепление, что же вы узнали и поняли из сегодняшнего урока.
Каждый учащийся на листочке записывает по 1 предложению по новой теме, что узнал на уроке.
— Работы учащихся собрать, проанализировать и оценить каждого члена команды победителей.
Рефлексия. На доске плакат, продолжите предложения.
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я почувствовал, что…
- Я приобрел…
- Я научился…
- У меня получилось…
- Я смог…
- Я попробую…
- Меня удивило…
- Урок мне дал…
- Мне захотелось…
— Жетоны собрать, оценить.
Домашнее задание: дополнительный материал о Великой Китайской стене, Великом переселении народов.
Творческое задание:
- ЭССЕ «Моде в моем представлении
- Макет Великой Китайской стены.
- 19370 просмотров