9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Урок истории: «Племена усуней, кангюев, гуннов»

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Еликова О.В. учитель истории Средняя инновационная общеобразовательная школа № 1 им. М. А. Айтхожина. г. Петропавловск

Цель: Систематизировать и обобщить знания о государственных объединениях усуней, кангюев, гуннов.

Задачи:

  1. Знать хронологию, территорию, источники, общественное устройство, занятия и археологические памятники племен;
  2. Уметь вести монологическую речь, ориентироваться во времени и пространстве, сравнивать, обобщать, делать выводы, способствовать развитию умения формулировать и конкретизировать ответы на вопросы;
  3. Воспитывать познавательные интересы к предмету история, способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся.

Тип урока: Повторительно-обобщающий.

Форма урока: игра-соревнование.

Методы: интерактивные приемы: «чайный сервиз», работа с интерактивной доской, «аукцион», «найди свою группу», «мозговой штурм», работа в паре и группе, компетентностный подход; словесный-репродуктивный, наглядный.

Межпредметные связи: история мира, математика.

Оборудование и материалы:

  1. Интерактивная доска (приложения 1, 2),
  2. Карта «Первые государственные образования»,
  3. Раздаточный материал: разноуровневые задания на партах (приложение 3),
  4. Карточки с понятиями для игры «найди группу» (приложение 4),
  5. Карточки с названиями лотов для игры «Аукцион»,
  6. Карточки с темами для игры «Чайный сервиз»,
  7. Значки лошадей для поощрения, клей, карандаш — у детей.

План урока:

  • I. Организационный момент
    II. Актуализация знаний, умений и навыков по пройденным темам
    • 1. Интерактивная доска: работа с контурной картой и хронологией
      2. Игра «Аукцион», выполнение заданий 1 уровня
      3. Игра «найди свою группу», выполнение заданий 2 уровня
      4. Игра «Чайный сервиз», выполнение заданий 3 уровня

    III. Рефлексивно-оценочный этап

Ход урока

I. Организационный момент

(3 минуты)

Приветствие.

Сообщение темы и целей урока.

Психологический настрой на урок: поднимите руку те, кто готов к уроку, опустите себе на голову и погладьте себя со словами: «Я — умница!»

Существовало ли у кочевников имущественное неравенство? А что, по-вашему, было главным критерием богатства?

Объяснение правил игры: вот, поэтому вы сегодня за каждое выполненное задание будете получать картинку коня и вклеивать ее себе в тетрадь. Работать вы будете в паре, поэтому, в конце урока мы выясним какая парта у нас самая богатая. А так же подсчитаем общекомандные достижения: у какого ряда больше лошадей, тот ряд и займет 1 место.

II. Актуализация знаний, умений и навыков по пройденным темам.

1. Назовите хронологические рамки государственных объединений усуней, кангюев и гуннов.

2. Работа с интерактивной доской. Контурная карта и хронология (10 минут)

3. А. Задания 1 уровня выполняют самостоятельно в тетради.

Б. Параллельно с каждым рядом по очереди проводится игра «Аукцион» (5 минут)

Лот — красивый скакун.

Задания:

  • перечислить как можно больше стран, с которыми торговали кангюи
  • перечислить как можно больше письменных исторических источников
  • перечислить как можно больше археологических памятников.

4. Парты меняются тетрадями, взаимопроверка заданий 1 уроовня (2 минуты)

1. Каргалинский клад усуней — Б, В, Е.

Ювелирные изделия кангюев — А, Г.

Ювелирные изделия гуннов — Д, Ж, З.

2. А. 188 800 > 120 000 < 240 000

Б. 7 000 км > 5 000 км > 20 км

3. Атилла (400 — 453 гг) - жил 53 года, а Сыма Цянь (145 — 86 гг. до н. э.) жил 59 лет.
Сыма Цянь прожил дольше Атиллы на 6 лет.

5. А. Задания 2 уровня выполняются самостоятельно в тетради (5 минуты)

Б. Параллельно проводится игра «Найди свою группу». От каждой парты выходит один представитель, получает карточку с термином. Затем дети объединяются в группы и дают своей группе название.
Термины: гуньмо, царь, шаньюй, великий хан, туменбасы, бек, везир, малый хан, Атилла, Моде, Чжи — чжи, Лю -Бан.

В. Послушать несколько человек задания 2 уровня (5 минут)

6. А. Задания 3 уровня выполняют самостоятельно в тетради.

Б. Параллельно с каждым рядом по очереди проводится игра «Чайный сервиз» (10 минут)
Дети цепочкой 1 вариант, затем 2 вариант пересказывают от 1 лица предложенную тему.
Темы для пересказа они выбирают из «свитков» на столе: легенда Сыма Цяня о гуньмо, посольство Чжан — Цяня из Китая, легенда Л. Гумилева об образовании Моде государства.

В. Послушать несколько человек ответ на задание 3 уровня (3 минуты)

III. Рефлексивно-оценочный этап.

(2 минуты)

Подсчет карточек с конями.
«Скажите о том, что сделано».

Перечень вопросов для проведения рефлексии:

  • Что произвело на вас наибольшее впечатление?
  • Что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало?
  • Есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?
  • Как вы оцениваете свои действия и действия группы?
  • Если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?

Домашнее задание: Презентация по теме урока.

Приложение 1-3

Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3

Приложение 4

  • Гуньмо
    Царь
    Шаньюй
    Великий хан
    Туменбасы
    Бек
    Везир
    Малый хан
    Атилла
    Моде
    Чжи-чжи
    Лю-Бан
Категория: