9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Урок истории в 10-м классе по теме: «Новая экономическая политика»

Международный творческий конкурс «Новогоднее настроение — 2025» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Цветкова С.В.
учитель истории высшей категории
г. Петропавловск Северо-Казахстанской области
Цветкова С.В.

 

Задачи урока — раскрыть причины введения НЭПа, сущность НЭПа, показать отношение к НЭПу разных слоёв общества советской России.

 

Основные понятия: «военный коммунизм», гражданская война, новая экономическая политика, идея «НЭП всерьез и надолго, но не навсегда».

Оборудование и оформление: плакат с фотографиями 20-х годов, плакаты «Военный коммунизм» и  «НЭП», раздаточный материал, тест.

План изучения темы

  1. Причины введения НЭПа
  2. Сущность НЭПа
  3. Отношение к НЭПу

Ход урока

1. Причины введения НЭПа

Закончив изучать тему «Гражданская война», мы переходим к рассмотрению следующего периода истории Советского государства — периода конец 1921—1927 гг.- периода восстановления народного хозяйства после войны.

Этот урок является вводным в тему.

Задача урока — выяснить какие изменения произошли в Советской России, к какой политике они привели, в чем сущность этой реформы и какую оценку она получила в обществе.

Далее учитель предлагает заслушать письмо из 1921 года и одним словом выразить каждое событие, описанное в документе.

Письмо

«Дорогой друг!

Как тяжело жить! Папа сидит дома и не работает. В феврале 1921 года остановились 64 самых крупных завода Петрограда. Рабочие оказались на улице. Многие уехали в деревню в поисках пропитания. Резко упала производительность труда. В некоторых отраслях она достигла лишь 20% от довоенного уровня. Промышленное производство уменьшилось в 7 раз. В полнейшем упадке были транспорт, добыча угля и нефти находилась на уровне конца XIX века!

Валовая продукция сельского хозяйства составляла 67% довоенного уровня. Резко сократились посевные площади.

Весной и летом 1921 года в Поволжье разразился страшный голод. После конфискации излишков продукции осенью у крестьян не оставалось зерна для посевов. От голода погибло более 5 млн. человек.

Одним из наиболее трагических последствий военных лет была детская беспризорность. По официальным данным в Советской республике насчитывалось 7 млн. беспризорных.

Крестьянские восстания вспыхивают в Тамбовской губернии, в Поволжье, на Дону, Кубани, Урале, Белоруссии, Сибири, Карелии, Средней Азии. Причина — высокая продразверстка, засушливый 1920 год.

Твой друг Н.»

По ходу работы с документом на доске составляются причины введения НЭПа, ученики делают записи в тетрадь.

Причины введения НЭПа

В. И. Ленин: «… мы должны экономически удовлетворить среднее крестьянство и пойти на свободу оборота, иначе сохранить власть пролетариата в России, при замедлении международной революции, нельзя, экономически нельзя.»

Исходя из этого на X съезде РКП(б) в марте 1921 года Ленин вводит новую экономическую политику (НЭП). Цель введения НЭПа — решить продовольственную проблему и тем самым сохранить власть большевиков. Но Ленин предупредил, что «НЭП — всерьез и надолго, но не навсегда.»

2. Сущность НЭПа

Каковы основные положения НЭПа, что нового ввели большевики?

Класс делится на группы и выполняет следующие задания: внести изменения в «Военный коммунизм» с позиции

  • группа — крестьян
    группа — рабочих
    группа — интеллигенции
    группа — коммунистов
    группа — предпринимателей.

На обсуждение 3 минуты.

После обсуждения каждая группа предлагает свои положения по изменению «военного коммунизма» и причины этих изменений.

Учитель по ходу выступления каждой группы заполняет плакат «НЭП», а ученики делают записи в тетрадь.

Военный коммунизм
НЭП
продразверстка
отсутствие денег, натурализация заработной платы
национализация всей промышленности
запрещение частной торговли
запрещение аренды
введение трудовой повинности
централизация в снабжении и распределении.
продналог
введение твердой валюты переход к денежной зарплате, отмена бесплатных услуг
денационализация мелких и средних предприятий
разрешение частной торговли
разрешение аренды
отмена трудовой повинности
развитие торговли.

Учитель продолжает, что при всех положительных моментах НЭПа, он вводился «всерьез и на долго, но не навсегда». Поэтому в руках у государства оставались крупная промышленность, внешняя торговля и право контроля над частным капиталом.

Для закрепления уже полученных знаний о НЭПе проводится тест.

Тест

Определите, какие из перечисленных ниже черт характеризуют военный коммунизм, а какие — НЭП?

  1. Цель политики — удержать власть путем экономических уступок, предполагающих ограниченное использование рыночных отношений.
  2. Создание трудовых армий, введение централизованного планирования, отмена оплаты коммунальных услуг.
  3. Проведение финансовой реформы, подавление инфляции.
  4. Сокращение Красной Армии с одновременным увеличение финансовой поддержки мировой революции.
  5. Конфискация предприятий в пользу государства.
  6. Запрещение торговли.

Тест собирается, либо сразу проверяется, если позволяет время урока.

3. Отношение к НЭПу

Учитель говорит о том, что в январе 1922 приходит очередное письмо.

«Дорогой друг!

Жизнь налаживается! На углу Садовой дядя Петя открыл свою булочную. Помнишь, какие у него вкусные ванильные булочки?! А на соседней улице вновь заработал фотосалон. Вчера из деревни приехала тетка Марфа, будет на рынке продавать сметану и картофель. Отец за чаем как-то сказал: «Жить стало легче. Мне повышают заработную плату, и выдавать будут деньгами." Все будет хорошо!

Твой друг Н.»

Учитель обращает внимание на плакат с фотографиями 20-х годов.

Перед учениками ставится проблемный вопрос: «Все ли слои населения также приняли НЭП, как автор письма?»

Класс делится на прежние группы с прежней социальной окраской и получает задание: «Объяснить, как отнеслись к НЭПу разные слои населения Советской России.»

Время на обсуждение 3-5 минут и на выступление 2 минуты.

После обсуждения в группах, выслушивается позиция каждой группы. Примерные позиции:

  • Рабочие: Частично согласны с положениями НЭПа, но сохранялась безработица, низкий жизненный уровень, отсутствие жилья.
    Крестьяне: Недовольны ограничениями в развитии хозяйства.
    Интеллигенция: Недостаток политической свободы.
    Коммунисты: НЭП — капитуляция, предательство идеалов Октября.
    Городские и сельские предприниматели: Недовольны экономическими санкциями и отсутствием гарантий.

Таким образом, в Советской России в 1921 году была введена новая экономическая политика, но не удовлетворила все слои населения, так как вводилась «всерьез и надолго, но не навсегда»

На последующих уроках будет проходить дальнейшая отработка положения НЭПа.

Выставляются и комментируются оценки за урок. Дается домашнее задание.

Категория: