9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Урок-конкурс «От игры к знаниям»

Международный творческий конкурс «Новогоднее настроение — 2025» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Вышинская Юлия Юрьевна, преподаватель русского языка и литературы, вторая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Рузаевский аграрно-технический колледж» акимата Северо-Казахстанской области МОН РК, район имени Г.Мусрепова, село Рузаевка

Урок-конкурс как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Цели:

  • проверить знания учащихся о частях речи;
  • учить распознавать и обосновывать правильность выбора орфограммы при написании слова;
  • развивать логическое мышление и интеллектуальный уровень;
  • воспитывать любовь к слову и речевой культуре.

Подготовка к уроку:

1.Класс делится на две команды.
2.Задания могут предлагаться в одном, двух, трёх и более вариантах с учётом количества учеников.

Ход урока

Вступительное слово учителя

Дорогие, друзья! Сегодня мы проводим большой Праздник знатоков и любителей русского языка. Это успехи и победы в обмене информацией и знаниями о языке. Итак, в добрый путь от игры к знанию.

Задание 1

Загадки.

1. В каком глаголе 100 отрицаний? (Сто-нет)
2. В каком — 100 букв «й»? (Сто-й)
3. В каком — 100 «ю»? (Сто-ю)

Задание 2

Заполните клетки квадратов глаголами в повелительном наклонении ед. ч., используя уже проставленные буквы «а»

(задавай, загадай, нападай, накатай, закатай)

Задание 3

Подберите синонимы к словам.

1 группа:

уходить... (удаляться, скрываться)
увидеть... (заметить, увидать)
снять... (скинуть, сбросить, сорвать)

2 группа:

догадаться...(додуматься, сообразить)
обматывать... (обвивать, обвёртывать)
совершаться...(происходить, твориться)

Задание 4. (на доске)

С какими из перечисленных существительных сочетаются глаголы опечатать и отпечатать?

Дверь, текст, статья, помещение, склад.

(Опечатать дверь, помещение, склад — «скрепить печатью»)

(Отпечатать текст, статью — «записать на бумагу при помощи пишущей машинки).

Задание 5. (устно)

Глаголы данные в скобках, употребите в форме настоящего времени. Согласуйте глаголы-сказуемые с подлежащими.

1 группа:

1. Каждый день жизни (прибавлять) частицу мудрости.
2. Двое (пахать), а семеро руками (махать).
3. Через силу и конь (не скакать).
4. У ленивого и крыша (течь) и печь (не печь).

2 группа:

1. Люди счастья (не искать), а (создавать).
2. Умный человек без пословицы (не говорить)
3. Пуля (стеречь), да каска (беречь).
4. Минута час (беречь).

Задание 6

Допишите фразеологизмы.

1 группа:

втирать... (очки)
дрожит... (как осиновый лист)
морочить...(голову)
надулся... (как мышь на крупу)

2 группа:

кривить...(душой)
катается...(как сыр в масле)
варится...(в собственном котле)
кануть...(в лету)

Задание 7

Отредактируйте предложения:

1. Товарищи упорно старались переубедить его, но он упорно (упрямо) стоял на своём.

2. Целый день и почти целый (весь) вечер мы готовились к поездке за Волгу.

3. В фойе толпились иностранные корреспонденты, редакторы иностранных (зарубежных) журналов.

4. Некоторые взяли с собой удочки, а некоторые (кое-кто) даже взяли (захватили) котелки.

Задание 8

Угадай название города.

РОВ+СТО=РОСТОВ
РАБ+ЛУНА=БАРНАУЛ
МУХИ+УС=СУХУМИ
ВЬЮН+ЛИС=ВИЛЬНЮС
УХА+РАБ=БУХАРА
ЛОГ+ВОДА=ВОЛОГДА
РОГ+ДНО=ГРОДНО
ТОСКА+РОМ=КОСТРОМА
ПОЛ+ВАТА=ПОЛТАВА

Задание 9

Исправьте ошибки, приводящие к искажению смысла.

1. Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.
(Пальцев у него двадцать: пять на каждой руке, десять на ногах — всего двадцать).

2. Когда солнце село с блеянием и рёвом, прошло стадо.
(Когда солнце село, с блеянием и рёвом прошло стадо).

3. Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.
(Рябчики, говорят охотники, любят дремать на деревьях).

4. Настя сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.
(Настя сидела на скамейке, которая находилась в сквере, и ждала подругу).

Задание 10. «Шуточные вопросы».

1. Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (Бежать со всех ног)

2. Есть ли ноги у газет? (Есть, когда их держат вверх ногами)

3. В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (Знать как дважды два)

4. В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? (Делать из мухи слона)

Задание 11. «Что лишнее?»

1. На горизонте появились ледяные айсберги. (ледяные).

2. В дороге Гринёва и Савельича застал снежный буран. (снежный).

3. Он сидел облокотившись локтями о стол. (локтями.)

4. В тот вечер я не успел закончить до конца эту работу. (до конца).

5. На Камчатке много горячих гейзеров. (горячих).

Задание 12. «Строим пирамиду»

Кто быстрее построит пирамиду из слов, значения которых пригодятся ниже. (Все слова должны быть на букву —э-)

1. Эпоха, период.
2. Белая поверхность, на которой демонстрируется фильм.
3. Вывоз товара за границу.
4. Движущаяся лестница.
5. Научный опыт.
6. Один из видов энергии. Используемый в технике, в быту.

1. Отражение звука от предмета.
2. Набросок рисунка, картины.
3. Испытание по учебному предмету.
4. Отдельный предмет на выставке. Коллекции.
5. Тот, кто проводит экзамен.
6. То, на чём готовят пищу.

Задание 13. «Сложи пословицы»

Муравей невелик, а ..................горы копает.
На ловца и ..............................зверь бежит.
Старый конь....................борозды не портит.
Всякое семя знает.......................своё время.
Паршивая овца...................всё стадо портит.
На безрыбье и ..............................рак рыба.
Собака лает..............................ветер носит.
Всяк кулик ....................с..воё болото хвалит.

Задание 14. «Составьте слово» (на доске)

алкви                     никйча                   качаш
безаре                   льпера                   лутбоф
лоркес                   отереш

(вилка, чайник, чашка, берёза, апрель, футбол, кресло, решето).

Задание 15. «Соберите сложное слово» (на доске)

Студ                     ход
Паро                    лет
Сбер                    театр
Само                    билет
Спорт                   касса
Кино                    зал
Теле                     грамм
Стоп                    фон
Кило                    кран

(студбилет, пароход, сберкасса, самолёт, спортзал, кинотеатр, телефон, килограмм, стопкран).

Задание 16. «Заполните пропуски в тексте»

Вставьте букву так, чтобы было по два варианта.

а). О...ёл ле...ал среди ...ных ...уч и с...ал.
б). ...ом стоял на ...ке.

( а)Осёл лежал среди сорных куч и спал. Орёл летал среди горных круч и скал.
б).том стоял на полке. Дом стоял на горке).

Задание 17. «Заполните таблицу»

Кто быстрее впишет слова в клетки, где уже есть ключевые буквы.

1.На этой Осе в октябре позолота, (осина)
2.А эта растёт на лугу у болота, (осока)
3.У этой на лапках зелёные иглы, (сосна)
4. На этой опасно устраивать игры. (мостовая)
5.Эта ОСА на Луну улетает, (космонавт)
6.Эта на солнце худеет и тает, (сосулька)
7.Эта ОСА продаётся в бутылке, (простокваша)
8.Эта боится горчицы и вилки, (сосиска)
9. У этой автограф на память берут, (киноактриса)
10.а эта всего лишь берёзовый прут, (хворостинка)
11.С этой спит в колыбели малыш, (соска)
12.Эта по классу крадётся как мышь. (подсказка)

Подведение итогов.

Список литературы:

1. Ф.Г.Брулёва, Г.Ф.Булгакова «Русский язык» 10-11 класс
2. З.К.Сабитова, Ф.Х.Жубуева «Русский язык» 10 класс
3. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах».

Категория: