9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Урок литературного чтения «Весна! Весна! И всё ей надо!»

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Е. Л. Новицкая
ГУ Чкаловская средняя школа № 1
Тайыншинского района

Урок литературного чтения «Весна! Весна! И всё ей надо!» | Фото с сайта shumakovaanna.wordpress.com

2 класс

Цели: обобщить и систематизировать изученный в разделе материал, раскрыть красоту родной природы через систему художественных образов и описаний, подчёркивая необходимость бережного и любовного отношения к природе, воспитание интереса к чтению.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс, мультимедийный проектор, репродукции картин о весне (А.Саврасов «Грачи прилетели», И.Левитан «Март»), выставка книг, запись с произведением П. И. Чайковского «Март», выставка детских рисунков о весне.

Ход урока

1. Постановка цели урока

— Сегодня мы завершаем изучение раздела «Гонимы вешними лучами»

  • Урок «Обобщение» даёт нам понять,
    Что мы умеем, и что должны знать.

2. Актуализация знаний

Учитель читает стихотворение А. С. Пушкина.

  • Гонимы вешними лучами,
    С окрестных гор уже снега
    Сбежали мутными ручьями
    На потоплённые луга.
    Улыбкой ясною природа
    Сквозь сон встречает утро года…

— Какую картину вы представляете себе, слушая это стихотворение?

— О каком времени года идёт речь?

— Здесь нет слова ВЕСНА. Каким образным выражением заменил Пушкин это слово?

— Итак, сегодняшний урок мы посвятим весне.

3. Повторение и обобщение изученного материала

а) Проверка домашнего задания.

— Какое задание было у вас дома?

(Проиллюстрировать понравившееся стихотворение о весне и выписать соответствующие строчки)

На доске вывешены детские работы, ученики комментируют свои рисунки.

— За что вы любите весну?

— Есть ли у вас любимые стихи о весне? Прочтите их.

(Ученики читают наизусть любимые стихи о весне и объясняют, чем они им понравились)

Стихи, подготовленные к уроку:

Пушкин «Гонимы вешними лучами», Майков «Весна», Жуковский «Жаворонок», Суриков «Весна» (на стенде оформлена выставка книг).

4. Физминутка

  • Мы, словно деревья, в чаще лесной
    Ветвями качаем под ветром зимой.
    Весною мы выше и выше растём
    И тянемся к солнцу ночью и днём
    А осенью листья стряхнём постепенно
    И кружит, и кружит их ветер осенний.

5. Работа в группах

Выполняется задание из учебника.

— Даны слова ДОЖДЬ, солнце, гроза, сосулька, метель, тучи, листопад, цветы.

Выберите слова, относящиеся к теме «Весна», и в каждой группе составьте небольшой рассказ.(5–7 минут)

Один из текстов, составленный учениками.

Наступила весна. Солнце днём стало пригревать. Появились сосульки. Зима никак не хочет уходить и иногда присылает метели. Но это для весны привычное дело. Она смело борется с зимой и побеждает её. Уже скоро появятся первые цветы.

6. Мини-тестирование по теме

На экран выводится задание

Слайд 1.

Даны отрывки из стихотворений. Узнайте авторов этих отрывков. Ответы запишите в тетрадь.
а) А.Плещеев, б) Ф.Тютчев, в) А.Блок, г) С.Маршак

  • 1. Снег теперь уже не тот,
    Потемнел он в поле.
    На озёрах треснул лёд,
    Будто раскололи…
  • 2. Чу, слышен голос звонкий,
    Не это ли весна?
    Нет, это звонко, тонко
    В ручье журчит волна…
  • 3. Уж тает снег, бегут ручьи,
    В окно повеяло весною…
    Засвищут скоро соловьи,
    И лес оденется листвою!
  • 4. Зима недаром злится,
    Прошла её пора —
    Весна в окно стучится
    И гонит со двора.
  • 5. Травка зеленеет,
    Солнышко блестит,
    Ласточка с весною
    В сени к нам летит.

Слайд 2.

Разделите эти произведения на две группы, дайте общее название каждой группе.

«Лиса и тетерев», «Весенние воды», «Сельская песенка», «Лиса и журавль», «На лугу», «Каша из топора».

Слайд 3.

Проверьте себя.

Слайд 5. 1) А, 2) В, 3) А, 4) Б, 5) А.

Слайд 4. Сказки «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора»

Стихи о весне «Весенние воды», «Сельская песенка», «На лугу».

7. Весна в восприятии художников

— Не только поэты посвящали весне свои стихи, но и художники на своих полотнах изображали это прекрасное время года.

Слайд 5.

На экране репродукции картин о весне.

— Рассмотрите репродукции картин, назовите их авторов.

— Что изобразил каждый художник на своём полотне?

— Скажите, какие приметы весны вы наблюдаете, когда идёте в школу и домой?

8. Весна в восприятии композиторов.

— Весне посвящали свои произведения многие композиторы. Так, Чайковский написал цикл «Времена года». Предлагаю послушать музыку, написанную о марте.

— Какие картины возникли в вашем воображении?

9. Итог урока

— Что понравилось вам больше всего на уроке?

— Какое задание оказалось для вас самым трудным?

Оцените свою работу на уроке.

Категория: