9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Урок литературы 4 классе: «Кир Булычев „Джин в коробке“»

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

 

Захарова Светлана Викторовна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория высшего уровня, стаж 33 года, средняя общеобразовательная школа-гимназия № 9, город Павлодар

Цель:

1. Учить школьников анализировать художественный текст;
2. Развивать умение отбирать в произведении материал для характеристики героя;
3. Учить выделять главное, делать выводы, анализировать текст;
4. Обогащать словарный запас учащихся;
5. Развивать творческие способности учащихся, критическое мышление;
6. Прививать навык исследовательской деятельности;
7. Воспитывать чувство товарищества, доброту, отзывчивость, стремление совершать добрые дела.

I Организационный этап 

— Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи

II Актуализация новых знаний

— Прочтите слова

а) Мотивационный этап

 

«Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели» К. Э. Циолковский

Работа в паре

— Как вы понимаете слова этого высказывания?
— Кто такой К. Э. Циолковский?
— Когда празднуется день космонавтики? (12 апреля)
— Почему именно в этот день празднуется?
— А зачем люди исследуют космос?

б) Выведение темы.

Космические корабли помогают раскрыть тайны вселенной.

— Кто из известных писателей обращался к теме космоса? (К.Булычев)

— Что знаете о нем?

— Какова тема урока? (Тема урока: К. Булычев «Джин в коробке»)

— Какова цель урока? (Цель урока: развивать речь, уметь выражать свою мысль, пополнять словарный запас, делать выводы.)

— Урок литературы я предлагаю провести в форме исследования.

Объект — это то, что существует в реальной жизни.

— Объектом исследования произведение Кира Булычева «Джин в коробке»..

в) Словарная работа.

— К какому жанру мы отнесем произведения К. Булычева?

Работа в паре.

Фантастика — жанр в литературе, кино, который основан на фантастических допущениях, не выходящих за рамки научного восприятия действительности.

Тема исследования: фантастика, и реальность в повести К. Булычева «Джин в коробке»

Гипотеза — предположение предполагающее доказательства.

Гипотеза нашего исследования «Все ли в повести или догадка; утверждение, К. Булычева неслучайно».

г) Исследовательская  работа.

— С терминами мы разобрались, теперь давайте восстановим ряд событий, о которых идет повествование.

Предварительная  подготовка.

— Назвать главных героев произведения?
— Где происходят описанные события?
— Что искали подводные археологи?
— Что мечтала найти Алиса, исследуя бухту?

Физминутка

Над волнами чайки кружат
Полетим за ними дружно,
Брызги пены, шум прибоя…..
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее разгребай и дельфинов догоняй.

I Исследование.

1. Переходим к исследованиям.

— Найдите слова, словосочетания, предложения, в которых автор намекает на то, что Алису ждут приключения. (учебник 1 часть, стр. 197).

Работа в паре.

Вывод: описание бухты, поведение Алисы и неизвестная находка — все автором задумано, для того, чтобы приготовить читателя к предстоящей встрече.

II Исследование.

2. Продолжаем исследования, после прочтения, нам необходимо выяснить кто такая Алиса, кто же этот пришелец. Какими реальными какими фантастическими качествами наделил их автор и
для чего? (учебник 1 часть, стр. 197).

Работа в группе. Анализ литературных героев.

1. — Докажите что Алиса и реальный и фантастический персонаж.

Карточка 1.

— Алиса. Кто она? Алиса — девочка школьного возраста, живущая в Москве конца XXI века. В большинстве книг ее возраст остается около 12лет. Алиса учится в средней школе, член кружка юных натуралистов. Самостоятельно, вместе с отцом или друзьями побывала на многих далеких планетах, в подземных глубинах и в Атлантиде, а также в далеком прошлом.

Карточка 2.

Алиса — единственный ребенок в семье. Отец — знаменитый космозоолог, профессор зоологии Игорь Селезнев, директор московского зоопарка будущего — Космозоо. Автор многих печатных трудов, в частности книги «Звери дальних планет»; постоянный автор галактического журнала «Вестник космозоологии». Мать — известный архитектор Солнечной системы Кира Селезнева. Известна постройками Нукусского стадиона и культурного центра на астероиде Паллада. Алиса гораздо больше времени проводит с отцом, чем с матерью.

Внешность Алисы известна в общих чертах: это светловолосая девочка высокого роста и спортивного сложения, одета обычно в «мужскую» одежду (шорты и майка, либо комбинезон),

Работа индивидуальная и в группе

2. Что реального и фантастического в портрете космонавтов?

— Космонавт. Описание космонавта.

— С какой целью прибыл на землю? Какие чувства рождаются при встрече с необычными существами?

— Его отношени к жизни.

3. Составление синквейна (по вариантам).

Алиса Пришелец

Вывод: Кир Булычев наделяет Алису и космонавта, как реальными качествами, так и фантастическими для того, чтобы показать, что во все времена существует добро и зло. И что зло можно одолеть, совершая добрые поступки.

Физминутка.

Поглядите чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
Сядьте дети на песок
Продолжаем мы урок.

III Исследование.

Продолжаем исследование. (учебник стр. 200)

— Кто разрушил планы космонавта?
— Чьи взгляды на отношения между людьми реальны, чьи фантастические?

Работа в группе

Вывод: Кир Булычев нам показывает, что друзья нужны человеку, именно поэтому космонавт прилетел на Землю.

III. Подведение итогов по методике 6 шляп

— Что каждый из ВАС понял, прочитав это произведение?

Работа в группе

1гр. (белая шляпа) — объективный наблюдатель
2гр. (черная шляпа) — взыскательный критик
3гр. (красная шляпа) — эмоциональный
4гр. (желтая шляпа) — позитивный наблюдатель
5гр. (синяя шляпа) — философская
6гр. (зеленая шляпа) — творческая

IV. Рефлексия

— Какую гипотезу мы сегодня доказали?
— Какие факты привели в качестве доказательств?
— Что особенно запомнилось на уроке?
— Что понравилось?

V. Домашнее задание

1. Придумайте продолжение, как подружилась Алиса с космонавтом.
2. Чтение книг К. Булычева.
3. Составить синквейн на тему «Космос», «Дружба»