Урок литературы 4 классе: «Кир Булычев „Джин в коробке“»
Захарова Светлана Викторовна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория высшего уровня, стаж 33 года, средняя общеобразовательная |
Цель:
1. Учить школьников анализировать художественный текст;
2. Развивать умение отбирать в произведении материал для характеристики героя;
3. Учить выделять главное, делать выводы, анализировать текст;
4. Обогащать словарный запас учащихся;
5. Развивать творческие способности учащихся, критическое мышление;
6. Прививать навык исследовательской деятельности;
7. Воспитывать чувство товарищества, доброту, отзывчивость, стремление совершать добрые дела.
I Организационный этап
— Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи
II Актуализация новых знаний
— Прочтите слова
а) Мотивационный этап
«Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели» |
Работа в паре
— Как вы понимаете слова этого высказывания?
— Кто такой
— Когда празднуется день космонавтики? (12 апреля)
— Почему именно в этот день празднуется?
— А зачем люди исследуют космос?
б) Выведение темы.
Космические корабли помогают раскрыть тайны вселенной.
— Кто из известных писателей обращался к теме космоса? (К.Булычев)
— Что знаете о нем?
— Какова тема урока? (Тема урока: К. Булычев «Джин в коробке»)
— Какова цель урока? (Цель урока: развивать речь, уметь выражать свою мысль, пополнять словарный запас, делать выводы.)
— Урок литературы я предлагаю провести в форме исследования.
Объект — это то, что существует в реальной жизни.
— Объектом исследования произведение Кира Булычева «Джин в коробке»..
в) Словарная работа.
— К какому жанру мы отнесем произведения К. Булычева?
Работа в паре.
Фантастика — жанр в литературе, кино, который основан на фантастических допущениях, не выходящих за рамки научного восприятия действительности.
Тема исследования: фантастика, и реальность в повести К. Булычева «Джин в коробке»
Гипотеза — предположение предполагающее доказательства.
Гипотеза нашего исследования «Все ли в повести или догадка; утверждение, К. Булычева неслучайно».
г) Исследовательская работа.
— С терминами мы разобрались, теперь давайте восстановим ряд событий, о которых идет повествование.
Предварительная подготовка.
— Назвать главных героев произведения?
— Где происходят описанные события?
— Что искали подводные археологи?
— Что мечтала найти Алиса, исследуя бухту?
Физминутка
Над волнами чайки кружат
Полетим за ними дружно,
Брызги пены, шум прибоя…..
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее разгребай и дельфинов догоняй.
I Исследование.
1. Переходим к исследованиям.
— Найдите слова, словосочетания, предложения, в которых автор намекает на то, что Алису ждут приключения. (учебник 1 часть, стр. 197).
Работа в паре.
Вывод: описание бухты, поведение Алисы и неизвестная находка — все автором задумано, для того, чтобы приготовить читателя к предстоящей встрече.
II Исследование.
2. Продолжаем исследования, после прочтения, нам необходимо выяснить кто такая Алиса, кто же этот пришелец. Какими реальными какими фантастическими качествами наделил их автор и
для чего? (учебник 1 часть, стр. 197).
Работа в группе. Анализ литературных героев.
1. — Докажите что Алиса и реальный и фантастический персонаж.
Карточка 1.
— Алиса. Кто она? Алиса — девочка школьного возраста, живущая в Москве конца XXI века. В большинстве книг ее возраст остается около 12лет. Алиса учится в средней школе, член кружка юных натуралистов. Самостоятельно, вместе с отцом или друзьями побывала на многих далеких планетах, в подземных глубинах и в Атлантиде, а также в далеком прошлом.
Карточка 2.
Алиса — единственный ребенок в семье. Отец — знаменитый космозоолог, профессор зоологии Игорь Селезнев, директор московского зоопарка будущего — Космозоо. Автор многих печатных трудов, в частности книги «Звери дальних планет»; постоянный автор галактического журнала «Вестник космозоологии». Мать — известный архитектор Солнечной системы Кира Селезнева. Известна постройками Нукусского стадиона и культурного центра на астероиде Паллада. Алиса гораздо больше времени проводит с отцом, чем с матерью.
Внешность Алисы известна в общих чертах: это светловолосая девочка высокого роста и спортивного сложения, одета обычно в «мужскую» одежду (шорты и майка, либо комбинезон),
Работа индивидуальная и в группе
2. Что реального и фантастического в портрете космонавтов?
— Космонавт. Описание космонавта.
— С какой целью прибыл на землю? Какие чувства рождаются при встрече с необычными существами?
— Его отношени к жизни.
3. Составление синквейна (по вариантам).
Алиса | Пришелец |
Вывод: Кир Булычев наделяет Алису и космонавта, как реальными качествами, так и фантастическими для того, чтобы показать, что во все времена существует добро и зло. И что зло можно одолеть, совершая добрые поступки.
Физминутка.
Поглядите чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
Сядьте дети на песок
Продолжаем мы урок.
III Исследование.
Продолжаем исследование. (учебник стр. 200)
— Кто разрушил планы космонавта?
— Чьи взгляды на отношения между людьми реальны, чьи фантастические?
Работа в группе
Вывод: Кир Булычев нам показывает, что друзья нужны человеку, именно поэтому космонавт прилетел на Землю.
III. Подведение итогов по методике 6 шляп
— Что каждый из ВАС понял, прочитав это произведение?
Работа в группе
1гр. (белая шляпа) — объективный наблюдатель
2гр. (черная шляпа) — взыскательный критик
3гр. (красная шляпа) — эмоциональный
4гр. (желтая шляпа) — позитивный наблюдатель
5гр. (синяя шляпа) — философская
6гр. (зеленая шляпа) — творческая
IV. Рефлексия
— Какую гипотезу мы сегодня доказали?
— Какие факты привели в качестве доказательств?
— Что особенно запомнилось на уроке?
— Что понравилось?
V. Домашнее задание
1. Придумайте продолжение, как подружилась Алиса с космонавтом.
2. Чтение книг К. Булычева.
3. Составить синквейн на тему «Космос», «Дружба»
- 25771 просмотр