Урок литературы: «Почему для станционного смотрителя жизнь теряет смысл?»
Гайфуллина Дина Александровна учитель русского языка и литературы, 1 категории СОШ № 23 г. Экибастуза |
Урок литературы в режиме критического мышления
По повести
Цель урока:
- создать условия для формирования такого понятия, как любовь к близкому человеку, честность;
- развивать воображение, чувства, способности анализа, синтеза, оценки;
- воспитывать нравственные качества.
1. Evocation Свободное письмо по опорным словам
Режим: инд. – (5) групп. – (2) колл. – (3) |
«Любовь» счастье уважение понимание радость нежность забота |
Учащиеся обмениваются в группе своими мнениями, выбирают одну работу от группы для озвучивания.
2. Realisation of meining
– Можем ли мы с вами понимать слово любовь одинаково? Конечно же, нет. Для каждого из нас оно означает разное. Но с раннего детства мы сталкиваемся с любовью своих родных и близких,
– А что же было в основе всех поступков станционного смотрителя? (Примерный ответ: В основе всех поступков Самсона Вырина лежала любовь к дочери. Она была единственным близким и родным для него человеком. Он всю жизнь посвятил дочери Дуне.)
– Давайте сравним, какова была жизнь смотрителя до отъезда Дуни и после. Заполним таблицу:
Режим:
групп. — (7)
колл. — (6)
До отъезда Дуни |
После отъезда Дуни |
горшки с бальзамином; |
на окнах не было цветов; |
пёстрая занавеска; |
всё показывало ветхость и небрежение; |
картинки на стенах; |
те же картинки на стенах; |
свежий и бодрый старик; |
постарел, стал хилым стариком, давно не бритое лицо; |
начали беседовать, будто век были знакомы; |
не хотел разговаривать. |
пожелал мне доброго пути. |
|
– Посмотрите, какая перемена произошла в станционном смотрителе. Почему так сильно изменилась его жизнь? (Обсуждение в группах. Примерный ответ: Всё, что было хорошего у отца – это его дочь Дуня. А когда она уехала с гусаром, он не мог понять и принять, что самый родной человек, ради которого он жил всё это время, так мог с ним поступить. Ему было очень больно и обидно, жить стало неинтересно и незачем. Весь смысл жизни был в Дуне.)
– Мы всё время говорим о чувствах Самсона Вырина, но героиней повести является и Дуня. Когда она уезжала, то уже была влюблена в гусара Минского, ею тоже руководила любовь к молодому человеку. И она уехала по своему желанию.
Дискуссионная карта
Режим:
групп — (7)
колл. — (5)
Правильно ли поступила Дуня, уехав с гусаром?
Да |
Дискуссионный вопрос |
Нет |
– она его любила; – он был богат, мог бы обеспечить всю её жизнь: – она думала, что вернётся к отцу. |
Правильно ли поступила Дуня, уехав с гусаром? |
– должна была предупредить отца; – не приехала к отцу, не узнала, как он живёт; – доставила страдания родному человеку, предала его.
|
(Далее от каждой группы озвучивается по одному тезису в пользу «да» и в пользу «нет» — без повторений.)
Запишите свою точку зрения, к которой вы склоняетесь.
Вывод учащихся: Любовь, какая бы она ни была, движет человеком. Она толкнула Самсона Вырина на решительные поступки, он хотел вернуть дочь любым способом.
– А пошла ли на пользу Дуне любовь молодого человека? (Примерный ответ: Да, пошла, но она потеряла отца.)
– Когда она поняла свою ошибку? (Примерный ответ: Только после смерти отца, но изменить уже ничего нельзя было.)
– Давайте вернёмся к теме урока и сделаем вывод, ответив на вопрос: почему для станционного смотрителя жизнь теряет смысл? (Примерный ответ: Он теряет дочь, и вместе с тем теряет смысл жизни, ведь именно для Дуни он жил. Она была для него близким и любимым человеком, смыслом его жизни.)
3. Reflection
Синквейн
Режим: инд. (3)
колл. — (2)
Любовь
Светлая, всепрощающая
Радует, прощает, улыбается
Чувство, сопровождающее всю жизнь
Счастье
Домашнее задание
Нарисовать кардиограмму чувств станционного смотрителя.
- 10270 просмотров