9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Урок литературы в 4 классе: «Сергей Александрович Есенин „Черемуха“»

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

 

Ашигалиева Токжан Тулешевна учитель начальных классов высшей категории СОШ имени Ы. Алтынсарина Таскалинского района, села Таскала ЗКО

Фото с сайта 900igr.net

Цель урока:

  • Формирование представлений о жизни и творчестве С. А. Есенина, показать значение литературных приемов в лирике поэта, развивать у учащихся поэтический вкус и образное мышление в процессе работы над стихотворением «Черемуха», обучение эмоциональному, выразительному чтению.
  • Развитие мышления, памяти, речи, восприятия.
  • Воспитание чуткого отношения к красоте природы, интереса поэзии.

Оборудование: портрет С. А. Есенина, фрагмент музыкального произведения Э. Грига, картон для рисования, восковые мелки, слайды.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

1. Организационный момент

Вставайте дружно каждый раз
Когда учитель входит в класс
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.

2. Психологический настрой

Ребята на улице сегодня морозно, но в классе тепло и уютно, я хочу чтобы вы получили хорошее настроение от нашего урока.

3. Целевая установка

Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с творчеством С. А. Есенина, учиться выразительно читать, развивать память.

4. Проверка домашнего задания

Инсценирование пьесы С. Я Маршака «Сказка про козла»

5. Подготовительная работа

В начале урока я вам сказала, что мы будем учиться читать стихотворения выразительно. А что значит читать выразительно? (ответы детей)

Подвожу итог: читать выразительно- значит выбрать правильный тон, темп, тембр, правильно расставить логические ударения, паузы, но особенно важно представить в своем воображении то, о чем читаешь. Выразить свое отношение к воображаемому.

Ритмические чтения.

Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Ф. И. Тютчев

Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
С. А. Есенин

Снег да снег. Всю избу занесло.
Снег белеет кругом по колено.
Так морозно, светло и бело!
Только черные, черные стены...
А. А. Блок

6. Физминутка (по вальдорфской технологии)

7. Работа над стихотворением

Ребята. каждое время года красиво по-своему. Поэты воспевали красоту природы стихами, художники рисовали картины, композиторы слагали музыку. Ребята, а какие стихи Сергея Есенина мы изучали? Давайте вспомним («Поет зима-аукает», «Еду тихо слышны звоны», «Разгулялась вьюга» при чтении идет сопровождение музыки (завывание музыки)

Отгадайте загадку

О каком времени года идет речь?
Стали дождиком метели,
На дворе звенят капели.
На реке растаял лед.
Воробей из лужи пьет,
И снегурочка по небу
Бедным облаком плывет.

По каким признакам вы догадались, что это весна? Какие еще происходят изменения в живой природе весной? Весной происходят чудесные изменения. Вся природа оживает. Ярко светит весеннее солнышко. Небо удивляет нас своей чистотой. Воздух прозрачный и свежий. Деревья покрываются пухом молодой листвы, набирают силу. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах цветущей черемухи. Кто из вас видел такую картину? Чувствовал этот прекрасный аромат. Расскажите о своих ощущениях.

А сегодня мы прочитаем стихотворение Сергея Есенина, в котором он описал черемуху весной.

Работа над стихотворением С. А. Есенин «Черемуха»

а) чтение стихотворения учителем. Слушайте внимательно стихотворение. Можете закрыть глаза Постарайтесь почувствовать всеми своими органами то состояние природы, которое передал Есенин. Постарайтесь увидеть. услышать. Почувствовать вкус и подумать какие чувства хотел передать поэт этим стихотворением?

б) чтение стихотворения парами

Какие чувства хотел передать нам поэт? (красоту весенней природы, благоухание черемухи)

в) словарная работа: медвяная, пряная, проталинка, развесившись, гремучею. Вкрадчиво

г) словесное рисование Какие картины представлялись во время чтения?

д) работа по вопросам учебника, нахождение в тексте стихотворения литературных приемов: олицетворения, метафоры, сравнения, эпитеты.

ж) расставление логических ударений, пауз. Выбор партитуры.

Тон — напевный, мелодичный. Темп — умеренный. Громкость — умеренная

з) определение основной мысли стихотворения

и) чтение стихотворения (по вальдорфской технологии)

Мы любим стихи наших русских поэтов, стараемся использовать в нашей речи их художественные определения. Но мы и сами творим.

Дети читают свои собственные стихи.

8. Творческая работа

Весна, действительно, волшебница. Она преображает мир. Сейчас попробуйте изобразить ту картину весенней природы, которую вы представили, читая стихотворение.

9. Домашнее задание

Выучить стихотворение наизусть

10. Итог урока

Чему мы учились на сегодняшнем уроке?

  • читать выразительно стихотворения
  • управлять своим голосом и воображением;
  • развивали память, заучивая стихи
  • развивали мышление, анализируя стихотворение

И делали мы это хорошо. Выставление отметок.

На столах у детей лежат листочки с дерева. На доске иллюстрация черемухи, но без цветов. А давайте нашу черемуху оживим с помощью добрых красивых слов о ней. (дети прикрепляют цветы к дереву) Наша черемуха ожила, заиграла красками. А как можно поднять настроение человеку, чтоб он тоже засветился от радости, счастья. (рассуждения детей свести к тому, что надо делать добро людям). Вы еще только начинаете жить, я желаю, чтобы вы шли дорогою добра, были отзывчивыми, добрыми видели красивое везде в жизни, природе как наши великие поэты. И в заключении давайте споем песню  «Дорогою добра».

Категория: