Урок математики в 1 классе: «Буквенное выражение»
Швецова Ирина Валерьевна, учитель начальных классов, вторая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Смирновская средняя школа № 2», село Смирново, Аккайынский район, СКО |
Необходимое оборудование и материалы: учебники, тетради № 3, карточки — задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц, карточки с буквенными и числовыми выражениями, магнитные доски для работы в группах, кукла Маша, «яблоня знаний», компьютер, проектор, экран.
Время реализации занятия: 45 минут.
Части – блоки занятия |
Временная реализация (в минутах) |
Организационный момент. |
1 минута |
Психологический настрой |
1 минута |
Постановка цели |
2 минуты |
Актуализация,повторение, получение новых знаний, закрепление и отработка полученных знаний. |
28 минут |
Физкультминутка – 2 шт. |
4 минуты |
Итог урока. |
4 минуты |
Рефлексия. |
5 минут |
Цель: знакомство с буквенным выражением.
Задачи:
Образовательные
- познакомить с составлением, чтением, записью буквенных выражений;
- Совершенствование умения решать задачи разных видов и ориентироваться в геометрическом материале.
- Формирование умения работать самостоятельно, парами, в группе.
Развивающие
- Развитие логического мышления, творческого воображения, внимания памяти, познавательной деятельности и творческих способностей обучающихся.
Воспитательные
- Воспитывать положительное отношение к учебному процессу, интерес к предмету.
- Воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь, культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу.
Ход урока:
I. Организационный момент
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами
Мы плечами чик-чик.
Раз-туда, два-сюда,
Повернись вокруг себя,
Раз-присели, два-привстали,
Руки к верху поднимали.
Раз, два, раз, два,
Заниматься нам пора.
— Сейчас урок математики, а что мы делаем на этом уроке….(Появляется Маша (кукла))
(«Сейчас я буду кушать…»)
Дети говорят, что на уроке мы не кушаем, а считаем, решаем, изучаем геометрические фигуры…
II. Актуализация опорных знаний
Устные упражнения:
1) Счет в прямом и обратном порядке: до10, до 20, до 100 (десятками);
2) Счет двоечками, троечками, пятерочками;
3) Назвать соседей числа, предыдущие, последующие.
4) Составление примеров по таблицам.
Прочитать получившиеся примеры разными способами («один плюс восемь равно девять, первое слагаемое — один, второе слагаемое — восемь, значение суммы — девять, один увеличить на восемь получится девять». Последний пример читаю сама: «от восьми отнять два получится шесть». Дети исправляют меня, вспоминаем, что при вычитании компоненты называются: уменьшаемое, вычитаемое, значение разности и переходим ко второй таблице)
III. Проверка домашнего задания
Проектная технология (дети вместе с родителями дома составляли
Маша говорит: «Очень добрый день» И мне тоже понравилось, как дети справились с домашним заданием.
— Я тоже приготовила задачу: (на опережение (задачи в два действия) с подробным анализом)
«Поезд шел 2 часа. За первый час он прошел 40 км, а за второй — на 10 км больше. Сколько километров прошел поезд за два часа?»
40+10=50 км
50+40=90 км
90 — это какое число? (двузначное). Назовите самое маленькое двузначное число, самое большое, самое маленькое однозначное, самое большое однозначное, самое маленькое трехзначное.
IV. Физминутка (здоровьесберегающие технологии)
Маша: «Лапу давай…» Ну какую лапу? Ты, наверное, соскучилась за своим другом.
У медведя дом большой….(танец под музыку «Песенка про следы»)
V. Объяснение нового материала
— Мишка ушел, а что это он нам оставил? (Пример с окошечком. Какие числа можно вставить вместо окошечка? Проверим. Из чего состоят эти выражения? (Из чисел и математических знаков) Как называются такие выражения? (числовые))
Однажды математики всех стран собрались и решили, что вместо окошечка можно поставит латинские буквы (образец). Из чего теперь состоит выражение? (из чисел, знаков и букв). Кто догадается как можно назвать такое выражение? (буквенное)
VI. Работа над закреплением нового материала
1) Два ученика делят на группы числовые и буквенные выражения (остальные в тетради решают примеры по вариантам (взаимопроверка, работа в парах))
(Проверить работу у доски: на какие две группы разделили выражения? (на буквенные и числовые))
Маша: «Пойдем со мною» — Куда ты опять зовешь нас? Хочешь прогуляться? Ну тогда дети сейчас поработают в группах. (Каждый ряд — группа: все собираются у первой парты)
2) Работа в группах (на магнитной доске написать):
1 — буквенные выражения на сложение (выбирают писаря. Все диктуют по одному выражению — писарь записывает)
2 — буквенные выражения на вычитание
3 — буквенные неравенства)
3) Составить буквенные выражения
4) Игра
- какая линия имеет начало, но не имеет конца? (луч)
- какая фигура состоит из двух лучей, выходящих из одной точки? (угол)
- какие вы знаете углы? (острые, тупые, прямые)
- какая фигура имеет прямые углы? (прямоугольник и квадрат)
- ем отличаются друг от друга прямоугольник и квадрат? (у квадрата все стороны равны)
- какая линия не имеет ни начала, ни конца? (прямая)
- а какая линия имеет и начало и конец? (отрезок)
5) Решаем задачу с отрезками: Точка К лежит на отрезке АВ. Найдите длину отрезка АК, если АВ = х см, КВ = 3 см. Составьте выражение и найдите его значение при х=9,4.
VII. Подведение итогов
— Что нового узнали?
Самооценка (яблоня знаний) (Дети на яблоню крепят красные (5), желтые (4) или зеленые (3) яблоки)
Маша: «Вот это здорово!»
VIII. Рефлексия
— С каким настроением уйдете с урока? (выбирают смайлик)
Подарите свое настроение гостям.(если ребенок вдруг выбрал грустный смайлик — прячем плохое настроение в сундучок)
(Звучит песня из мультфильма, дети дарят смайлики)
- 28925 просмотров