Урок математики в 1 классе «Разбор и решение задач на нахождение суммы»
Веревкина Инна Викторовна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория высшего уровня, КГУ « |
![]() |
Цель: закрепление знаний учащихся по решению задач на нахождение суммы;
Задачи:
- закрепить вычислительные навыки, навыки решения задач, умения определять верные и неверные неравенства;
- развивать навыки устного счета, мыслительную деятельность учащихся при решении задач, развивать логическое мышление, память, смекалку, устную речь, повышать познавательную активность;
- воспитывать желание учиться, умение работать в коллективе, доброжелательность.
Оборудование: искусственная елка, елочные шары, аппликация снеговика, рисунки (звезда, снежный сугроб), записи на доске, ТСО.
Ход урока
I. Организационный момент
— Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке математики мы постараемся приблизить праздник, который скоро наступит.
— Что это за праздник?
Лесов частым, полем вьюжным
Зимний праздник к нам идет.
Так давайте скажем дружно:
«Здравствуй, здравствуй, Новый год!»
— Много, много лет назад первым месяцем года был не январь, как ныне, а март. Только через несколько лет царь — Петр Великий по примеру других государств велел праздновать начало Нового года с 1 января. В первый день было велено всем веселиться: поздравлять друг друга, украшать дома, разрешалось палить из пушек и оружий.
— Скажите, ребята, какое дерево украшают на Новый год?
Вот и к нам на урок пришла елочка.
Вечно елка зелена,
Радость всем несет она.
Каждый раз под Новый год
В гости к нам она идет.
— Вот беда, только стоит наша елочка не наряжена, нет на ней ни одного шарика. Но этой беде можно помочь. Мы будем выполнять все задания быстро и правильно, а за это на елочке будут появляться шары.
— Поможем елочке принарядиться к празднику?
II. Устный счет
Первое задание —
В снег упал Антошка,
А за ним Иринка
А за ней Сережка
А за ним Маринка
А потом Игнат
Сколько на снегу ребят?
(за правильный ответ, на елку вешается шар)
— Во всех странах есть свои обычаи встречи Нового года. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
Например, в Италии, когда встречают Новый год, на улицу выбрасывают старые, ненужные вещи. Итальянцы считают, что вместе с вещами уходят болезни, горечи, все то нехорошее, что было в прошлом году.
Вот и второе наше задание: посчитаем, выбрасывая по одной цифре из числового ряда,
— начиная с нуля 0 2 4 6 8 10
— начиная с единицы 1 3 5 7 9
— в обратном порядке 10 8 6 4 2 0
— Назовите самое маленькое, натуральное однозначное число (большое), маленькое двузначное число.
— Какие числа называются однозначными (двузначными)?
(за правильные ответы на елочке появляются шары)
Третье задание
В Камбодже за несколько дней до Нового года, который там наступает с 12 на 13 апреля, в городах и деревнях появляется множество холмиков из песка. Каждая песчинка этого холмика избавляет от болезни, плохих поступков, которые совершали в прошлом году. Люди хотят войти в Новый год здоровыми, добрыми и с чистой душой.
У нас тоже есть такой холмик. Этот холмик из примеров. Давайте, постараемся решить все примеры правильно, иначе наш холмик распадется.
5 + 0 =
2 — 1 = 1 — 1 =
2 — 2 = 7 — 1 = 9 — 1 =
2 + 2 = 3 — 1 = 4 — 4 =
4 + 2 = 7 — 7 = 8 — 2 =
— Назовите выражения суммы
— Как называются числа при сложении?
— Назовите выражения разности
— Как называются числа при вычитании?
(за правильные ответы не забываем наряжать нашу елку)
Четвертое задание (геометрический материал)
— Кто пришел посмотреть на нашу елку? (снеговик)
— Какие фигуры понадобились, чтобы изобразить нашего снеговика?
— В каких фигурах нет углов?
— Сколько их

— Чем они отличаются друг от друга?
— Какие еще геометрические фигуры вы видите?
— Почему треугольнику дали такое название?
(нос снеговика в виде треугольника)
— Какую фигуру представляет ведро на голове снеговика? Почему?
III. Новый материал
1) Оформление тетради
— Минутка чистописания
— Какого числа приходит к нам Новый год?
— Запишем это число. Всю строчку, через клеточку
— Однозначное оно или двузначное? Почему?
2) Дальше вдруг — сугроб огромный
Развалился вдоль и вширь
Этот снежный богатырь.
Объезжать его мы стали —
И задачу увидали.
— Но прежде, чем убрать этот сугроб, давайте вспомним, из чего состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ)
— Что надо сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (решить её, выбрать нужный знак для решения + или -)
Убираем сугроб, а там краткая запись к задаче. Составляем и решаем задачу.
Было — 2 игрушки
Сделали — 3 игрушки
Стало — ?
(после решения задачи на елке появляется игрушка)
Физминутка
Через видеокассету продемонстрировать отрывок из мультфильма «Новогодняя сказка». Дети под песню «Елочка» выполняют ритмические движения.
3) Работа по учебнику с. 56 № 1
— Читаем задание
— Что это? Можно назвать задачей? Почему?
— Что известно в задаче?
— Что нужно узнать?
— Каким действием будем решать задачу? Почему? (запись в тетради, один ученик у доски)
IV. Повторение
1) Чтобы перейти к выполнению следующего задания давайте вспомним, что такое неравенства? (верные и неверные неравенства)
— Что записано на доске?
— В первый столбик запишите верные неравенства, а во второй столбик — неверные.
0 > 3 7 < 9 10 > 2 4 < 5 3 > 8 2 < 0
(ребята выполняют самостоятельно, затем коллективная проверка) — после проверки на елке появляется шар
2) Знакомый художник прислал нам картину, но она заколдована, чтобы её расколдовать, нужно выполнить задание. Поставить знаки >, <. =, чтобы равенства были верными.
(ребята устно выполняют задание, карточка с выполненным заданием переворачивается, открывая картинку — звезда)
6 * 3 + 2 |
1 дм * 10 см |
5 – 1 * 8 |
7 -2 * 9 |
8 * 9 |
7 – 1 * 6 + 2 |
— Конечно, мы забыли про звезду и художник нам напомнил.
И верхушку украшая,
Там сияет, как всегда
Очень яркая, большая.
Пятикрылая — звезда.
(на елочке появляется звезда. Хорошо, если будут гирлянды и их в этот момент включить)
V. Итог урока
Наш урок подходит к концу. Давайте посмотрим на нашу елочку. Принарядилась она к празднику? И это благодаря вашим правильным ответам, хорошей работе.
Под Новый год все ждут сюрпризов. Мы ждем прихода Деда Мороза с подарками. А вот на Кипре Дед Мороз, которого там зовут Святым Василием, положит в ботинки ребят праздничные подарки. После этого дети ходят по улицам поздравляют своих друзей, родственников, получая за это мелкие монетки. Вот и у нас сегодня на уроке под елкой лежит такой башмачок, в котором для всех ребят есть небольшой подарок.(устная оценка работы всех детей на уроке + сладкая награда)
Использованная литература
1. Учебно-методическое издание Я иду на урок в начальную школу (маиематика) М: ООО Издательство «Первое сентября», 2000
2. Лоскутова
3. www. uroki.net
4. www. fistival.1 september
- 16120 просмотров