Урок математики в 1 классе: «Сложение и вычитание числа 6»
Ходус Ольга Владимировна учитель начальных классов, стаж 15 лет. ЧУ средняя школа в честь прп. Сергия Радонежского, г. Петропавловск, СКО |
Цель:
1. Закрепить способы сложения и вычитания числа 6, совершенствовать умения решать числовые выражения и задачи, закреплять знание состава чисел.
2. Воспитывать культуру математической речи, самостоятельность, усидчивость.
3. Развивать логическое мышление, память, внимание.
Оборудование: наглядные пособия с изображением сказочных героев, математической цепи, схема для фиш боума, набор цифр от 0 до 9 и индивидуальные карточки у каждого ребенка, цветные карандаши, похвалюшки.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел, друзья, звонок
Начинается урок.
— Сегодня у нас не обычный урок, а урок-путешествие в сказку «Лягушка-царевна». Мы должны помочь Ивану-царевичу спасти Василису Премудрую. Для этого нам необходимо победить Кощея Бессмертного
— А где же у него смерть? (на конце иглы)
— А где найти иглу? (в яйце)
— А яйцо? (в утке)
— А утку? (в зайце)
— А зайца? (в сундуке)
— А где же взять сундук? (на дереве)
— Начнем наше путешествие?
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем вам удачи —
За работу, в добрый час!
(звучит мелодия в гостях у сказки)
2. Устный счет
— Отправился Иван-царевич за тридевять земель в тридесятое царство на поиски Василисы Премудрой к Кощею Бессмертному. Шел он лесом, видит стоит избушка на курьих ножках. Говорит он: «Избушка-избушка, повернись к лесу задом ко мне передом». Отвечает избушка: «Восстановишь равновесие на волшебных весах — повернусь» (закрепление состава чисел)
— Повернулась избушка и вышла из нее Баба-Яга костяная нога и говорит: «Русского духа слыхом не слыхивали, видом не видывали, а тут он сам явился. Чего тебе надобно?
— Научи как Кощея погубить.
— Отгадай мои трудные задачки, научу. (разгадывание загадок в стихах, дети показывают ответы карточками)
Бегали по лесу 8 резвых коз,
Беленьких и сереньких,
Вверх задравших хвост.
Пять козочек белых.
Сколько было серых? (3)
Посадил я 7 хороших
Белых бусинок-горошин,
А росточков из земли
Показалось только 3.
Три горошины взошло,
Сколько же их не проросло? (4)
Цапля по воде шагала,
Лягушат себе искала.
Двое спрятались в траве,
Семеро под кочкой.
Сколько лягушат спаслось?
Посчитайте точно! (9)
В зоопарке дед стоял
Обезьянок все считал.
Три играли на песке,
Три уселись на доске,
А четыре спинки грели.
Сосчитать вы их успели?(10)
Ветер дунул, лист сорвал
И еще один упал,
А потом упало 5.
Кто их может сосчитать?(7)
Три ромашки-желтоглазки,
Два веселых василька
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете?(5)
— Молодцы! Расскажу теперь как отыскать Кощееву смерть. Рассказала Баба Яга и отправился Иван Царевич в путешествие (звучит музыка)
3. Работа по теме урока
1) Идет Иван-царевич, а перед ним стоит дерево, на дереве висит сундук, как его достать не знает. «Где же мой медведь?» -подумал Иван царевич. Вдруг послышался треск веток и пришел медведь. Да вот беда, не может он найти медвежат. Поможем ему, решив четверку примеров. (трое у доски решают, а остальные на индивидуальных листах)
3+6=9 4+6=10 2+6=8
— При помощи какого свойства сложения мы прибавляли число 6? (переместительного)
2) Начал медведь качать дерево, а сундук висит на цепи, никак не рвется цепь. Поможем ее разорвать? (решение примеров в виде «цепи» индивидуально по карточкам, проверяем у доски)
3) Молодцы, разорвали цепь. Упал сундук, выбежал из него заяц и побежал. Поможем поймать зайца в игре «Кто быстрее» (решение примеров с «окошечками»)
9-□=3 10-□=4
□+6=7 2+□=8
3+□=9 7-□=1
— Какое число мы прибавляли и вычитали? Какие знания помогли нам? (Знание состава числа)
4) Поймал Иван-царевич зайца, а из него вылетела утка и поднялась высоко в небо. Как нам ее теперь поймать? Для этого понадобятся лук и стрелы. В роли лука выступит дротик, а стрелами будут ваши точные ответы. Сейчас мы проверим вашу смекалку «Игра попади в 10» (На доске висит мишень. Дети выходят к доске, берут дротики, а на них прикреплены задания, кто правильно решит, крепит на центр. Задание в виде логических задач — отгадывают и доказывают)
1. У палки два конца, если один отпилить, сколько останется концов? (2)
2. У трех братьев по одной сестре, сколько всего детей в семье? (4)
3. Летели три страуса, охотник одного подстрелил. Сколько страусов осталось? (0)
4. Поле пахали 6 тракторов, 2 из них остановились. Сколько тракторов в поле? (6)
5. Если у прямоугольника отпилить один угол, то сколько останется углов? (5)
5) Молодцы! Подстрелили утку, но из нее выпало яйцо и упало в море. Чтобы его достать, необходимо расшифровать название рыбы, которая обладает фантастической жадностью. В ее желудке находят не только рыб, но и мышей, крыс, мелких и средних птиц, а еще монеты и даже часы. Что это за рыба? Решите примеры, а ответы расположите в порядке убывания и узнайте ответ. (На доске написаны примеры, дети решают их у себя в карточках, затем первый решивший выходит к доске и записывает ответы, второй ученик расставляет их в порядке убывания, третий переворачивает карточки и все хором читают название рыбы)
10-7+6=9 (у)
3+1+6=10 (щ)
7+2-6=3 (к) 10 9 3 2
4+4-6=2 (а) щ у к а
6) Щука предлагает нам с ней поиграть в «фиш боум»
— При помощи какого способа мы прибавляли и отнимали 6? (знание состава числа)
4. Рефлексия
— Правильно, мы поймали щуку и она отдала нам яйцо, в котором была игла. Сломал ее Иван-царевич, рухнуло Кощеево царство, взял он Василису Премудрую под белые рученьки и отправились они во дворец. А вам всем на прощание подарили увлекательное задание: соединив по порядку числа, вы узнаете на чем наши герои добрались до дворца. Но прежде мы должны посчитать ваши честно заработанные похвалюшки. У кого больше 5? Оценка — 5. У кого 3 — 4? Оценка — 4! А остальным необходимо хорошо выучить состав чисел, чтобы заработать отличные оценки.
Сказочные математические задания
- 9022 просмотра