9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Урок мужества «Никто не забыт, ничто не забыто»

Международный творческий конкурс «Новогоднее настроение — 2025» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Ермичева Инна Александровна, воспитатель высшей квалификации второй категории. КГУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 2 для детей с ограниченными возможностями в развитии»

Цель: воспитывать чувства любви, уважения к Родине, к людям, защищавших ее от фашистских захватчиков.

Оборудование: плакаты о войне, рисунки детей, иллюстрации, ветеранам, солдатам войны. Фонограммы песен военных лет, плакат-газета «Никто не забыт — ничто не забыто» Интерактивная доска для презентации темы: «Детство, опаленное войной».

Ход мероприятия

Воспитатель:
Я недавно смотрел старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить,
Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить.
Почему сыновья не вернулись домой,
Сколько жен потеряли мужей?
Отчего красны девицы ранней весной
Шли гулять без любимых парней?

Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память вовек не убить,
Лебеда — их еда и землянка — их кров,
А мечта — до победы дожить.

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,
Чтобы не было войны и смертей,
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей.

Четыре долгих года, 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война. Это были годы лишений, горя, тяжелого труда. Разорены города и села, выжжены нивы, оборваны мечты и надежды всех людей советского союза. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине.

Казалось, что уцелеть среди шквального огня, не лишиться рассудка при виде гибели людей и чудовищных разрушений было просто невозможно. Но сила человеческого духа оказалась сильнее металла и огня. Вот почему с таким глубочайшим уважением и восхищением мы смотрим на тех, кто прошел через ад войны и сохранил в себе лучшие человеческие качества — доброту, сострадание и милосердие.

Ах, война, что ж ты сделала, подлая?
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили,
И ушли, за солдатом солдат....
До свидания, мальчики, мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.

Первый ученик: Да, время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа. Многочисленные трудности перенесли жители нашей страны. Мир ужаснулся небывалой трагедии и не скрывал восхищения героям, отстоявшими страну в самых тяжелых условиях. Казалось, что вся страна лишилась света, воды, топлива, хлеба, опустилась доисторическая мгла и что человек не в силах выдержать это. Но ничто не могло убить волю народа.

Воспитатель: Война обрушилась не только на взрослых, но и на детей — теми же бомбежками, голодом, холодом, разлуками. Война бесцеремонно вторглась в их детство. Время героическое и трагическое одновременно чеканило их характеры. Многие из них оказались в обстоятельствах выбора между жизнью и смертью.

Нас не нужно жалеть, ведь и мы
Никого б не жалели,
Мы пред нашим комбатом, как
Пред Господом Богом, чисты.
На живых порыжели от крови
И глины шинели.
На могилах у мертвых расцвели
Голубые цветы.
Пусть живые запомнят и пусть
Поколения знают
Эту взятую с боем суровую
Правду солдат.
И твои костыли, и смертельная рана сквозная,
И могилы над Волгой,
Где тысячи юных лежат....

Второй ученик: страшно, когда война касается детей. Еще страшнее, когда дети становятся солдатами. Мы знаем множество историй о мальчишках, ставшими «Сынами полка», и много ребят, кто в свои совсем еще юные годы сложил голову на поле брани.

Поверьте, это совсем не просто —
Жить так, чтоб гордилась тобой страна,
Когда тебе вовсе еще не по росту
Шинель, оружие и война.

Воспитатель: Сегодня мы с вами узнаем о детях-партизанах, Их было сотни, отважных ребят, которые не успев повзрослеть, прямо со школьной скамьи встали в ряды защитников Отечества. Не всем довелось дожить до Победы. Некоторые погибли ужасной смертью.

1-Й СЛАЙД. Ученик рассказывает о первом партизане.

Старокарантинские каменоломни в Керчи остались в летописи времен Великой Отечественной как неприступный бастион, так и не захваченный фашистами. В течение двух месяцев здесь держал оборону партизанский отряд, в рядах которого находился 14-летний крымчанин Володя Дубинин. Володя был командиром группы юных разведчиков. Со своими товарищами Ваней Гриценко и Толей Ковалевым он ходил в разведку и добывал сведения о расположении частей врага, о численности и планах немецких войск.

Ребята подносили партизанам боеприпасы, воду, питание. Оккупанты вели борьбу с отрядом, базировавшимся в каменоломнях, в том числе и замуровывая выходы из них. Поскольку Володя был самым маленьким, ему удавалось выбираться на поверхность по очень узким лазам и проскальзывать незамеченным мимо вражеских постов.

Благодаря находчивости Володи Дубинина партизанскому отряду удалось сорвать планы немцев по затоплению каменоломен. Многие боевые операции были успешно проведены именно благодаря добытой в разведке информации. В декабре 1941 года партизанам удалось наконец дать достойный отпор осадившим их фашистам.

В январе 1942 года Керчь была освобождена советскими солдатами. Прекрасно разбираясь в планировке подземных галерей, Володя Дубинин вызвался помогать саперам Красной армии в разминировании Старокарантинских каменоломен. При обезвреживании территорий сапер и Володя погибли от взрыва мины.

В 1949 году Лев Кассиль написал книгу о подвигах Володи Дубинина — «Улица младшего сына», по которой в 1962 году был снят одноименный фильм.

2-Й СЛАЙД.

Война застала Лару Михеенко на Псковщине: вместе с бабушкой она поехала к дяде Лариону в деревню Печенево на летние каникулы. Наступление вермахта было стремительным — уже к концу августа 1941 года деревня попала в оккупацию.

Весной 1943 года Раисе, подруге Лары, исполнилось 16, и она должна была отправиться на работы в Германию. Не желая служить немцам, девушка решила уйти к партизанам, и Лара пошла вместе с ней. Командир 6-й Калининской бригады майор Петр Рындин отказался принять «таких маленьких». На следующее утро их отправили якобы со специальным поручением обратно в Печенево. У руководства отряда не было уверенности, что подруги еще раз отважатся прийти. Но девушки вернулись.

Юным партизанкам сначала поручали несложные задания, но именно те, с которыми не справились бы взрослые. Их молодость играла на руку — именно они могли доставлять самые важные сведения из центра оккупированной территории. Немцы не обращали внимания на малолетних детей в тылу, у них не вызывали подозрений две босоногие девчонки, побирающиеся в толпе. Никем не узнанные, они распространяли агитационные листовки среди населения, попутно узнавая расположение огневых точек противника.

В августе 1943 года отряд Лары принимал активное участие в «рельсовой войне». Партизаны взрывали железнодорожные линии, мосты, пускали под откос эшелоны. За одну из операций Лара после войны была награждена орденом Отечественной войны I степени (посмертно). В начале ноября 1943 года разведгруппа, в состав которой входили Лара и двое партизан, была схвачена немцами в деревне Игнатово. Лара бросила в фашистов гранату, но взрывной механизм не сработал. 4 ноября, после допроса и пыток, Лару Михеенко расстреляли. Ей было неполных 15 лет.

3-й СЛАЙД.

Зинаида Портнова официально является самой старшей среди пионеров-героев Великой Отечественной войны. В 1943 году девушка уже даже успела вступить в ряды ВЛКСМ. Война Зинаиды началась на Витебщине, туда она приехала с младшей сестрой Галиной к бабушке на каникулы. Для многих школьников той поры детство закончилось в один день. Как активный человек и истинный патриот, девушка не могла остаться в стороне и вступила в подпольную организацию «Юные мстители». Она не только распространяла и расклеивала листовки, но и добывала для партизан сведения о действиях немцев. С ее помощью удалось устроить несколько диверсий на железной дороге.

Но самый громкий подвиг Зинаиды — диверсия в немецкой столовой для личного состава. Комсомолке удалось отравить более сотни фашистов. С августа 1943 года Зинаида Портнова — разведчица партизанского отряда имени Клима Ворошилова. Ее арестовали при выполнении задания. Зверские пытки гестаповцев не смогли сломить воли юной разведчицы. Зверски замученная девушка приняла смерть от рук захватчиков 13 января 1944 года. Ей было 18 неполных лет...

За проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1958 года Портновой Зинаиде Мартыновне посмертно присвоено звание Героя Советского Союза

4-СЛАЙД.

Наверное, нет более трагичной судьбы ребенка в годы Великой Отечественной войны, чем история десятилетней белорусской девочки Нади Богдановой. С детства лишенная родителей, она воспитывалась в детском доме. При эвакуации сбежала на фронт, помогала партизанам.

7 ноября 1941 года под видом детей-сирот, которых тогда было немало, она со своим товарищем, 12-летним Иваном Звонцовым, пробралась в Витебск для рискованной и дерзкой операции. Дети везли санки с метлами, три из которых были замаскированными красными флагами. Им удалось установить полотнища в самом центре оккупированного гитлеровцами города, не привлекая внимания, однако на обратном пути Надя решила добыть папирос для товарищей. На выезде из Витебска детей задержал полицай, увидел табак и все понял. Наутро после допроса Надю и Ваню отправили на расстрел. Обессиленная Надя упала в яму за секунду до смертельной пули. Выжила.

Во второй раз отважная девочка попала в руки к полицаям в феврале 1942 года при подрыве железнодорожного моста. Маленький кусочек взрывчатки в кармане куртки стал предательским. После изощренных пыток фашисты оставили ребенка на морозе на верную гибель. Но сильное желание жить снова спасло Надю. Девочка выжила, но продолжать свою войну уже не смогла.

5-й СЛАЙД,

Орден Отечественной войны I степени, медаль «За отвагу», медаль «За боевые заслуги», Герой Советского Союза — и все это в четырнадцать лет. Марат Казей не стоял перед выбором, когда от рук фашистов погибла его мать, укрывавшая и лечившая раненых партизан. С ноября 1942 года он и его старшая сестра Ариадна сражались в рядах партизанского отряда имени 25-летия Октября.

Марат неоднократно участвовал в рейдах и диверсиях, был талантливым разведчиком штаба партизанской бригады имени Константина Рокоссовского. Как несовершеннолетний, он мог быть эвакуирован на Большую землю, но предпочел остаться в строю и сражаться наравне со взрослыми. Медаль «За отвагу» Марат завоевал, когда, будучи раненным, поднял партизан в атаку.

11 мая 1944 года жизнь юного разведчика трагически оборвалась. При выполнении очередного задания возле деревни Хоромицкие Узденского района Минской области Марат попал в окружение. Он отстреливался до последнего патрона. В четырнадцать лет никто не хочет умирать, но последней гранатой Марат подорвал себя и врагов, уходя непобежденным. Герой был похоронен на родной земле в деревне Станьково.

В 1973 году была издана книга Бориса Костюковского «Жизнь как она есть» о судьбе Марата Казея и его сестры Ариадны, которая после войны стала заслуженной учительницей БССР

6-й СЛАЙД.

Вася Боровик — один из лучших разведчиков Черниговского партизанского соединения «За Родину». Награжден медалью «За отвагу».

Воспитатель: Война, как всегда, стала испытанием человеческого духа и плоти. Жизнь в тылу тоже была очень трудна. Мужчины защищали на фронте Родину.

На плечи женщин и детей легла вся непосильная тяжесть работы. Фронт нужно было накормить, одеть, дать в руки оружие, жилось очень трудно. Работали не только взрослые, но и дети, выстаивая две, а то и три смены.

Не забывай
Кровавые закаты,
Когда в руинах был родимый край,
И как на землю падали солдаты
Убитыми....
Живой, не забывай!
М. Михайлов

Третий ученик: кипела ярость благородная, вставала как волна, ведь шла война народная, священная война.

Неумолимое возмездие вступило на вражескую землю.... И враг был остановлен. Пробитое пулями Красное знамя Победы гордо реяло над Берлином. Многим не суждено было вернуться с этой страшной войны.

Для нас Великая Отечественная война — история. Но ее должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины. Наших родных и близких.

У каждого из нас была
Своя семья, своя забота,
Своя привычная работа
И мир привычного тепла.
Наш сад был вишнями богат,
Был чистым добрый летний вечер....

В. Полторацкий

Жизнь не стоит на месте, каждый из нас в ответе за свою судьбу и судьбу своей Родины. Она у нас на всех одна. Но давайте не будем забывать тех, кто плечом к плечу встал на её защиту и сохранил её для нас. Давайте пронесём их имена через века, чтобы наши дети и внуки могли с гордостью сказать заветные слова «Никто не забыт, ничто не забыто»

Ученик:
Была война, прошла война,
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине
Идут легенды о войне.
Неугасима память поколения
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.

Список использованной литературы:

1. Северина, О. А., Суркис, Е. В. Классные часы. 5-7 классы. Методическое пособие. Издательство «Панорама», ООО «Глобус», 2007
2. Корябкина О. Весёлые хлопоты. Сб. сценариев праздничных утренников, развлечений, спектаклей для детей. Кокшетау: «Келешек — 2030», 2007. — 164 с.
3. Внеклассные мероприятия: 5-7 классы. Автор.- сост. О. Г. Черных, А. А. Дмитриева. М.: ВАКО, 2008.-256 с. (Мозаика детского творчества)
4. https://www.histclo.com/imagef/date/2012/08/boro01s.jpg
5. https://cs624324.vk.me/v624324492/20857/E1jS52-Z7Bo.jpg
6. https://www.usnov.ru/uploads/posts/2010-01/14_01_10_valja-kotik.jpg