Урок по истории Казахстана «Восточный базар»
Алышева Надежда Ивановна Круглоозёрновская средняя общеобразовательная школа г.Уральска Западноказахстанской области |
Урок повторения в 7 классе по истории Казахстана в средние века.
(Ролевая игра конкурсного типа с применением интерактивных методов)
Цель:
- Создать атмосферу средневекового праздника, сформировать у школьников яркие образные представления о развитии средневековой культуры Казахстана.
- Способствовать развитию картографических, образных, логических умений и навыков.
- При помощи разыгрываемых реальных ситуаций создать ретроспективное восприятие действительности, которое поможет лучше воспринять материал.
Опережающее задание:
- Разбиться на гильдии.
- Придумать герб, нарисовать и объяснить символику, сочинить небольшой рассказ о своем государстве. Продумать свой средневековый «имидж». Выбрать город, придумать имя.
- Повторить темы учебника и дополнительную литературу по истории средневекового Казахстана. Акцентировать своё внимание на государства, возникшие в результате распада Золотой Орды.
- Создать средневековую рекламу товара.
Оборудование:
Слайдовая презентация темы, вспомогательные слайды, маршрутная карта средневекового Казахстана. Наглядности приготовленные учениками для своего образа. Сигнальные карточки. Оценочные листы.
План урока:
Ход урока: Дорогие друзья, сегодня мы собрали вас на курултай для решения весьма важного вопроса. Наш народ купцы, скотоводы ремесленники по хорошим товарам и честным торгам. Нам предстоит, временно забыть о соперничестве и борьбе, и назначить время и город проведения торгов. Последняя ярмарка у нас проходила в Шампани. Мы все присутствовали на ней и поделились своими отзывами. (Показываются слайды с ярмарки и зачитываться отзывы)
Первый гейм
Очередную ярмарку нам придётся организовать в Среднеазиатском городе. (слайдовое представление городов), а учащимся предлагается предлагать свои варианты городов.
По результатам представленным учащимися делается выбор города.
Итак: приглашаем всех на восточный базар в город…….!
Второй гейм
Перед учащимися карта средневекового Казахстана. По маршрутной карте учащимся предстоит указать маршрут до указанного торгового города.
Третий гейм
Знакомство. Представление «торговой гильдии» и герба своего государства.
Объясни поговорку:
1.Учитель определяет задание: Купец 12 века проводит в странствиях половину своего времени. Он ездит в крупные ремесленные центры. Дома он живёт сравнительно мало. Одетый в прочную дорожную куртку, закутанный в тёплый плащ, едет купец верхом на одной из лошадей везущих в телегах товар. С одной стороны седла лошади весит мешок с кормом для лошади, а с другой? (В качестве подсказки показывается сюжетный слайд, на нём цитата: «Дух наживы сильнее»)
2. Кого и почему называли мешок с перцем?
Четвёртый гейм
Участникам демонстрируется ежегодный календарь проведения ярмарок в Шампани. Объявляется конкурс «торги». Реклама, афиша своего товара.
Пятый гейм: «Интеллектуальное казино»
- В одной из легенд о Чингисхане, рассказывается о назидании Чингисхана к своим сыновьям, на вопрос Джучи каким должен быть подлинный хан, Чингисхан ответил умным и сильным. На вопрос второго сына как сделать, чтобы люди уважали тебя, Великий хан ответил: «Не лишись трона!» на вопрос третьего сна Угедея как сохранить трон хан ответил, чтобы не допускать в своё окружение никого умнее себя. Что же ответил Чингисхан на вопрос четвёртого сына Тулуя: чем должен жертвовать хан ради своей славы?
- Кто унаследовал власть в монгольской империи, созданной Чингисханом?
- Шесть месяцев пути составляет эта богатая страна. Семиречье, Кажгария, сказочный Турфан. Из какого рода ханы правят там?
- Почему монголы старшего возраста ходят сложив руки за спиной и ругаються на детей которые ходят также?
- 1219 году после шести месячной осады пал Отрар, кто руководил осадой Отрара?
- Согласно средневековым традициям в начале любого сражения должны были помериться силами сильнейшие богатыри. В начале какого сражения, произошел этот поединок?
- Найти соответствие. Предлагается заполнить таблицу соответствия. Учитель на доске отмечает правильное заполнение.
- По художественному сюжету определить о ком идёт речь? (сюжет из фильма Ермак).
- Определить племя: (Подсказки)
— Самое многочисленное племя в монгольском войске
— С этим племенем связано распространение мусульманской религии в Казахстане и Средней Азии.
— Этому племени удалось подчинить среднеазиатские государства.
— Одно из племён проживающих на территории Могулистана.
Шестой гейм. Архитектура
Показываться слайды средневековой архитектуры: Нужно узнать мавзалей Кара хана, Эмира Тимура в Самарканде, Бабаджа Хатун и Айша Биби около Тараза, Башня семи ханов, мавзолей Джучи, мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауви.
Седьмой гейм: «Узнай личность»
По определённым подсказкам предстоит определить личность.
- Кто объявил ислам в Золотой Орде государственной религией? (Узбек хан)
- Cоздатель государства со столицей в Самарканде.
- Что тебе говорит это имя. Уклукбек.
Тур, для любознательных: Экскурс в средневековые бани, знакомство с Уральским городищем.
Задание: Подготовить творческий отчёт о средневековых кладах, результатах раскопок средневековых городов. Найти уникальный материал по культуре средневекового Казахстана.
- 11253 просмотра