Урок по литературе в 3 классе: «В. Чаплина. Хитрые вороны»
Дробизова Вера Александровна, учитель начальных классов ГУ «Кызылжарская средняя школа» Акмолинская область, Астраханский район, с. Жана-Турмыс |

Цель: Познакомить учащихся с рассказом В. Чаплиной «Хитрые вороны»
Задачи: Дать представление о творчестве В. Чаплиной. Создавать условия для формирования навыка выразительного и осознанного чтения. Воспитывать интерес к предмету.
Методы: словесный, наглядный, практический, самостоятельная работа, работа в парах.
Формы: фронтально-коллективные, индивидуальные, коллективные.
Ход урока:
1. Психологический настрой. (Показ видеоролика «С добрым утром!»)
2. Деление на группы
— Для дальнейшей работы разделимся на пары. 1 пара — литературные сказки, 2 пара — народные сказки. «Жадный бай и Алдар-Косе. Казахская народ. сказка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. А. С. Пушкин», " Дары феи. Ш. Перро«, «Ласточка. Корейская народ. сказка».
3. Стадия вызова. (Показ птиц слайд № 1)
— Что будем изучать сегодня на уроке?
— Что вы знаете о наших соседей по планете?
— Как вы думаете, как будет называться рассказ В. Чаплиной, которое сегодня будем изучать?
4. Загадка о вороне
Прилетела на базар,
Громко всем сказала: «Кар!»
Пусть я в школе не учена,
Но умна, ведь я — (ворона) (Показ слайда № 2)
5. Знакомство с биографией В. Чаплиной (Показ слайда № 3)
Вера Васильевна Чаплина родилась 24 апреля 1908 г, умерла 19 декабря 1994.Ей было 86 лет. Вера Чаплина родилась в Москве, на Большой Дмитровке в потомственной дворянской семье в доме деда, крупного инженера-теплотехника профессора Владимира Михайловича Чаплина. Мать, Лидия Владимировна Чаплина, закончила Московскую консерваторию, отец, Василий Михайлович Кутырин, — юрист. После революции 1917 года в хаосе Гражданской войны 10-летняя Вера потерялась и, как беспризорница, оказалась в детском доме в Ташкенте. «Только любовь к животным помогла мне пережить это первое большое горе, — вспоминала впоследствии писательница, — Даже находясь в детском доме я ухитрялась держать щенят, котят и птенцов... Днем я выносила своих питомцев в огромный сад около дома, а на ночь тащила их в спальню и прятала кого в тумбочку, кого под кровать, а кого себе под одеяло. Иногда кто-нибудь из воспитателей обнаруживал моих питомцев и мне здорово попадало». Любовь к животным и ответственность за жизни своих «меньших братьев» воспитали в маленькой девочке решительность и умение преодолевать трудности. Эти черты характера и определили её жизненный и творческий путь.
Более 30 лет отдала Вера Чаплина Московскому зоопарку, а в 1946 году перешла на постоянную литературную работу. В 1947 году выходит её новый сборник «Четвероногие друзья».
Не одно поколение читателей выросло на произведениях Веры Чаплиной (общий тираж её книг превышает 18 миллионов экземпляров). И хотя первые рассказы Чаплиной о питомцах Московского зоопарка появились в уже далеких 1930-х годах, и давно стали дедушками и бабушками их первые юные читатели, её книги переиздаются вновь, и вновь они пользуются успехом.
6. Знакомство с рассказом
1. Чтение рассказа с разными приемами.
2. Проверка первичного восприятия.
— Что нового и интересного узнали вы, читая про ворон?
7. Работа с листом оценивания
Дети самостоятельно формулируют вопрос и задают своим одноклассникам. После ответа оценивают.
8. Физминутка. (Колобок)
9. Авторский стул
Учащиеся сочиняют стих про ворону.
10. Мозговая атака
В течение трех минут подумайте в парах и ответьте на следующие вопросы, пользуясь рассказом.
1 пара — Опишите Ташкент таким, каким увидела его писательница в детстве.
2 пара — О каком самом интересном времени года вспомнила писательница?
11. Составление постера.
12. Защита постера.
13. Рефлексия «Три звезды»
14. Д/З Прочитать вторую часть текста с. 220-222
- 19250 просмотров