Урок по основам религиоведения в 9 классе: «Религиозные взгляды мыслителей XIX- н. XX вв.»
Цветкова Светлана Васильевна учитель истории высшей категории частной средней школы в честь прп. С.Радонежского г. Петропавловск Северо-Казахстанской области |
Цель: определение общих положений во взглядах мусульманских и православных мыслителей XIX — н. XX вв.
Форма урока: дискуссия с элементами театрализации
Оборудование: экран, раздаточный материал, презентации
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя: (Слайд 1)
Тема нашего урока носит философский характер. И начнем его с вот такой истории. Еду я как-то в маршрутном такси и слышу, как женщина говорит: «Совсем ты заврался, не чистая у тебя совесть». А в ответ: «У меня совесть чиста, я ей не пользуюсь!» Интересно мне стало, кто же такой мудрый. Обернувшись, я увидела молодую женщину и подростка лет 11-13.
Предлагаю остановиться сегодня на вопросе о совести и поискать ответ на этот вопрос у мыслителей ислама и христианства. Пригласим к разговору Абая Кунанбаева, Шакарима Кудайбердиева, Феофана Затворника.
Напомним друг другу, кто эти великие люди.
3 ученика дают краткую биографическую справку с помощью презентаций (Время выступления 2-3 мин.) (Слайд 2)
II. Учитель: Вернемся к теме. Что такое совесть? С этим вопросом группа учащихся обратилась к ученикам и педагогам школы. Проведя исследование в форме анкеты, получили следующие результаты (См. Презентация слайд 3-10)
Учитель: Что о совести говорят мыслители?
Шакарим Кудайбердиев: (слайд 10)
• Если человек, в полной мере уверует в то, что совесть — это первейшая потребность души, никто не сможет сделать его сердце черным и черствым.
• Совесть — это единство человеческой скромности, справедливости и доброты.
• Отсутствие совести делают человека неспособным установить разницу между добром и злом, добродетелью и пороком.
• Основой для хорошей жизни человека должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее сердце. Вот три качества, которые должны господствовать над всем. Без них не обрести в жизни мира и согласия.
Учитель: Объясните, как вы понимаете данные высказывания.
Абай Кунанбаев считает, что совесть тесно связана с волей, разумом, сердцем.
Предлагаем посмотреть сценку на основе Слова 17 из «Слов назидания» Абая.
(Слайд 11)
Люди, способные переживать такой стыд, отказываются от еды, теряют сон, случается, что в отчаянии они кончают жизнь самоубийством.
• Стыд — это человеческое достоинство, заставляющее изнутри признать свою вину и вынести себе наказание. В такие часы и мысли в голову не идут, и слова как будто теряются. Не утереть слезы из глаз и влагу из носа. Человек уподобляется жалкому псу. Он не только не может смотреть людям в глаза, но и вообще ничего не видит.
Учитель: Объясните, как вы понимаете данные высказывания.
Приведите примеры из Евангелия, подтверждающие слова Абая о стыде. (Поступок Петра, мытаря Закхеи, Иуды Искариота и др.)
Феофан Затворник: (Слайд 12)
• Совесть — она есть, то голос Бога в душе (законодатель), то око Его (свидетель),
то наместница Его правосудия (судия и воздаятель);
• Совесть — наш внутренний контролёр и судья, неподкупный и беспристрастный
• Совесть нам дана затем, чтоб судить нас самих
• Сверх того, совесть не действует одна, отдельно, а берет себе в посредники и орудия другие силы: рассудок, волю, силу чувствования. Если сии расстроены в путях своих, то и от совести нельзя ожидать правой деятельности.
Учитель: Объясните, как вы понимаете данные высказывания.
Учитель: таким образом, совесть — это голос Божий внутри нас, данный нам с рождения, заставляющий жить по заповедям Божиим, быть Человеком.
Звучит стихотворение Шакарима (Учебник, с.195)
Учитель: Какой вывод можно сделать из нашего урока?
Примерные ответы учеников: Мыслители ислама и православия имеют общие ответы на важные вопросы. Мы должны жить в согласии и уважать друг друга.
Учитель: Завершим урок словами Феофана Затворника: (Слайд 13)
Повсюду веруют в Бога, повсюду слушают совесть и чают будущей жизни.
III. Рефлексия.
IV. Домашнее задание.
- 14612 просмотров