Урок по познанию мира в 4 классе на тему «Воздух и его охрана»
Болдарева Лариса Юрьевна, учитель начальных классов «Средняя школа № 35 имени Рзы Кунаковой села Ногайбай» Кордайский район Жамбылской области |
Цель: подвести учащихся к пониманию необходимости охраны воздуха.
Задачи:
Обучающая: формировать представления учащихся о воздухе, как о материальном теле; ознакомить учащихся с составом и свойствами воздуха; дать сведения о значении воздуха для жизни на земле.
Развивающая: развивать наблюдательность, бережливость, самостоятельность.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, экологии.
Тип урока:
Форма урока: групповая работа.
Оборудование: учебник «Познание мира», рабочая тетрадь.
Ход урока
Орг. момент
Солнце, я тебя люблю.
Солнце, я тебя молю:
Дай мне света и тепла.
Дай всем мира и добра.
2. Сообщение цели
Чтобы определить тему нашего урока, нам поможет загадка.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем.
— Догадались, о чём мы сегодня поговорим?
— Сегодня у нас на повестке дня нужно решить важный вопрос дня- «Воздух и его охрана».Нам с вами предстоит выяснить и ответить на такие вопросы:
— Нуждается ли воздух в охране?
— Как нужно охранять воздух?
— Кто это должен делать?
— Сможете ли вы сразу ответить на эти вопросы?
Тогда у меня к вам задание: заполните таблицу «ЗХУ»
3. Заполнение таблицы детьми
4. Проверка домашнего задания
— Что такое воздух? Каков его состав? (показываю диаграмму состава воздуха)
1 группа. Пересказывает текст в динамических парах.
2 группа. Отвечают на вопросы и задания к тексту.
3 группа. Читают текст и отвечают на вопросы, написанные на карточке.
— А теперь я предлагаю вам отправиться на консилиум
5. Экологический консилиум
— На что жалуетесь, уважаемая Атмосфера?
Атмосфера. Я уже несколько лет болею загрязнением. Я очень больна. Каждый год промышленные предприятия, автомобильный транспорт выбрасывают в меня очень много загрязняющих веществ. Я понимаю, что моя болезнь сказывается на состоянии здоровья всех, кто во мне живёт, и потому прошу вас, выписать мне рецепт для лечения.
Эколог. Диагноз Вашей болезни нам ясен — это промышленные и транспортные загрязнения.
— Не могли бы Вы сказать, какие вещества особенно ухудшают Ваше состояние?
Атмосфера. Могу. Основные вещества — это диоксид серы, оксид азота и углерода, пыль. Кроме того, меня загрязняют выбросы углекислого газа.
Экология. У вас очень тяжёлая болезнь, но вылечить её можно. Для этого нужно разобраться с автомобилями — главными виновниками.
Атмосфера. Ребята, что можно с ними сделать? (ответы детей)
Экология. Нужно отрегулировать моторы, использовать качественный бензин.
Атмосфера. А что делать с заводами? (ответы детей)
Экология. Мы заставим все заводы установить на трубах фильтры и подумать, как перестроить технологию производства, чтобы выбросов было меньше.
Атмосфера. Значит, Вы думаете, меня можно вылечить?
Экология. Госпожа Атмосфера! Вы серьёзно больны. Но не думайте, что эта болезнь неизлечима.
Атмосфера. Благодарю. Вы меня немного успокоили. Но, пожалуйста, помогите мне в лечении. А я помогу людям, которые сегодня страдают от болезней, стать здоровее.
6. Групповая работа
Учитель. Чтобы установить причины этой болезни,
1 группа готовит репортаж о воздухе.
2 группа готовит репортаж о погоде.
3 группа готовит репортаж о климате.
Подготовить материал вам помогут карточки, которые лежат перед вами.
7. Стратегия «Мысли вслух»
А) на стиках записать вопросы, интересующие учащихся по теме урока. Прикрепить их на доску под названием «Вопросы».
Б) Написать ассоциации о причинах, которые приводят к загрязнению воздуха.
В) Мысли вслух. Экологи дают оценку.
8. Работа по учебнику. Задания с адаптацией
А) 1 уровень. Заполни в тетради таблицу ЗХУ (З — что я знаю; Х — что я хочу узнать; У — что я узнал нового)
Б) 2 уровень. «Расскажи друзьям»
(по периметру класса на столах лежат отрывки статей, высказываний. Дети выбирают материал, читают его и рассказывают в группе, что нового они узнали из выбранного материала)
9. Физминутка
Дерево, цветы и птицы
Сами ведь не могут защититься.
Если будут уничтожены они —
На планете мы останемся одни.
10. Рефлексия. Просмотр презентации «Как воздух сохранить чистым?»
— Может ли воздух сам себе помочь оставаться чистым?
— Кто же виноват в том, что сейчас сложилась такая ситуация с загрязнением воздуха?
— В заключении презентации прозвучало обращение «Человек не хозяин природы, а её часть».
Согласны ли вы с ним? Обоснуйте ответ.
Наша встреча подходит к концу. Я предлагаю вам каждому написать эссе на тему «Как я помогу сохранить воздух чистым».
Эколог. Ваши высказывания мы поместим
Во временную капсулу. Когда вы будете заканчивать школу, мы с вами встретимся вновь, вскроем её и выясним, что вы сделали из того, что могли сделать, чтобы сохранить воздух чистым.
11. Оценивание при помощи смайликов
12. Домашнее задание
Напишите письмо — обращение к человеку о помощи на тему «Человек не хозяин природы, а её часть».
- 13760 просмотров