9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Урок по самопознанию «Найти себя в мире профессий»

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Швец Анастасия Геннадьевна
учитель самопознания и старшая вожатая
г. Петропавловск КГУ «Средняя общеобразовательная
инновационная школа № 1 имени М. Айтхожина»

Швец А.Г.

11 класс

Цель: Выявление учащимися своей профессиональной направленности.

Задачи:

Образовательная: Познакомить с особенностями некоторых профессий.

Образовательная: Объяснить, какие факторы влияют на выбор будущей профессии.

Развивающая: Подготовить учащихся к выбору будущей профессии.

Формирующая: Формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии.

Тип урока: комбинированный.

Методы: беседа, диалог, работа в группах, игра, словесно-иллюстративный, работа с учебником.

Оборудование:

  1. ручки,
  2. листочки,
  3. слайды с заданиями,
  4. презентация «В мире профессий»,
  5. наглядный материал для групп,
  6. учебник.

План урока

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Повторение.
  3. Чтение.
  4. Диалог.
  5. Характеристика выбранной профессии.
  6. Игра.
  7. Заключительная часть.

Ход урока

Оргмомент

Приветствие, проверка наличия учащихся, проверка наличия принадлежностей для проведения занятия.

Основная часть

Эпиграф: «Мало найти себе надежный источник пропитания, хотя этому поиску многие безуспешно посвящают всю свою жизнь. Самое главное — найти своё высшее, особое предназначение, а это так непросто, так непросто…» (Б. Кригер)

Учитель: В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? Каждый ли из вас может ответить на вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?». А между тем проблема выбора профессии очень серьёзна. Особенно сегодня, когда наше общество вступило в рыночные отношения. От человека всё в большей степени требуются высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни. Резко возрастает интенсивность труда, требующая повышенной выносливости. Что же нужно для того чтобы сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать своё дело не методом «тыка», а разумно, нужно для начала разобраться в своих собственных, говоря психологическим языком, установках.

Учитель: В прошлом году мы с вами делали дифференциально-диагностический опросник профессора Е. А. Климова. Сейчас я напомню вам об основных типах профессиональной деятельности человека.

1. Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы. Для них характерен общий предмет труда — животные и растения, почва и воздушная среда — природа. К такому типу профессий относятся егерь, животновод, зоотехник, лаборант, лесник, агроном, ветеринарный врач, геолог, инженер (геофизик, лесного хозяйства и др.), провизор, фармацевт, физик, химик, эколог, садовник, фермер.

2. Человек-техника. Это люди, использующие технические устройства. К такому типу профессий относятся водитель автомобиля, кондитер, маляр, машинист, механик, монтажник, наладчик, оператор, слесарь, столяр, швея, электромонтер, инженер (механик, стро.итель, технолог и др.), пилот.

3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности — необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся агент (страховой, коммерческий, рекламный, по недвижимости), бармен, бортпроводник, воспитатель, медсестра, милиционер, официант, продавец, санитар, социальный работник, фельдшер, адвокат, врач, коммерсант, логопед, менеджер, психолог, преподаватель, секретарь-референт, следователь, тренер, консультант.

4. Человек-знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. К такому типу профессий относятся кассир, машинистка, наборщик, налоговый инспектор, операционист, телефонист, аудитор, библиотекарь, бухгалтер, диспетчер, инженер (геодезист, конструктор и др.), маркетолог, нотариус, переводчик, программист, редактор, экономист.

5. Человек-художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. К такому типу профессий относятся актер, архитектор, дизайнер, музыкант, хореограф, художник.

Учитель: Давайте вспомним, к какому типу деятельности относитесь вы. (Ответы учеников)

Вот приблизительные требования к человеку, выбравшему определённый тип деятельности. И это только общие требования. Необходимо взвесить и оценить свои способности, помнить, что с возрастом способности к обучению снижаются. Если автоматизм управления автомобилем у 10-летних вырабатывается за 4 часа, то у взрослых — за 50 часов.

Учитель: Но кроме способностей, что, же ещё необходимо учитывать? (Ответы детей)

  • свои интересы;
  • призвание;
  • здоровье;
  • талант;
  • престижность.

Учитель: А ведь, сколько людей всю жизнь занимаются нелюбимым делом: кто-то ради денег, кто-то по привычке, кто-то просто потому, что когда-то не очень серьёзно отнёсся к собственному выбору. Сегодня мы попытаемся честно оценить свои способности, желания и возможности при выборе будущей профессии. По данным социологов, буквально единицы соотносят своё здоровье с выбором профессии. Остальные просто не принимают его во внимание и делают первую ошибку.

При выборе профессии часто имеет место фактор престижности. Но оглядка на престижность не самый верный принцип выбора, поскольку престижность сродни поветрию, моде. А это явление, как известно, очень не постоянное.

Правильнее было бы, ориентируясь в мире профессий, решить для себя, что для вас самое важное в будущем, что вы считаете совершенно необходимым для себя: размеренную, спокойную работу или постоянные командировки, экспедиции, независимость и самостоятельность, творчество или выполнение четко определённых обязанностей. Но не нужно понимать так, что творчество — хорошо, а исполнительность — плохо. В каждой профессии есть свои особенности. Важно определиться в главном, т. е. понять, какие из качественных сторон профессий для вас важны, а какими можно и пренебречь.

Учитель: Откройте, пожалуйста, учебник на странице 49. Давайте ознакомимся с учебной информацией о том, кто помогает и мешает выбрать профессию. Затем ответим на вопросы и обсудим прочитанное.

Учитель: — Ребята, что для вас играет решающую роль при выборе будущей профессии? С кем вы советуетесь, где черпаете информацию для себя? (высказывания учащихся)

— Как вы считаете, влияет ли выбор профессии на дальнейшую судьбу человека?

(— думаю, играет огромную роль, ведь от твоего морального удовлетворения своей работой зависит многое: здоровье, эмоциональное состояние, твое материальное состояние;

(— моя мама в молодости выучилась на медсестру по совету родителей, но так и не смогла работать по специальности, т. к. не было, ни желания, ни достаточных знаний. Впоследствии переучилась и стала отличным педагогом. Теперь работает в школе. Я сама решу, кем мне стать;

(— кто-то выучится на экономиста или юриста и так и не найдет работы по специальности и пойдет работать на рынке, а кто-то выучится на штукатура-маляра и будет отлично зарабатывать).

— Должен ли человек подумать о будущей профессии со школьной скамьи? (Высказывания учащихся)

— Нужен ли в школьной программе курс профориентации? (Высказывания учащихся)

— Ребята, поделитесь своими личными и профессиональными планами на будущее. (Ответы детей)

— Как вы думаете, какие школьные предметы помогают нам определиться с будущей профессией? (Ответы детей)

— Какие факторы влияют на выбор профессии? (Ответы детей)

— В каких учебных заведениях можно получить выбранную вами специальность? (Ответы детей)

— Назовите необходимые качества, которыми должен обладать представитель данной профессии? (Ответы детей)

— Имеются ли медицинские противопоказания в выбранной вами профессии? (Ответы детей)

Учитель: Давайте сейчас проанализируем профессию, которую, возможно, вы уже выбрали или только склоняетесь к выбору. Ответьте на 9 вопросов честно и серьёзно. Напишите свои аргументы в пользу выбранной профессии, а потом посмотрите на них со стороны, как будто вас убеждает кто-то другой. Отнеситесь к тексту критически, действительно ли выбор обоснован. Видны ли в нём знания профессии, оценка своих возможностей? Попробуйте покритиковать текст, может быть даже переубедить «собеседника». И не поддавайтесь эмоциям, при решении таких важных задач они бывают неподходящими помощниками. Если вы ответите серьёзно на вопросы, я думаю, это поможет вам в профессиональном выборе.

1. Какое значение имеет данная профессия для общества?

2. Какой труд — автоматизированный, механизированный или ручной в ней используется?

3. Назовите объект труда, конечный результат работы.

4. Охарактеризуйте условия работы, режим труда.

5. Назовите приблизительно заработную плату специалистов данной профессии.

6. Предполагает ли данная профессия интенсивное общение с людьми?

7. Существуют ли к данной профессии медицинские противопоказания?

8. Какими личными качествами должен обладать представитель этой профессии?

9. Где можно её получить?

(После того как учащиеся ответили на вопросы, некоторые зачитывают получившиеся результаты и высказывают свою точку зрения).

Учитель: Давайте выясним, насколько вы информированы о мире профессий, много ли профессий вы знаете. Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика — самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми денежными? Ответ: банкир. Итак, слушайте следующие характеристики:

Игра «Самая-самая»

Участники делятся на 3 команды.

Участникам предлагаются следующие характеристики:

1. самая зелёная профессия (садовник, лесник)
2. самая сладкая (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар)
3. самая волосатая (парикмахер)
4. самая детская (воспитатель, помощник воспитателя)
5. самая ответственная (судья, прокурор, хирург)
6. самая смешная (клоун)
7. самая умная (учёный, профессор)
8. самая белая (врач)
9. самая зубастая (стоматолог)
10. самая начитанная (библиотекарь)
11. самая высокая (монтажник-высотник)
12. самая быстрая (гонщик)
13. самая техническая (инженер-конструктор)
14. самая свободная (художник)
15. самая смелая (милиционер)
16. самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник…)
17. самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог…)

Каждая команда дает свои варианты ответов.

Игра «Профессия на букву»

Командам предлагаются буквы. Задача участников — написать как можно больше профессий, начинающихся на эти буквы. Желательно не предлагать больше 5 букв, иначе игра перестанет казаться увлекательной.

М: менеджер, массажист, мультипликатор, машинист, маркетолог, мерчендайзер, медсестра, маляр, маникюрша, метеоролог, механик, микробиолог, милиционер, модельер, монтажник, музыкант, музеолог.

О: оператор, оптик, облицовщик, официант, офицер, охранник, оценщик, офтальмолог, обозреватель, овощевод, озеленитель, океанолог, организатор, оформитель, офис-менеджер.

Р: рабочий, радиоведущий, радиомонтажник, радиотехник, регистратор, редактор, режиссер, рекламный агент, репортер, реставратор.

Ч: чабан, часовщик, чаевод, чертёжник, чеканщик, чистильщик.

Ц: цветовод, церковнослужитель, цитолог.

Я: ядерщик, языковед, ямщик.

Заключительная часть

Ребята, в заключении я хочу сказать вам, что профессий в мире очень много. Важно, чтобы из всего этого многообразия вы выбрали правильное решение.

Каждая профессия полезна, нужна, уважаема. А я хочу закончить наше занятие стихотворением, в котором отражается то, что мне хотелось бы вам пожелать:

Желаю вам такой профессии,
Чтоб на всю жизнь с ней оставаться,
Чтоб быстро по служебной лестнице
Могли вы смело подниматься,
Желаю вам коллег порядочных,
Начальства умного и справедливого,
Чтоб на работу вы бежали с радостью,
А своим творчеством делились искренне.

Литература

  • Матвеева Л., Выбойщик И., Мякушкин Д. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. — М.: АСТ-ПРЕСС, Южно-Уральское книжное издательство, 1999.
  • Климов Е.А. «Типы профессий и их классификация»
  • Пряжников Н. С. Игровыеx профориентационные упражнения. Методическое пособие. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
  • Пряжников xН. С. Ценностноx-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие 3. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997.
  • Резапкина Г. Я и моя профессия. Факультативный курс для учащихся 9-х классов.//Школьный психолог, № 14, 1999.
  • Шевандрин xН. И. Психодиагностикаx, коррекция и развитие личности. — М.: ВЛАДОС, 1998.
  • Самопознание. Учебник для 11 класса общеобразовательных школ. Л. А. Саинова, Е. М. Лосева, А. Б. Сапарбаева, Н. И. Харькова, Г. И. Калиева./ Алматы. ННПООЦ «Ббек», 2010.
Категория: