9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Урок по теме: «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них»

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Ильяшенко Людмила Леонидовна, учитель русского языка и литературы, вторая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Кызыласкерская средняя школа им. В. М. Скачкова» СКО Мамлютский район, село Кызыласкер.

Ильяшенко Людмила Леонидовна

Пояснительная записка

Данная работа представлена по гуманитарному направлению. Тема проведенного урока: «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них». Учащиеся 8 класса имеют неплохой уровень знаний по русскому языку, некоторые ученики стабильно имеют положительные оценки по предмету. Данный урок состоит из 2 этапов: проверки домашнего задания и изучение нового материала. Таким образом, работа на уроке способствовала активизации знаний и отработке умений, необходимых для успешного усвоения знаний по предмету. Занятие включает в себя основные элементы традиционного урока:

  •  проверка домашнего задания
  •  объяснение новой темы
  •  работа по усвоению материала
  •  закрепление по теме
  •  задание на дом

Чаще, при изучении новой темы, я стараюсь объяснить урок при помощи схем, так как у учащихся развита непроизвольная память. Даже, если ученик не помнит изученную тему, он все равно ее вспомнит схематически.

Использование на уроке ИТК помогло обеспечить активность учащихся на уроке, также динамичная смена знаний разного уровня сложностей, постоянное переключение с индивидуальной на фронтальную форму работы, организация самопроверки способствовало заинтересованности учащихся новой темой. Они проявили активность в выполнении всех видов заданий. Урок позволил предупредить ошибки при использовании знаков препинания при однородных членах предложения. Ученики умели находить обобщающее слово, ставя при этом нужные знаки препинания. Они показали хороший уровень владения этим умением, однако не все сразу справлялись с заданием. Также внимательно слушали ответы одноклассников, отмечали положительное и отрицательное в ответах каждого, совершенствовали собственные работы. Урок достиг цели и способствовал усвоению нового материала.

8 класс

Цель: Уметь находить обобщающее слово при однородных членах, уметь правильно ставить знаки препинания при них.

Задачи:

  1. углубить понятие об обобщающих словах при однородных членах, формировать умения правильной расстановки знаков препинания.
  2. развивать навыки правильного произношения речи.
  3. воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: таблица, применение ИТК.

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания:

а) 1 ученик упр.№ 266 из учебника 8класса по русскому языку Алматы «Мектеп"2012
б) 1 ученик упр.№ 267
в) 1 ученик (работа по карточке на тему предыдущего урока)

2. Объяснение нового материала:

— При однородных членах могут быть слова или слов, сочетания с более широким, обобщающим значением, которые являются теми же членами предложения, что и однородные. Такие слова называются обобщающими. Например: Я знаю все морфемы в слове: приставка, корень, суффикс, основа, окончание.

— Выполнение упр.№ 271 устно (по цепочке)

Схематичное объяснение нового материала на ИТК по знакам препинания.

1. (О: О, О, О).

Например. Все было серо: дома, деревья, улицы.

2. (О, О, О — О).

Например. Дома, деревья, улицы — все было серо.

3. (О: О, О, О — ….)

Например. Все вокруг: дома, деревья, улицы — было серо.

4. (О, как то: О, О, О)

А именно

Например

Пример предложений на 4 схемку:

Было серо все, а именно: дома, деревья, улицы.
Было серо все, как то: дома, деревья, улицы.
Было серо все, например: дома, деревья, улицы

Работа по теме:

1. Даны слова: Север, юг, запад, восток. Барабан, гитара, пианино. Волейбол, футбол, теннис. Подобрать к ним обобщающее слово.

2. Составьте предложение из слов: птицы, в поле, осенью, в лесу, воздух (письменно у доски 1–2 ученика).

3. Сложить из слов: все, везде, например, а именно, предложения в которых данные слова являются обобщающими и к ним применить однородные члены

Вывод: Обобщающие слова можно определить по 2 признакам:
— Лексическое значение их раскрывается однородными членами.
— Они являются теми же членами предложения, что и однородные (кроме предложений, в которых обобщающее слово выступает в роли сказуемого с обобщенным значением при однородных членах предложения)

Например: Пушкин, Лермонтов, Блок- мои любимые поэты.(где слово «поэты»-сказуемое.

4. Задание по рядам: Определите, где и какой знак пропущен.

1 ряд 2 ряд
А)И кочи и моховые болота и пни,
Все хорошо под сиянием лунным.
Б) войдешь в дом и прежде всего
Услышишь запах яблок,
Другие старой мебели красного дерева
Сушеного липового цвета.
В) нас было двое брат и я 
Г) в воскресенье погода удалась
Хорошая ясная жаркая июльская погода.
А) я боюсь всего неправдоподобной
Жары, которой не было сто лет
ужасной темноты ночью и тишины
в твоем кабинете.
Б) соловьи и луна тени запах цветов
Все это имелось налицо
В) поэта умный разговор и ум
еще в сужденьях зыбкой и вечно
Вдохновленный взор Онегину
Все было ново
Г) впрочем, губернаторский дом
Был так освещен. Хоть бы и для
Бала коляска с фонарями перед
Подъездом два жандарма
Форейторские крики вдали
Словом, все как нужно.

 

Ученики отвечают по 1 предложению по 1 ученику.

Ответы: 1 ряд. а) кочи, болота, пни б) другие: дерева, в) двое: г) хорошая, ясная, жаркая.

2 ряд. а) всего: лет, б) луна, тени, цветов в) разговор, ум, зыбкой, взор г) бала: с Фонарями, жандарма, вдали.

5. Письменно у доски:

По схемам, с которыми вы познакомились при изучении новой темы, составьте свои предложения (у каждого по 4 предложения). 2 ученика у доски.

6.Преобразуйте предложение так, чтобы:

Приближение весны чувствовалось всюду: в поле, в лесу, на реке.

— Обобщающее слово завершало предложение, а однородные члены стояли в середине.
— Однородные стояли в середине, а обобщающее перед ними.

7. Письменно ответить на вопросы, используя предложения с однородными членами и обобщающим словом

— Кто ваши любимые писатели?
— Какие произведения этих писателей вам особенно нравятся?

— Что вас привлекло в этих произведениях?

Закрепление:

Тренировочные упражнения:

упр.№ 273 (устно) 1 ученик
упр.№ 275 (устно) 1 ученик

Словарная работа: галерея, поединок, интеллигент. Составьте с данными словами свои предложения. (окончания слов можно изменять) 2–3 ученика прочитают свои составленные предложения.

Подведение итогов:

— Что нового вы сегодня узнали на уроке? Какие слова являются обобщающими? Какие знаки препинания нужны при обобщающих членах предложения? Хорошо ли вы поняли новую тему? В чем была трудность? А с чем легко справились? Было ли вам интересно?

Домашнее задание:

1) напишите мини-сочинение на тему: «Мои увлечения».
2) упр.№ 277(устно), № 278 (устно) учебник рус.яз.8 кл.2012 г.

Выставление оценок.

Категория: