Урок познания мира в 4 классе по теме «Леса и тугаи»
Бобик Валентина Николаевна, учитель начальных классов, 1 квалификационная категория, КГУ «Береславская неполная средняя школа» СКО Айыртауский район, село Береславка |
Цель: Знать значение лесов и тугаев в жизни человека.
Задачи урока
- Развивающая. Развивать умения характеризовать территорию леса и тугаев.
- Образовательная. Познакомить с растительным и животным миром лесов и тугаев, правилами поведения в лесу.
- Воспитательная. Воспитывать любовь к природе, учить взаимовыручке и взаимопомощи в лесу.
Тип урока: Урок — путешествия в лес.
Методы урока: словесный, демонстрационный, репродуктивный.
Оборудование урока: слайды «Лес наше богатство», схема «Виды лесов», гербарии растений, плакат «Растения и животные леса», карточки заданий.
Ход урока
1. Организация класса
Сегодня, ребята, мы с вами будем говорить о нашем зеленом друге — лесе. И совершим путешествие в лес.
2. Психологический настрой
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои! (говорят дети)
Учитель: Замечательный писатель Михаил Михайлович Пришвин писал «Мы — хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину». Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес? Узнаем из нашего путешествия.
3. Работа в Дневнике наблюдений
Чтобы отправиться в путешествие надо узнать погоду на сегодня. Отметить погоду, расставить условные обозначения.
Сборы рюкзака (из предметов выбрать те, которые нужны при походе в лес). Входим в лес.
Привет, тебе, мой край родной
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!
4.Проверка домашнего задания. Встреча с дятлом. Слайд «Вопросы от дятла» (страница 87)
5. Актуализация знаний
Мозговая атака. Работа в парах. Ассоциации со словом «Лес». Запишите в кругах. Проверка работы в парах.
6. Работа над новым материалом. Слайд «Леса — хвойные, лиственные, смешанные»
— Почему леса так называются?
Работа в группах.
Из перечисленных растений (кедр береза осина ель пихта вяз сосна можжевельник лиственница, тополь дуб) выбрать: 1 — группа — лиственные деревья, 2 — группа — хвойные деревья. Проверка работы в группах.
7. Самостоятельное изучение материала страница 88-89
Встреча с Незнайкой. Незнайка не знает ответы на вопросы. Помогите ему. Карточка№ 1. Ответить на вопросы.
№ |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Какие деревья растут в хвойных лесах? |
|
2 |
Какой лес называют ельником, рощей, бором, дубравой? |
|
3 |
Где находиться в Казахстане ленточный бор, ясеневая роща? |
|
4 |
Где растут смешанные леса? |
|
5 |
Почему ясеневую рощу называют реликтовой? |
|
6 |
Какие леса называют тугаями? |
|
8. Жизнь ярусами. В лесу растения живут ярусами.
Встреча с белочкой.
В сосне дупло,
В дупле — тепло,
А кто в дупле
Живет в тепле?
Помогите спуститься белочке по лесенке. Работа по схеме «Лесенка растений леса» с примерами (страница 89).
1 ярус_______________________
2 ярус_____________________________
3 ярус__________________________________
4 ярус_______________________________________
5 ярус____________________________________________
9. Растения и животные лесов и тугаев. Встреча с Ежом и Ежихой
Они как елки все в иголках,
Ловят смело страшных змей.
И хотя они очень колкие
Обижать ты их не смей!
Еж с Ежихой принесли 2 корзины грибов с загадками о растениях и животных леса.(1ряд берет корзину с загадками о растениях, 2 ряд — с животными)
Если знаешь ты растенья
Запиши их не робей.
Если знаешь ты зверей
Назови их поскорей.
По очереди читают загадки и отгадки записывают в таблицу.
Растения леса |
Животные леса. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. Работа в лесу. Игра «Кто больше?»
Записать профессии, связанные с работой в лесу.
Кто? __________________________что делает?_________________________________
11. Использование леса и его охрана
— Чем полезен лес? Ролевая игра (столяр, рабочий, железнодорожник, химик, агроном). Найти ответы для роли.
— Каково значение лесопарков? Лесополос?
12. Встреча с Почемучкой
Есть тесная связь между лесом и его обитателями и жизнью человека. Знаете ли вы что...? Дети читают тексты.
- Сова уничтожает за год 1000 грызунов. Если учесть, что 1 мышь съедает за год один килограмм зерна, то сова спасает в год тонну зерна.
- У кукушки хороший аппетит. За один час она может съесть100 гусениц.
- Летучая мышь за один час ночной охоты может поймать160 — 170 комаров.
13. Встреча с Знайкой в лесу
Допишите правила поведения в лесу.
Не оставляйте________________________
Не ломайте_______________________
Не разоряйте___________________________
Не разжигайте________________________
Не рвите_____________________________
Составьте призывные лозунги об охране леса и напишите их на плакатах. Вот и школьники — «зеленые патрули» — свои люди в лесу.
14. Рефлексия
Вот и подошло к концу наше путешествие по лесу. Игра «Дополни фразу»
Лес — это.........
Лесные ресурсы — это........
Государство и лес — это..........
Лесные массивы.............
Подобрать однокоренные слова к корню — лес (лесок лесник лесочек лесничий лесовоз лесопарк лесополоса лесовод лесозаготовитель). Назвать заповедники.
Много леса — не губи. Мало леса — береги. Нет леса — посади.
15. Домашнее задание
Страница 87–94, составить рассказ по плану стр.94 (1 группа — 1, 2 предложение, 2 группа — 3, 4 предложение)
- 19322 просмотра